Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 313. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015 с изменениями, вступившими в силу с 16.02.2016) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Дата документа17.12.2010
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. N 19644
    


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 17 декабря 2010 г. N 1897

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577)

 
    В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 3, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5096), приказываю:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
 

Министр
А.А.ФУРСЕНКО

 
 
    

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. N 1897

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования <*>.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    


    <*> Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
    Федерации, 2012, N 5 3, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263)
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
 
    Стандарт включает в себя требования:
    к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
    к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
    Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья <*> и инвалидов, а также значимость общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    
    Сноска. - Исключена.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
 
    2. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения <*>.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    
    <2> С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст.2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263)
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
 
    Основное общее образование может быть получено:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    3. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    4. Стандарт направлен на обеспечение:
    формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
    единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
    доступности получения качественного основного общего образования;
    преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
    развития государственно-общественного управления в образовании;
    формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
    5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
    формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
    проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
    активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
    построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):
    любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
    осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
    активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
    умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
    социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
    уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
    осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
    ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
    7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
    работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросов участников образовательных отношений;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
    работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность педагогического профиля и методических структур в системе общего образования;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;
    руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ основного общего образования;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, государственный контроль (надзор) в сфере образования;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы;
    руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
 

II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
    8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
    личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
    метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
    предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
    9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
    1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
    2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
    3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
    4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
    5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
    6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
    8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
    9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
    10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
    11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
    9.1. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577)
    1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577)
    способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577)
    2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577)
    владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577)
    умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577)
    способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577)
    способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577)
    3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577)
    формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577)
    знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577)
    10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
    1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
    5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
    7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
    8) смысловое чтение;
    9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
    10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
    11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
    (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644)
    12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.