Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 345. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015 с изменениями, вступившими в силу с 23.02.2016) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Дата документа17.05.2012
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт

    
    Зарегистрировано в Минюсте России 7 июня 2012 г. N 24480
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 17 мая 2012 г. N 413

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578)

 
    В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 3, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5096), приказываю :
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
 

Исполняющий обязанности Министра
А.А.ФУРСЕНКО

 
 
    

Приложение

 

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. N 413

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578)

 

I. Общие положения

 
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (далее - основной образовательной программы) <*>.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    


    <*> Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263)
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
 
    Стандарт включает в себя требования:
    к результатам освоения основной образовательной программы;
    к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
    Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    
    Сноска. - Исключена.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
 
    2. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения <*>.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    
    <*> С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263)
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
 
    Среднее общее образование может быть получено:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    3. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и направлен на обеспечение:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
    единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;
    сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
    равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    реализации бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
    преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    развития государственно-общественного управления в образовании;
    формирования основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
    государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.
    4. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
    формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
    проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
    построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    Стандарт является основой для:
    разработки примерных основных образовательных программ среднего общего образования;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
    организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
    проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)построения системы внутреннего мониторинга качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    организации деятельности работы методических служб;
    аттестации педагогических работников;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645)
    организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
    5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портрет выпускника школы):
    любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
    осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
    креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
    владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
    мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
    готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
    осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
    уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
    осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
    подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
    мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
 

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

 
    6. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
    личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
    метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
    предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
    7. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
    1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
    2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
    3) готовность к служению Отечеству, его защите;
    4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
    5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
    6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
    7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
    8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
    9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
    10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
    11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
    12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
    13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
    14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
    15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
    7.1. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1578)
    1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1578)
    способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1578)
    2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1578)
    владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1578)
    умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1578)
    способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1578)
    способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1578)
    3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1578)
    формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1578)
    знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1578)
    8. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
    1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;