Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 349. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.09.97 N 1259 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2005 ГОДЫ"

Дата документа29.09.1997
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Программа · Перечень
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 1997 г. N 1259

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2005 ГОДЫ

 
    В соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224) и в целях обеспечения комплексного развития Особой экономической зоны в Калининградской области Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы (далее именуется - Программа), разработанную администрацией Калининградской области и представленную Министерством экономики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
    2. Утвердить Министерство экономики Российской Федерации государственным заказчиком Программы.
    3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 1999 года, при формировании проекта федерального бюджета выделение средств для реализации Программы.
    Финансирование инвестиционных проектов, предусмотренных Программой, в том числе строительства жилья для уволенных в запас военнослужащих, в 1998 году осуществлять в объемах, предусмотренных Федеральной инвестиционной программой на 1998 год, в пределах лимитов, определяемых Министерством экономики Российской Федерации.
    4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с администрацией Калининградской области ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 сентября 1997 г.
N 1259

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2005 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2005 ГОДЫ

 

Наименование Программы -Федеральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы
Основания для разработки Программы -статьи 1 и 21 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"
Государственный заказчик Программы -Министерство экономики Российской Федерации
Основной разработчик Программы -администрация Калининградской области
Цели и задачи Программы -обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;
укрепление единого экономического пространства России;
развитие внешнеэкономических связей России;
развитие экономики Особой экономической зоны и области в целом, повышение уровня жизни населения и достижение социально-политической стабильности в области;
обеспечение экономической безопасности области.
Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия федеральных и областных органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач:
развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая транспортный и природоохранный комплексы;
государственная поддержка приоритетных отраслей и объектов экономического роста Особой экономической зоны;
структурная перестройка хозяйственного комплекса Особой экономической зоны и области в целом, развитие нетрадиционных для региона конкурентоспособных отраслей и производств, включая импортозамещающие;
обеспечение полноценного функционирования размещенных на территории области воинских формирований и баз
Срок и этапы реализации Программы -Федеральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области рассчитана на 8-летний срок - 1998-2005 годы. Ее реализацию предполагается осуществлять в три этапа:
I. Подготовительный этап.
Утверждение Программы Правительством Российской Федерации, создание дирекции Программы, разработка нормативной правовой базы, отбор объектов экономического роста.
Продолжительность этапа - 1-1,5 года.
II. Этап первоначальной реализации Программы.
Завершение создания региональной и федеральной нормативной правовой базы, развертывание работы по развитию объектов инфраструктуры, первой группы объектов экономического роста и локальных свободных экономических зон.
Продолжительность этапа - 1,5-2 года.
III. Этап полномасштабной реализации Программы.
Обеспечение устойчивого роста экономики области с целью вывода ее из дотационного состояния и превращение в донора федерального бюджета.
Продолжительность этапа - 4,5-5,5 лет (до 2005 года)
Исполнители основных мероприятий -федеральные органы исполнительной власти, администрация Калининградской области, предприятия и организации области
Объемы и источники финансирования -(млрд. рублей, в ценах на 1 января 1997 г.) 1998 - 2005 годы в том числе 1998 год
  Всего 14050,56 3004,96
  в том числе:   
  федеральный бюджет,3416,7667,5
  в том числе   
  Федеральный дорожный фонд Российской Федерации 891309
  кредит за счет средств федерального бюджета 3431,5 653,4
  областной бюджет 673,6 135,8
  собственные средства предприятий 568,3 199,1
  заемный капитал 2398,46 332,36
  акционерный капитал 234,5 80
  иностранные инвесторы 2783,7 768,2
  иностранные кредиты 543,8 168,6
Ожидаемые результаты Программы -создание в Особой экономической зоне благоприятного делового климата, способствующего привлечению инвестиций, повышению конкурентоспособности продукции местных предприятий и, в конечном итоге, росту промышленного и сельскохозяйственного производства и повышению благосостояния населения;
создание современной инфраструктуры, способствующей росту промышленного производства, обеспечению оборонных интересов России и укреплению российского суверенитета на данной территории;
увеличение поступлений в бюджеты разных уровней, превращение области из дотационного региона в регион-донор федерального бюджета
Организация исполнения Программы и контроль за ее реализацией -для организации работы по выполнению Программы создается дирекция Программы в составе администрации Калининградской области.
Администрация Калининградской области ежегодно представляет в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о ходе выполнения мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 стр.
 Введение 6
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 6
2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации 8
3. Комплекс программных мероприятий 10
3.1. Программные мероприятия 10
3.2. Приоритетные отрасли и объекты экономического роста 13
3.3. Жизнеобеспечение региона и развитие инженерной инфраструктуры в Особой экономической зоне 16
3.3.1. Проблемы жизнеобеспечения региона 17
3.3.2. Поддержка и развитие инженерной инфраструктуры 21
3.4. Решение проблем, связанных с размещением и функционированием на территории области воинских формирований 22
3.5. Развитие социальной сферы 24
4. Ресурсное обеспечение Программы 25
4.1. Финансовое обеспечение Программы 25
4.2. Кадровое обеспечение Программы 27
5. Механизм реализации и управления Программой 27
6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы 28

 

Приложения
    
Приложение 1 -Перечень объектов Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы 29
Приложение 2 -Перечень федеральных программ, которыми предусмотрены конкретные задания по Калининградской области 39
Приложение 3 -Перечень региональных программ 44
Приложение 4 -Показатели финансово-экономической эффективности отдельных проектов Программы 46

 

Введение

 
    Разработка Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы (далее именуется - Программа) предусмотрена статьями 1 и 21 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224). Требования Федерального закона обусловлены необходимостью обеспечения интересов Российской Федерации в данном регионе, положение которого является специфическим с геополитической, экономической и исторической точек зрения.
    Программа подготовлена также с учетом Концепции федеральной политики в отношении Калининградской области (одобрена Советом Безопасности Российской Федерации в октябре 1994 г.), проекта федеральной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области на период до 2000 года (рассмотрен Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации 25 мая 1995 г.), Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 года и дополнительных соглашений к нему, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации.
 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    Калининградская область - единственный субъект Российской Федерации, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.
    Она располагается в регионе, издавна являвшимся сферой национальных интересов России. Здесь находится единственный принадлежащий Российской Федерации незамерзающий порт на Балтийском море. Пересекающие область транзитные коммуникации являются кратчайшим путем, связывающим Россию и страны Западной Европы. На ее территории сосредоточены крупнейшие мировые запасы янтаря (более 90 процентов мировых промышленных разработок), имеются значительные месторождения нефти, каменной соли, торфа, минеральной воды. Общероссийское значение приобретает создаваемый на побережье Балтийского моря санаторно-курортный комплекс.
    В Калининградской области размещены главные силы Балтийского флота России, формирования 11-й отдельной гвардейской армии. Их роль в качестве средства военного сдерживания возрастает в условиях расширения блока НАТО.
    Геополитическое положение области во многом определяет стратегические интересы России в регионе. Основными из них следует считать:
    обеспечение суверенитета Российской Федерации на данной территории;
    использование территории области в интересах обеспечения обороноспособности страны;
    ускоренное развитие внешнеэкономических связей России с европейскими странами;
    превращение области из дотационного региона в регион-донор федерального бюджета.
    Вместе с тем нынешняя ситуация в Калининградской области и вокруг нее не способствует реализации указанных интересов.
    Экономические трудности, присущие всей стране, усугубляются обособленным положением региона, его серьезной зависимостью от тарифной политики соседних государств в области энергетики и транспорта. Последнее время темпы падения промышленного производства были здесь в 3 раза выше общероссийских, а в целом за 1991-1996 годы оно сократилось более чем в 2,5 раза. Значительно уменьшился объем научно-технического потенциала области. В связи с практически полным прекращением государственного финансирования гидромелиоративных работ началось крупномасштабное заболачивание земель. Местные порты функционируют почти на половину своих мощностей, тогда как транзит российских внешнеторговых грузов в массовом порядке осуществляется через прибалтийские государства, принося им крупные валютные поступления. Потребительский рынок области в значительной степени обеспечивается импортными поставками. Фактически заморожены важнейшие проекты в сфере охраны окружающей среды, что нарушает международные обязательства России. Уровень безработицы (на конец 1996 года - 45 тыс. человек, что составляет 10,6 процента экономически активного населения) - один из самых высоких в стране. Обостряются и многие другие социальные проблемы. Область стала нуждаться в серьезной финансовой помощи из федеральных источников.
    Одновременно за рубежом отмечается активизация определенных политических сил, которые предпринимают попытки поставить под сомнение статус Калининградской области как субъекта Российской Федерации. Им удалось провести ряд международных акций, направленных на вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, в том числе через Конгресс США и Совет Европы. Эти силы спекулируют на истории региона, стремятся воспользоваться возникающим в результате социально-экономического кризиса общественным недовольством для культивирования сепаратистских настроений.
    Из всего сказанного следует, что интересы России могут быть исчерпывающим образом реализованы лишь при условии стабилизации и достижения последующего роста объемов производства в области, обеспечения ее экономической и социальной безопасности.
    Поскольку ситуация в стране не позволяет достаточно эффективно и быстро решить указанные задачи при помощи общепринятых финансово-экономических механизмов, было признано целесообразным прибегнуть к созданию на части территории области Особой экономической зоны. Это нашло отражение во вступивших в силу в 1996 году Федеральном законе "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. Данные документы создают определенные возможности для смягчения кризисных явлений, в частности, они способны в известной степени компенсировать дополнительные затраты хозяйствующих субъектов, связанные с оторванностью региона от остальной территории страны, и могут служить средством улучшения здесь делового климата.
    В полном объеме механизм Особой экономической зоны включается в действие посредством принятия и исполнения предусмотренной указанным Федеральным законом Программы.
 

