Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 308. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" (Одобрены Минздравом РФ, протокол от 10.03.2015 N 73/23/9)

Дата документа10.03.2015
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации

    

Одобрены
на заседании Координационного совета
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
по государственно-частному партнерству
(протокол
от 10.03.2015 N 73/23/9)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

I. Общие положения

 
    Политические, экономические и социальные преобразования последних лет создали в Российской Федерации условия для объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества в решении значимых для общества социальных задач в целях улучшения охраны здоровья населения и повышения качества медицинской помощи.
    В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 г., меры по развитию механизмов взаимодействия государства и бизнеса, включая различные модели государственно-частного партнерства и другие формы привлечения частного капитала для развития инфраструктуры здравоохранения, определены как приоритетные в области модернизации здравоохранения.
    Настоящие Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения (далее - Методические рекомендации) рассматривают различные аспекты формирования взаимодействия публичного и частного партнера в сфере здравоохранения и направлены на формирование единообразных подходов, эффективное внедрение и развитие в субъектах Российской Федерации новых форм взаимовыгодных отношений в сфере здравоохранения.
    В настоящих Методических рекомендациях под государственно-частным взаимодействием в сфере здравоохранения понимается взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления (далее - публичный партнер), частных и некоммерческих организаций (далее - частный партнер), позволяющее обеспечить эффективное выполнение задач публично-правовых образований в сфере здравоохранения путем привлечения частных ресурсов для создания, реконструкции, управления, содержания инфраструктуры здравоохранения или предоставления услуг.
    Государственно-частное взаимодействие в сфере здравоохранения включает в себя широкий спектр различных публично-правовых отношений, в том числе механизмы государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), определенные законодательством Российской Федерации, в первую очередь, реализуемых посредством заключения концессионных соглашений.
    На данном этапе ключевыми направлениями развития и условиями внедрения механизмов ГЧП в сфере здравоохранения являются:
    1. Совершенствование нормативной правовой базы, принятие на федеральном уровне специального закона об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации.
    2. Финансовое обеспечение проектов ГЧП, содействие в доступе инвесторов к "длинным" деньгам для осуществления инвестиций в проекты ГЧП.
    3. Разработка механизмов обеспечения необходимого уровня рентабельности проектов ГЧП для частного инвестора при условии сохранения социальных обязательств государства в части оказания гражданам медицинской помощи.
    4. Организационное сопровождение органами государственной власти и органами местного самоуправления проектов ГЧП (от "идеи" до "проекта (продукта) под ключ").
    5. Создание на региональном и местном уровнях отдельных структурных подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, координационных и совещательных органов, отвечающих за вопросы развития ГЧП в здравоохранении.
    6. Подготовка (повышение квалификации) должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за сопровождение проектов ГЧП в сфере здравоохранения.
 

II. Цель, основные принципы и механизмы государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения

 
    Целью государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения является повышение уровня доступности и качества медицинских услуг, эффективности расходования бюджетных средств.
    Основными принципами государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения являются:
    - законность;
    - социально-экономический эффект и эффективность;
    - обоснованность принимаемых органами государственной власти управленческих решений;
    - взаимовыгодность;
    - объединение ресурсов под достижение конкретного результата;
    - распределение ответственности и рисков между публичным и частным партнерами;
    - обеспечение публичным партнером контроля и мониторинга над реализацией проектов государственно-частного взаимодействия;
    - сохранение профиля объектов здравоохранения, объемов, видов и условий оказываемой населению конкретного субъекта Российской Федерации медицинской помощи, а также доступности и качества медицинской помощи, оказываемой по программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
    Государственно-частное взаимодействие в сфере здравоохранения может осуществляться с помощью множества предусмотренных действующим законодательством механизмов сотрудничества публичного и частного партнеров, и предусматривает заключение различных сделок. На данном этапе развития государственного регулирования к основным механизмам государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения можно отнести:
    - концессии;
    - сделки по привлечению инвестиций в отношении объектов инфраструктуры здравоохранения государственной собственности;
    - аренду государственного имущества с возложением на арендатора обязательств по проведению текущего и капитального ремонта арендуемого имущества;
    - лизинг;
    - участие частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
    - аутсорсинг;
    - создание коммерческих организаций.
 

III. Концессии как механизм государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения

 
    Правовой основой рассматриваемого механизма привлечения частных инвестиций в сфере здравоохранения являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессиях).
    Согласно Закону о концессиях концессионное соглашение - это соглашение, по которому концессионер осуществляет строительство и (или) реконструкцию объекта соглашения, находящегося в собственности концедента или подлежащего передаче в собственность концеденту после строительства (реконструкции), с последующей эксплуатацией данного объекта концессионером на праве владения и пользования в течение срока, установленного концессионным соглашением.
    В Законе о концессиях концедент определен как Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях.
    В силу части 4 статьи 3 Закона о концессиях объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения.