Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 311. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МВД РФ от 12.09.2013 N 707 (ред. от 23.11.2015 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2016) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа12.09.2013
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Инструкция

    
    Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2013 г. N 30957
    


 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 сентября 2013 г. N 707

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказов МВД РФ от 26.02.2015 N 283, от 20.04.2015 N 447, от 23.11.2015 N 1115)

 
    В целях установления в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, <2> в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <3> приказываю:
    


    <1> Далее - "МВД России".
    <2> Далее - "обращения (обращение)".
    <3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474. Далее - "Федеральный закон".
 
    1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <1>.
    
    <1> Далее - "Инструкция".
 
    2. Начальникам главных управлений, департаментов, управлений МВД России, начальнику главного штаба внутренних войск - первому заместителю главнокомандующего внутренними войсками МВД России, первому заместителю начальника Следственного департамента МВД России, начальникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, командующим войсками региональных командований, командирам соединений и воинских частей, начальникам военных образовательных организаций высшего образования и учреждений внутренних войск МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, организовать изучение Инструкции личным составом и обеспечить неукоснительное соблюдение ее положений.
    (в ред. Приказа МВД РФ от 20.04.2015 N 447)
    3. Установить, что:
    3.1. Начальники органов внутренних дел несут персональную ответственность за состояние работы по приему граждан, обеспечению объективного, своевременного и в полном объеме рассмотрения обращений, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в строгом соответствии с требованиями Федерального закона и Инструкции.
    3.2. Начальники самостоятельных подразделений <1> по направлениям деятельности несут персональную ответственность за качество рассмотрения обращений по существу и своевременное направление заявителям ответов, соответствующих установленным требованиям.
    
    <1> Структурный элемент органа внутренних дел, функционально замкнутый на его руководство.
 
    3.3. Начальники подразделений делопроизводства и режима несут персональную ответственность за организацию работы по рассмотрению обращений и приему граждан, а также соблюдение порядка и сроков рассмотрения обращений.
    3.4. Непосредственный исполнитель <1> несет персональную ответственность за соблюдение требований Федерального закона и Инструкции.
    
    <1> Должностное лицо, уполномоченное на непосредственное рассмотрение обращения.
 
    3.5. Сотрудники, уполномоченные на прием обращений, их регистрацию и учет, несут персональную ответственность за их сохранность, соблюдение порядка и сроков регистрации обращений, а также ведение учетных форм.
    4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
 

Министр
генерал-полковник полиции
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

 
 
    

Приложение
к приказу МВД России
от 12.09.2013 N 707

ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказов МВД РФ от 26.02.2015 N 283, от 20.04.2015 N 447, от 23.11.2015 N 1115)

I. Общие положения

 
    1. Настоящая Инструкция <1> определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, <2> в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <3> в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <4>.
    


    <1> Далее - "Инструкция".
    <2> Далее - "граждане (гражданин)".
    <3> Далее - "МВД России" или "Министерство".
    <4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474. Далее - "Федеральный закон".
 
    2. Рассмотрение обращений граждан <1> в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, оперативно-территориальными объединениями, соединениями и воинскими частями, военными образовательными организациями высшего образования и учреждениями внутренних войск МВД России, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России <2>.
    (в ред. Приказа МВД РФ от 20.04.2015 N 447)
    
    <1> Далее - "обращения (обращение)".
    <2> Далее - "органы внутренних дел" при отсутствии специального указания.
 
    3. Рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы:
    прием и первичную обработку обращений;
    регистрацию и учет обращений;
    принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений;
    рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений;
    подготовку и направление ответов на обращения;
    хранение обращений и материалов по их рассмотрению;
    личный прием граждан;
    анализ рассмотрения обращений;
    контроль за рассмотрением обращений.
    4. Организационно-методическое обеспечение деятельности по рассмотрению обращений в системе МВД России осуществляется Департаментом делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России <1>.
    
    <1> Далее - "ДДО МВД России".
 
    5. Положения Инструкции не распространяются на правоотношения, возникающие в связи с рассмотрением обращений, которые регулируются в ином порядке, установленном международными договорами с участием Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
    6. Обращения военнослужащих внутренних войск МВД России в Главное командование внутренних войск МВД России, оперативно-территориальные объединения, соединения и воинские части, военные образовательные организации высшего образования и учреждения внутренних войск МВД России подаются и рассматриваются в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" <1>.
    (в ред. Приказа МВД РФ от 20.04.2015 N 447)
    
    <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47, ст. 5749; 2008, N 43, ст. 4921; 2011, N 4, ст. 572, N 18, ст. 2595, N 31, ст. 4714; 2013, N 3, ст. 171.
 
    7. Для целей Инструкции применяются следующие основные термины <1>:
    
    <1> Подпункты 7.1 - 7.5 Инструкции изложены в соответствии со статьей 4 Федерального закона.
 