2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

 
    В связи со сложностью решаемой проблемы Программа носит многоцелевой характер. Основными ее целями являются:
    обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;
    укрепление единого экономического пространства России;
    развитие внешнеэкономических связей России;
    обеспечение экономической безопасности региона;
    развитие экономики Особой экономической зоны и области в целом и, как следствие, повышение уровня жизни населения и обеспечение социально-политической стабильности в области.
    Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия федеральных и областных органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач:
    развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая природоохранные;
    превращение Особой экономической зоны и области в целом в крупный торгово-транспортный центр федерального и международного значения;
    оказание государственной поддержки приоритетным отраслям и объектам экономического роста Особой экономической зоны;
    сохранение и развитие научно-технического потенциала Особой экономической зоны и области в целом;
    проведение структурной перестройки хозяйственного комплекса Особой экономической зоны и области, в том числе отраслей и производств, обслуживающих военные формирования, а также развитие нетрадиционных для региона отраслей и предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию;
    создание в Особой экономической зоне и области благоприятного климата для предпринимателей;
    стимулирование притока отечественных инвестиций в экономику Особой экономической зоны и области, кооперационных связей местных предприятий с предприятиями других регионов страны;
    осуществление протекционистской политики в интересах местных товаропроизводителей;
    обеспечение полноценного функционирования размещенных на территории области военных формирований и баз.
    Реализация Программы будет осуществляться в 3 этапа.
    I. Подготовительный этап.
    На этом этапе предусматривается утверждение Программы Правительством Российской Федерации, создание дирекции Программы, интенсивная разработка нормативной правовой базы, отбор первой группы объектов экономического роста.
    Продолжительность этапа - 1-1,5 года.
    II. Этап первоначальной реализации Программы.
    На этом этапе завершается создание необходимой нормативной правовой базы, разворачивается работа по развитию инфраструктуры, первой группы объектов экономического роста и локальных свободных экономических зон.
    Продолжительность этапа - 1,5-2 года.
    III. Этап полномасштабной реализации Программы.
    Этап будет характеризоваться устойчивым ростом экономики области, что должно вывести ее из дотационного состояния, превратить в донора федерального бюджета и обеспечить интересы Российской Федерации в данном регионе.
    Продолжительность этапа - 4,5-5,5 лет (до 2005 года).
 

