Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 325. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 14.07.97 N 17-45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ"

Дата документа14.07.1997
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Рекомендации

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПРИКАЗ
от 14 июля 1997 г. N 17-45

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

 
    В целях реализации положений Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.05.97 N 425, и во исполнение Программы действий Госстроя России на 1997 год приказываю:
    1. Утвердить Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья.
    2. Департаменту ЖКХ (В.В. Авдеев), Департаменту жилищной политики (Н.А. Быков) оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в вопросах применения Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья.
    3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.Ш. Шамузафарова.
 

Председатель
Е.В.БАСИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Госстроя России
от 14.07.97 N 17-45

 

Одобрены
письмом Минфина России
от 14.04.97 N 16-00-16-74

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

 

1. Общие положения

 
    1.1. Особенности бухгалтерского учета в товариществах собственников жилья (в дальнейшем Товарищества) непосредственно связаны с правовым статусом Товарищества. Товарищество собственников жилья по своей организационно - правовой форме является некоммерческой организацией. Данное положение установлено Федеральным законом от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья". Домовладельцы создают Товарищество для согласования порядка реализации своих прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом в кондоминиуме (ст. 24).
    1.2. Статус Товарищества как некоммерческой организации необходимо учесть при регистрации Товарищества. В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, то есть они могут осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
    Некоммерческие организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между своими членами. Гражданский кодекс определяет понятие предпринимательской деятельности как деятельности, осуществляемой на свой риск, и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 п. 1).
    Таким образом, наличие или отсутствие предпринимательской (хозяйственной) деятельности позволяет разделить все Товарищества, как субъектов налогообложения, на две группы, в которых будут применяться различные схемы бухгалтерского учета, и работники которых будут сдавать различные формы финансовой отчетности.
    1.3. При регистрации Товарищества необходимо обратить внимание на то, чтобы Товариществу были правильно присвоены коды Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), поскольку в соответствии с налоговым законодательством существуют особенности ведения бухгалтерского учета в различных отраслях хозяйства. Для использования правил бухгалтерского учета, принятых в жилищно - коммунальном хозяйстве, необходимо, чтобы Товариществу был присвоен код ОКОНХ 90110 "Эксплуатация жилого фонда". Порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно - коммунальном хозяйстве установлен письмом Министерства финансов РФ от 29 октября 1993 г. N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно - коммунальном хозяйстве" (с изменениями от 3 апреля 1996 г.).
 

2. Особенности финансово - хозяйственной деятельности

 
    2.1. Товарищества ведут свою деятельность за счет средств целевого финансирования, состоящих из целевых взносов членов Товарищества, других целевых средств, а также за счет доходов от предпринимательской деятельности, направляемых на уставные цели.
    Для обеспечения эффективного управления и реализации уставных целей необходимо финансовое планирование, которое позволяет рассчитать размер целевых взносов домовладельцев, определить поквартально (помесячно) движение денежных средств.
    2.2. Главным элементом финансового планирования является составление годового бюджета Товарищества - сметы доходов и расходов.
    Исходными данными при составлении бюджета являются:
    - бюджет прошлых лет (на 1 - 3 года) и его выполнение;
    - технические характеристики комплекса недвижимого имущества (площади жилых и нежилых помещений, функциональное назначение нежилых помещений, этажность здания, количество лиц, имеющих право на льготы по оплате жилья, и т.д.);
    - уровень инфляции;
    - регулярность поступления бюджетных дотаций на содержание и ремонт жилого фонда и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;
    - предполагаемая заработная плата управленческого и обслуживающего персонала;
    - цены на услуги по управлению и обслуживанию жилого фонда;
    - остатки финансовых средств с прошлых лет;
    - остатки материальных ресурсов на содержание и ремонт.
    2.3. Расходная часть бюджета Товарищества состоит из следующих видов расходов:
    - административно - управленческие расходы (заработная плата административно - управленческого персонала с начислениями, накладные и прочие расходы);
    - техническое обслуживание, содержание и ремонт. Может выполняться на основании договоров подряда на отдельные виды работ, комплексных договоров или хозяйственным способом;
    - прочие расходы, связанные с содержанием комплекса недвижимого имущества (страхование, налоги);
    - отчисления в фонды капитального ремонта и др.
    2.4. Административно - управленческие расходы могут включать:
    - фонд оплаты труда с начислениями (взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонд занятости, транспортный налог);
    - содержание конторы правления Товарищества (отопление, горячее и холодное водоснабжение, освещение, оплата телефона и др.);
    - канцелярские расходы;
    - обучение управленческого персонала (повышение квалификации, приобретение нормативно - правовых документов и специальной литературы);
    - содержание оргтехники;
    - информационные и юридические услуги;
    - служебные разъезды;
    - прочие расходы.
    2.5. Расходы по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту могут включать в себя:
    - заработная плата с начислениями обслуживающего персонала;
    - расходы на инвентарь и материалы;
    - расходы на дератизацию и дезинфекцию;
    - расходы на дежурное освещение мест общего пользования;
    - оплата по договору о техническом обслуживании подрядной организации;
    - оплата по договорам специализированным подрядным организациям (обслуживание лифтового оборудования, чистка вентиляции, аварийные работы и др.);
    - оплата по договору на комплексное оказание услуг со службой заказчика;
    - прочие расходы.
    2.6. Доходная часть бюджета может складываться из следующих видов поступлений:
    - взносов домовладельцев на эксплуатационные расходы, коммунальные услуги;
    - бюджетные поступления (субсидии на оплату жилья, дотации на содержание и ремонт, компенсация льгот по оплате жилья);
    - прочие целевые поступления (спонсорские, благотворительные);
    - доходы от внереализационных операций (арендная плата, доходы по депозитам, ценным бумагам);
    - доходы от прочей хозяйственной деятельности.
    2.7. Расчет размеров платежей домовладельцев производится в следующем порядке:
    - из суммы годовых расходов Товарищества по всем статьям затрат вычитается сумма доходов от внереализационных операций и от прочей хозяйственной деятельности за вычетом налогов по каждому виду деятельности;
    - оставшаяся сумма делится на 12 и умножается на процентную долю участия домовладельца.
 

3. Рабочий план счетов

 
    3.1. Товарищество может самостоятельно приспосабливать отдельные межотраслевые регистры бухгалтерского учета при соблюдении:
    - единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
    - сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов;
    - накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью товарищества, а также для составления бухгалтерской отчетности.
    3.2. Для организации бухгалтерского учета в Товариществе целесообразно использование нижеприведенного рабочего плана счетов.
 

Наименование разделов и счетов NN счетов Номера субсчетов и их наименование Учетные регистры, в которых отражаются кредитовые обороты