Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 370. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ДОКЛАД ЦБ РФ от 17.09.97 "О ПРОБЛЕМЕ НЕПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЯХ ЕЕ РЕШЕНИЯ"

Дата документа17.09.1997
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

 

ДОКЛАД
от 17 сентября 1997 года

 

О ПРОБЛЕМЕ НЕПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЯХ ЕЕ РЕШЕНИЯ

 

1. Преодоление инфляции - главное условие решения проблемы неплатежей

 
    Главная задача, которую в настоящее время должен решить Банк России для улучшения общеэкономической ситуации, - это создание стабильного макроэкономического фона, который помогает экономическим агентам иметь четкие ориентиры в планировании и расчетах результатов своей деятельности. Стабильные внутренние цены и предсказуемый обменный курс национальной валюты являются лучшими условиями для проведения эффективных рыночных реформ. Эта задача зафиксирована в Законе о Центральном банке Российской Федерации, в соответствии с которым главным для Банка России остается контроль за уровнем инфляции и поддержанием стабильности курса национальной валюты. При этом необходимо отметить, что в условиях снизившейся инфляции чрезвычайно большое значение имеет определение оптимального количества денег, обеспечивающего максимально возможный экономический рост без усиления инфляции.
    Прирост денежной массы осуществляется в соответствии с оценкой спроса на деньги адекватно поставленным макроэкономическим целям. Как уже неоднократно отмечалось Банком России, прирост денежной массы значительно опережает прирост инфляции. Уже в 1996 г. прирост денежной массы за год составил 33,7%, а прирост инфляции - 21,8%. В 1997 г. эта тенденция сохранилась. По оценкам Банка России, прирост денежной массы за первую половину года составил 24%, а прирост инфляции - 8,4%. Как свидетельствуют данные, происходит ускорение этого процесса, то есть разница между приростом денежной массы и приростом инфляции постепенно увеличивается. Причем это происходит в условиях, когда не отмечается существенного роста объемов производства. Таким образом, на единицу произведенного в стране товара в 1997 г. приходится больше денег (в форме наличных денег, средств до востребования и срочных вкладов, депозитов в национальной валюте), чем, например, в 1996 году.
    Значительную роль в этом сыграла проводимая Банком России политика обменного курса, направленная на ограничение спроса на иностранную валюту. Это привело к росту спроса на рубли и дало возможность увеличить темпы прироста денежной массы.
    Один из важных вопросов на сегодняшний день заключается в том, может ли Банк России способствовать решению проблемы неплатежей, существенно увеличив денежное предложение и не вызвав при этом роста инфляции.
    Количество денег в обращении может увеличиться за счет роста валютных резервов Центрального банка при покупке иностранной валюты у правительства и коммерческих банков. Продажа иностранной валюты осуществляется по инициативе правительства, и возможности воздействия на этот процесс у Банка России нет. Что касается второй части этих операций, то они осуществляются по инициативе Банка России в рамках проводимой им политики обменного курса. Таким образом, динамика валютных активов Банка России в значительной мере предопределена соотношением спроса и предложения на иностранную валюту.
    Второй канал прироста денежного предложения - кредиты коммерческим банкам. Расширение этого канала возможно лишь в том случае, если коммерческие банки предъявляют спрос на эти кредиты по той цене, которую определяет Банк России. В настоящее время Банк России не ограничивает объемы заимствований коммерческих банков, он регулирует лишь их стоимость. При этом Центральный банк выполняет функцию кредитора последней инстанции, пополняя краткосрочную ликвидность банковской системы. Здесь необходимо поддержание процентной ставки на уровне не ниже рыночной ставки. В противном случае появляется возможность проведения арбитражных операций, а функционирование кредитного "окна" не ограничивает объема заимствований. В конечном счете это чревато подрывом доверия к рублю и ростом инфляции.
    Третий основной канал прироста денег - покупка Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг. Однако, как известно, Банк России может приобретать государственные ценные бумаги только на вторичном рынке, то есть только после того, как они куплены коммерческими банками. Таким образом, приобретая государственные ценные бумаги, Банк России увеличивает ликвидные ресурсы коммерческих банков. Чрезмерный их рост способен привести к дестабилизации финансового рынка и нарастанию инфляционных процессов.
    Таким образом, увеличение предложения денег Центральным банком Российской Федерации происходит путем увеличения банковской ликвидности (это относится и к осуществляемому Банком России снижению нормативов обязательных резервов). Поэтому вопрос о дальнейшем размещении этих ресурсов находится в компетенции коммерческих банков. Банк России может лишь косвенно влиять на этот процесс, регулируя доходность различных рынков.
    В настоящее время в условиях проводимой Банком России политики обменного курса вложения в иностранные активы не являются выгодными. Однако в условиях расширения предложения денег эта ситуация может быстро измениться на противоположную.
    Остается достаточно привлекательной доходность государственных ценных бумаг. Однако очевидно, что существуют пределы снижения доходности государственных ценных бумаг, так как в любом случае правительству необходимо занять определенную сумму для покрытия бюджетного дефицита на внутреннем рынке. Правительство не может сделать свои заимствования непривлекательными, так как в противном случае оно не разместит свои обязательства и нечем будет профинансировать бюджетный дефицит, что приведет к цепочке неплатежей. Таким образом, снижение общего уровня процентных ставок создает возможности для заимствования реального сектора по приемлемой цене, однако приток средств в производственный сектор возможен только вследствие снижения дефицита бюджета и соответственно заемных потребностей правительства
    В последнее время обсуждается вопрос о необходимости целенаправленного управления денежной эмиссией для устранения "узких мест" в системе денежного обращения. Практика функционирования Банка России в пореформенное время показала неэффективность административного регулирования денежной эмиссии в условиях действия рыночных механизмов, так как в значительной степени именно предоставление Центральным банком целевых кредитов явилось причиной развития инфляции и падения курса рубля. Поэтому введение нормативов кредитования различных направлений экономической деятельности, с точки зрения Центрального банка Российской Федерации, представляется неэффективным.
    Банк России считает, что его роль в решении проблемы неплатежей состоит не в том, чтобы проводить директивную (целенаправленную) эмиссию, а в том, чтобы создать условия, которые позволили бы предприятиям реального сектора предъявлять платежеспособный спрос на кредиты коммерческих банков. Под этими условиями (имеются в виду процессы, регулирование которых входит в компетенцию Центрального банка Российской Федерации) Банк России понимает прежде всего низкую инфляцию, низкие реальные процентные ставки, соответствующую динамику валютного курса. Имея в виду, что неплатежи - это оборотная сторона недоступности кредитов, Банк России будет придерживаться стратегии последовательного (по мере формирования необходимых условий) снижения ставки рефинансирования, создавая тем самым базу для решения проблемы неплатежей.