3. Комплекс программных мероприятий

 
    Решение перечисленных выше задач потребует реализации комплекса мер правового, финансово-экономического и организационного характера на федеральном и региональном уровнях, использования средств федерального и областного бюджетов, а также различных внебюджетных источников.
 

3.1. Программные мероприятия

 
    Одной из основных предпосылок успешной реализации Программы и подъема экономики области является создание соответствующих правовых условий, способствующих возникновению в регионе благоприятного делового климата. На основании опыта применения Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области выявились проблемы, связанные с необходимостью внесения изменений в действующие нормативные акты. Необходима также подготовка проектов ряда дополнительных федеральных и областных нормативных актов и проработка организационных предложений.
    В частности планируется подготовить проекты нормативных актов по следующим вопросам:
    усовершенствование механизма согласования решений органов исполнительной власти Калининградской области с Правительством Российской Федерации относительно введения дополнительных ограничений для применяемого в Особой экономической зоне таможенного режима свободной таможенной зоны с тем, чтобы эффективно защищать местных товаропроизводителей и использовать возможные доходы от применения этих мер для финансирования мероприятий по реализации Программы;
    введение в Особой экономической зоне специального порядка оформления краткосрочных въездных виз для отдельных категорий иностранных граждан на пограничных пунктах с возможностью их последующего продления на общих основаниях;
    применение механизма ускоренной амортизации основных производственных фондов для отдельных групп предприятий, расположенных в Особой экономической зоне.
    В целях реализации Программы предполагается также принять на областном уровне ряд нормативных актов и комплексных региональных программ. Развернутый перечень этих программ, разрабатываемых администрацией Калининградской области, приведен в приложении 3.
    При этом следует учитывать, что продолжится реализация заданий по объектам, размещенным в Калининградской области и включенным в другие федеральные программы, перечень и характеристики которых приведены в приложении 2.
    Ниже приводится перечень основных программных мероприятий как на федеральном, так и региональном уровне.
 

Перечень основных программных мероприятий

 

Наименование мероприятия Вид документа Срок исполнения Исполнители

На федеральном уровне

Введение упрощенного порядка получения краткосрочных виз для въезда на территорию Особой экономической зоны проект постановления Правительства Российской Федерации I квартал 1998 г. МИД России, администрация Калининградской области
Урегулирование обеспечения благоприятных условий транзитного сообщения между Калининградской областью и другими субъектами Российской Федерации через территории Литвы, Польши, Белоруссии проекты международных договоров IV квартал 1998 г. МИД России, администрация Калининградской области
Подготовка предложений по организации международного финансового центра в Особой экономической зоне  I квартал 1998 г. администрация Калининградской области
Подготовка предложений для федеральных органов исполнительной власти по организации локальных свободных экономических зон производственного типа  I квартал 1998 г. администрация Калининградской области

На региональном уровне

Разработка и принятие закона о стимулировании и защите инвестиций в Калининградской области закон Калининградской области I квартал 1998 г. администрация Калининградской области
Разработка и принятие закона об объектах экономического роста закон Калининградской области I квартал 1998 г. администрация Калининградской области
Разработка и принятие закона о локальных экономических зонах в Калининградской области закон Калининградской области I квартал 1998 г. администрация Калининградской области
Разработка и принятие закона об областном государственном заказе закон Калининградской области I квартал 1998 г. администрация Калининградской области
Разработка и принятие закона о порядке выделения ссуд за счет средств областного бюджета и внебюджетных фондов, предоставления гарантий под обязательства Калининградской области закон Калининградской области I квартал 1998 г.  
Разработка и принятие закона об управлении объектами государственной областной и муниципальной собственности в Калининградской области закон Калининградской области I квартал 1998 г. администрация Калининградской области
Разработка и принятие закона о поддержке местных товаропроизводителей закон Калининградской области II квартал 1998 г. администрация Калининградской области