    7.1. Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
    7.2. Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
    7.3. Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
    7.4. Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
    7.5. Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
 

II. Обязанности и права сотрудников при рассмотрении обращения

 
    8. Сотрудник <1>, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан:
    


    <1> Сотрудник органа внутренних дел, военнослужащий внутренних войск, федеральный государственный гражданский служащий, работник органа внутренних дел или внутренних войск МВД России.
 
    8.1. Обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина.
    8.2. Принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
    8.3. Направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции.
    8.4. Уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения.
    8.5. Не разглашать сведения, содержащиеся в обращении, а также информацию, касающуюся частной жизни гражданина, ставшие известными при рассмотрении обращения. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов <1>.
    
    <1> Статья 6 Федерального закона.
 
    8.6. Обеспечить сохранность и конфиденциальность документов, относящихся к предмету проверки по обращению.
    9. Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:
    9.1. Представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.
    9.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
    9.3. Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных пунктами 146 и 147 Инструкции, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе (далее - письменное обращение) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
    9.4. Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    9.5. Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
    9.6. Возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения, по решению суда <1>.
    
    <1> Статья 16 Федерального закона.
 
    10. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц <1>.
    
    <1> Статья 2 Федерального закона.
 
    11. В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения органом внутренних дел или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда <1>.
    
    <1> Статья 16 Федерального закона.
 
    Пункт 12. - Утратил силу.
    (в ред. Приказа МВД РФ от 23.11.2015 N 1115)
    13. Конфиденциальность аудио- и (или) видеоинформации, полученной с применением технических средств, а также учет и хранение носителей указанной информации обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.
    14. Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, вправе:
    14.1. Направлять в установленном порядке запросы для получения необходимых документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам.
    14.2. Истребовать в установленном порядке из органов внутренних дел документы и материалы, относящиеся к предмету проверки по обращению.
    14.3. Знакомиться с документами и материалами, имеющими значение для рассмотрения обращения. В случае необходимости приобщать их копии к обращению.
    14.4. Выезжать по решению руководителя <1> на место для проверки фактов и обстоятельств, изложенных в обращении.
    
    <1> Министр внутренних дел Российской Федерации, первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, заместители Министра внутренних дел Российской Федерации, начальник (руководитель) органа внутренних дел (структурного подразделения органа внутренних дел), его заместители в соответствии с распределением обязанностей.
 
    14.5. Пользоваться в установленном порядке информационными базами (банками) данных МВД России.
    15. Перечень мероприятий, приведенных в пункте 14 Инструкции не является исчерпывающим и может быть дополнен руководителем органа внутренних дел либо руководителем самостоятельного подразделения <1> в рамках предоставленных ему полномочий.
    
    <1> Структурный элемент органа внутренних дел, функционально замкнутый на его руководство.
 

III. Информирование граждан о порядке рассмотрения обращений

 
    16. Информирование граждан в системе МВД России осуществляется по телефону, а также путем размещения на официальных сайтах МВД России, его территориальных органов и организаций <1> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <2>, на информационных стендах и (или) информационных терминалах <3> следующих сведений:
    


    <1> Далее - "официальные сайты".
    <2> Далее - "сеть Интернет".
    <3> Далее - "информационные стенды".
 
    16.1. О порядке и сроках рассмотрения обращений и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы их рассмотрения.
    16.2. График приема граждан.
    16.3. О присутствии на личном приеме членов общественных советов, образованных при МВД России и его территориальных органах <1>.
    
    <1> Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3154). Далее - "общественный совет".
 
    16.4. О порядке обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц органов внутренних дел, осуществляемых и принимаемых в ходе рассмотрения обращений <1>.
    
    <1> Жалобы на решения, принятые уполномоченным должностным лицом самостоятельного подразделения, подаются руководству органа внутренних дел. Жалобы на решения, принятые руководителем органа внутренних дел, подаются в вышестоящий орган внутренних дел.
 
    17. Информационные стенды должны быть расположены в доступных для граждан местах зданий органов внутренних дел и помещениях для приема граждан. Запрещается размещение информационных стендов в местах, доступ к которым возможен только при предъявлении документов, удостоверяющих личность граждан.
    18. Если информирование гражданина по телефону занимает более десяти минут, сотрудник предлагает ему обратиться за получением информации письменно, в форме электронного документа <1> или на личном приеме.
    
    <1> Далее - "интернет-обращение".
 
    19. Информирование по телефону о поступлении обращения и результатах его рассмотрения, а также разглашение данной информации посторонним лицам запрещаются.
    20. Сведения о регистрационном номере обращения и дате его поступления предоставляются гражданину на личном приеме при предъявлении документа, удостоверяющего его личность.
 

IV. Прием и первичная обработка обращений

 
    21. Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:
    21.1. Наименование органа внутренних дел, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность.
    21.2. Фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина.
    21.3. Почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения.
    21.4. Личную подпись и дату.
    22. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
    23. Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:
    23.1. Фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина.
    23.2. Адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.
    24. К интернет-обращению гражданин вправе приложить необходимые документы и материалы или их копии в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
    25. В письменном обращении и интернет-обращении следует изложить суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения.
    26. Отсутствие сведений, перечисленных в пунктах 21 - 25 Инструкции, за исключением отсутствия в письменном обращении, а также в интернет-обращении фамилии гражданина или почтового либо электронного адреса для направления ответа, не является основанием для оставления обращения без ответа.
    27. К рассмотрению принимаются обращения:
    27.1. Направленные посредством:
    27.1.1. Операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел.
    27.1.2. Официальных сайтов.
    27.1.3. Факсимильной связи.
    27.1.4. Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи.
    27.1.5. Дежурной части территориального органа МВД России <1>.
    


    <1> Далее - "территориальный орган".
 
    27.1.6. Почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей.
    27.2. Полученные в ходе личного приема.
    28. Сотрудникам подразделений делопроизводства и режима <1> запрещается лично принимать обращения от граждан, за исключением рапортов и обращений, принятых в ходе личного приема уполномоченными должностными лицами.
    
    <1> Далее - "подразделения делопроизводства".
 
    29. Выемка корреспонденции из почтового ящика производится сотрудником подразделения делопроизводства не реже одного раза в день.
    30. Делопроизводство по обращениям в органах внутренних дел осуществляется отдельно от других направлений документационного обеспечения в установленном порядке, если иное не оговорено Инструкцией.
    31. Для приема интернет-обращений применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение гражданином сведений, указанных в пунктах 23 - 25 Инструкции.
    32. Интернет-обращение распечатывается уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства. Дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением в порядке, установленном Инструкцией. При использовании автоматизированной информационной системы учета обращений <1>, обеспечивающей реализацию всех этапов рассмотрения обращения, работа с ним ведется в электронной форме.
    
    <1> Далее - "АИС".
 
    33. Первичная обработка обращений, поступивших по почте, осуществляется уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства.
    34. Перед вскрытием почтового отправления проверяется соответствие его доставки указанным на нем адресным данным. Ошибочно полученные письма возвращаются на почту невскрытыми.
    35. Все конверты, поступившие в орган внутренних дел, в том числе адресованные конкретному должностному лицу с пометкой "лично", подлежат вскрытию. Почтовые конверты (пакеты), в которых поступают письменные обращения, сохраняются вместе с обращениями. Допускается копирование почтового конверта (пакета) нестандартного формата.
    36. При вскрытии конверта проверяется наличие в нем письменных вложений. В случае отсутствия обращения или недостачи упомянутых гражданином либо содержащихся в описи документов составляется акт в соответствии с установленными требованиями делопроизводства. В картотеку, журнал или АИС (далее - учетные формы) вносятся соответствующие отметки.
 

V. Регистрация и учет обращений

 
    37. Все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления <1>, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг <2>, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления <3>.
    


    <1> В случае поступления обращений в день, предшествующий праздничным или выходным дням, регистрация их производится в рабочий день, следующий за праздничными или выходными днями.
    <2> Далее - "жалобы на нарушение порядка предоставления государственных услуг".
    <3> Пункт 15 постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829).
 
    38. Письменные обращения, адресованные в МВД России и его руководству и поступившие в Министерство, регистрируются и учитываются Управлением по работе с обращениями граждан и организаций ДДО МВД России.
    39. Письменные обращения, адресованные и поступившие в подразделения центрального аппарата МВД России, регистрируются и учитываются их подразделениями делопроизводства.
    40. Письменные обращения, адресованные и поступившие в иные органы внутренних дел, регистрируются и учитываются соответствующими подразделениями делопроизводства.
    41. Письменные обращения (интернет-обращения), поступившие по адресу, указанному на конверте или непосредственно в обращении (при отсутствии конверта), но адресованные в другие органы внутренних дел, органы государственной власти или местного самоуправления, а также их должностным лицам, регистрируются органом внутренних дел или самостоятельным подразделением, в которые они поступили, и рассматриваются в порядке, установленном Инструкцией.
    42. Письменные обращения, поданные в территориальный орган непосредственно гражданином или лицом, представляющим его интересы, принимаются в дежурной части и регистрируются в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях <1> круглосуточно. Оперативный дежурный <2> оформляет талон-уведомление <3> и выдает его гражданину или лицу, представляющему его интересы.
    
    <1> Далее - "КУСП".
    <2> Под оперативным дежурным в Инструкции понимаются: начальник дежурной части, начальник дежурной смены, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, дежурный, помощник оперативного дежурного.
    <3> Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденному приказом МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 (зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2012 года, регистрационный N 24633).