Организационные мероприятия

Организация грузопассажирского паромного сообщения Калининград - Санкт-Петербург решение Минтранса России II полугодие 1998 г. Минтранс России
Придание статуса "международный" пограничному контрольно-пропускному пункту "Приозерный" решение МИДа России II квартал 1998 г. МИД России
Отмена скидок с действующих железнодорожных тарифов при перевозке российских экспортно-импортных грузов через порты Литвы решение МПС России I квартал 1998 г. МПС России
Создание центра переподготовки государственных служащих и менеджеров Особой экономической зоны постановление администрации Калининградской области I квартал 1998 г. администрация Калининградской области
Создание регионального фонда поддержки местных товаропроизводителей  I полугодие 1998 г. администрация Калининградской области
Создание регионального агентства экономического развития постановление администрации Калининградской области I квартал 1998 г. администрация Калининградской области
Подготовка предложений о предоставлении скидок с тарифов по поставкам электроэнергии в Калининградскую область  I полугодие 1998 г. администрация Калининградской области

 

3.2. Приоритетные отрасли и объекты экономического роста

 
    Недостаточный объем финансовых ресурсов, которыми сегодня располагает страна, ограничивает возможности их одновременного вложения в развитие широкого круга отраслей и объектов хозяйства. Поэтому в Программу заложен принцип избирательной концентрации средств.
    Средства должны использоваться прежде всего для формирования и поддержки объектов экономического роста Особой экономической зоны. Под объектами экономического роста понимаются отдельные коммерческие организации, локальные свободные экономические зоны, способные решать задачи не только собственного развития, но и содействовать улучшению социально-экономической ситуации в окружающем их районе или сфере деятельности. Наделение статусом объектов экономического роста будет осуществляться на основе утвержденной администрацией Калининградской области системы критериев, охватывающих экономическую эффективность (в том числе достаточно быструю окупаемость проектов) и соответствие современным экологическим стандартам.
    Предполагается, что объектам экономического роста будет предоставлен льготный режим хозяйствования, они получат государственную поддержку, включая гарантии для привлечения инвестиций, частичное бюджетное финансирование. При этом финансовые ресурсы из федеральных и областных источников будут выделяться главным образом на возвратной основе. Для этих целей ежегодно требуется выделение Калининградской области федеральной бюджетной ссуды (налогового кредита) в размере 600-650 млрд. рублей (в ценах на 1 января 1997 г.).
    Отбор объектов экономического роста следует вести прежде всего в отраслях (хозяйственных комплексах) и по приоритетным с точки зрения обеспечения интересов Российской Федерации и перспектив экономического развития области направлениям.
    Такими направлениями с учетом географического положения области, объективно складывающихся тенденций в структурной перестройке промышленности региона, а также возможностей, предоставленных действующим режимом особой экономической зоны, являются:
    формирование крупного международного многофункционального транспортного узла с использованием различных маршрутов движения. Это даст возможность организовать устойчивое сообщение области с другими регионами России, обеспечить выход российских предприятий на важнейшие мировые транспортные пути и расширить спектр предоставляемых им услуг, уменьшить валютную составляющую их транспортных расходов. Одним из элементов развития транспортного комплекса является создание в Особой экономической зоне специального транспортного центра с целью предоставления льготного налогового режима для российских автоперевозчиков, работающих на международных линиях. Это особенно актуально в последнее время в связи с наблюдающимся сокращением доли российских операторов на рынке международных автоперевозок;
    развитие инфраструктуры внешнеторговых операций путем создания системы локальных свободных таможенных зон и международного финансового центра. С созданием Особой экономической зоны внешнеторговый оборот Калининградской области увеличился (по сравнению с 1995 годом) в 1,73 раза и составил за 1996 год 1326,5 млн. долларов США. Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей требует создания соответствующей инфраструктуры, что, в свою очередь, будет способствовать переориентации на Особую экономическую зону транспортных потоков, идущих в настоящее время через прибалтийские государства, и содействовать привлечению российских и иностранных инвестиций;
    стимулирование создания нетрадиционных для области конкурентоспособных производств (по выпуску автомототехники, персональных компьютеров, сложных бытовых приборов и других высокотехнологичных товаров), в том числе путем учреждения локальных свободных экономических зон производственной ориентации и перепрофилирования существующих предприятий. Благодаря этому удастся провести структурную перестройку хозяйства области, обеспечить потребительский рынок отечественными товарами, укрепить экономическую основу жизнедеятельности региона и его самостоятельность по отношению к иностранным государствам, повысить конкурентоспособность российской экономики в целом и степень ее интеграции в мировое экономическое пространство. На первом этапе наиболее перспективными в этом отношении представляются два направления: создание и развитие сборочных производств с использованием импортных комплектующих, доработка и предпродажная подготовка экспортных товаров, произведенных в других регионах России. Становление подобного рода производств стимулируется особым хозяйственным режимом, действующим в Особой экономической зоне, и ее близостью к европейским рынкам;
    развитие туристическо-рекреационного комплекса для организации отдыха и лечения прежде всего российских, а также иностранных граждан. Результатом деятельности предприятий этого комплекса будет привлечение дополнительных финансовых ресурсов (в том числе валютных) в экономику области и страны, обеспечение занятости населения и спроса на продукцию местных сельскохозяйственных производителей. Этому способствует наличие благоприятных климатических условий, а также то, что калининградское побережье является единственной принадлежащей России рекреационной зоной в данном регионе. По имеющимся оценкам, мощности комплекса могут достигать 170 тыс. мест в летний период и 80 тыс. мест в другие времена года. Данное направление предусматривается реализовать путем создания современных гостинично-туристических объектов с широким набором услуг;
    поддержка предприятий агропромышленного комплекса, призванного гарантировать на приемлемом уровне продовольственную независимость области от внешних поставок, восстановить экономическую базу социального развития села;
    возрождение рыбопромышленного комплекса и переориентация части его добывающих предприятий на прибрежный лов, что позволит увеличить поставки на российский рынок отечественной рыбной продукции, использовать мощности местных судостроительных и судоремонтных заводов, сохранить кадровый и научно-технический потенциал отрасли;
    конверсия и развитие машиностроительных предприятий, использование их кадрового потенциала для перевода местной промышленности на выпуск наукоемкой и ресурсосберегающей продукции с использованием научно-технических разработок ученых Калининградской области и других регионов России;
    комплексное развитие целлюлозно-бумажной промышленности, стимулирование ее перехода на экологически чистые, обеспечивающие максимальную глубину переработки сырья технологии и выпуск современной бумажной продукции. Таким образом предполагается увеличить экспортные возможности этой отрасли, обеспечить валютные поступления для нужд страны, улучшить экологическую обстановку на территории области;
    возрождение янтарной промышленности, обеспечение устойчивых валютных поступлений для нужд страны за счет эффективного использования уникальных природных запасов янтаря.
    Проекты, предполагающие создание предприятий, деятельность которых способна негативно сказаться на развитии указанных приоритетных отраслей и направлений, не могут наделяться статусом объекта экономического роста и пользоваться преимуществами этого статуса.
 

3.3. Жизнеобеспечение региона и развитие инженерной инфраструктуры в Особой экономической зоне

 
    Реализация приоритетных направлений, предусмотренных пунктом 3.2. Программы, требует государственной поддержки строительства и модернизации объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения региона. Одновременно эти объекты имеют стратегическое значение для обеспечения обороны, развития международных отношений и экономики страны в целом.
    Необходимые мероприятия ввиду их масштабности могут быть осуществлены только в результате усилий со стороны федеральных органов исполнительной власти и за счет централизованных капитальных вложений. Однако часть из них может быть профинансирована на возвратной основе. Некоторые объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения допустимо включать в иные федеральные целевые программы.
 

3.3.1. Проблемы жизнеобеспечения региона

 
    Калининградская область в силу своего особого геополитического положения играет и будет играть стратегически важную роль в обеспечении политических, экономических и военных интересов России в Европе. С учетом планов НАТО по включению в состав альянса восточноевропейских стран и государств Балтии военно-стратегическое значение области еще более возрастает. В этой связи Программа предусматривает комплекс мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности региона, в том числе при возникновении возможных кризисных ситуаций.
    К стратегически важным отраслям Программы относятся:
    транспортный комплекс;
    топливно-энергетический комплекс;
    агропромышленный комплекс;
    связь и телекоммуникации.
 

Транспортный комплекс

 
    Обеспечение оборонных интересов и единства экономического пространства Российской Федерации невозможно без устойчивого транспортного сообщения Особой экономической зоны и области в целом с остальной территорией страны, без стабильной работы всего транспортного комплекса области, и в первую очередь портов. Однако сегодня имеет место значительная зависимость региона от условий грузового и пассажирского транзита по территории иностранных государств, а также от изменения в них политической и экономической конъюнктуры. С целью преодоления существующих негативных тенденций предлагается реализовать следующие основные проекты:
    развитие паромного сообщения между портами Калининграда и Санкт-Петербурга;
    модернизация действующих и строительство новых портов в соответствии с Федеральной программой "Возрождение торгового флота России"
    реконструкция калининградского участка автодороги Гусев - Голдап - Гродно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 531 "О неотложных мерах по стабилизации экономического положения Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 519);
    создание в аэропорту Храброво автоматизированного центра управления воздушным движением. В настоящее время воздушное пространство региона находится в зоне ответственности Вильнюсского центра полетной информации.
    Решение указанных проблем потребует заключения международных договоров Российской Федерации по условиям транзита по территориям Польши, Литвы и Белоруссии при перевозках между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации.
    Перечень и характеристики включенных в Программу объектов транспортного комплекса приведены в приложениях 1 и 4.
 

Топливно-энергетический комплекс

 
    Структура регионального топливно-энергетического баланса характеризуется почти полной зависимостью ее от поставок энергоносителей из-за пределов области. Генерирующие мощности местных теплоэлектростанций обеспечивают потребности хозяйства и населения региона в электроэнергии лишь на 20 процентов, в то время как 80 процентов поставляется Единой энергосистемой России транзитом через Литву и Белоруссию.
    Отсутствие прямых связей с российской энергосистемой и стремление стран Балтии перевести электростанции на синхронную работу с энергосистемой Западной Европы существенно снижает энергетическую безопасность области. В то же время ее чрезмерная зависимость от поставок электроэнергии с/через территории государств, стремящихся к вступлению в НАТО, противоречит доктрине национальной безопасности России.
    Обеспечение области природным газом осуществляется по магистральному газопроводу Калининград - Вильнюс. Уже в 1997 году его пропускной мощности (500 млн. куб. м в год) будет недостаточно для покрытия имеющихся потребностей. Не завершено строительство 30-километрового газоотвода к г. Черняховску, газоотвода к г. Советску, а также газораспределительной станции в г. Калининграде. Решение в течение ближайших 10 лет проблемы снабжения области природным газом требует ежегодного ввода в эксплуатацию 45 км газопроводов.
    Предлагается осуществить комплекс мероприятий по созданию дополнительных энергетических мощностей, расширению круга поставщиков и дифференциации вариантов поставок энергоносителей в область, в том числе: