Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 869. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)" (утв. Правительством РФ 14.05.2015)

Дата документа14.05.2015
Статус документаДействует
МеткиОсновные направления

    

Утверждаю
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
14 мая 2015 г.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

 
    Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года определяют цели и приоритеты политики Правительства Российской Федерации в области социального и экономического развития в среднесрочной перспективе, разработаны в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", направлены на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и уточнены с учетом сложившихся экономических условий.
 

I. Условия и цели экономической политики

 

1. Вызовы социально-экономического развития в перспективном периоде

 
    Предшествующий шестилетний период характеризовался глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 - 2009 годов и последующим восстановлением. Российская экономика вследствие высокой зависимости от энергосырьевого сектора, накопленных дисбалансов и диспропорций в большей степени, чем экономики других стран, оказалась подвержена воздействию кризисных факторов. В то же время благодаря сформированным резервам, проводимой экономической и бюджетной политике кризисный период удалось пройти с минимизацией негативного эффекта, сохранив уровень реальных доходов населения и без существенного роста безработицы. Однако значительная часть структурных ограничений, накопленных за последнее десятилетие, так и не была преодолена. Это привело к серьезному замедлению темпов экономического роста к началу 2014 года.
    Последовавшие затем события, включая резкое снижение цен на ключевые товары российского экспорта, усиление геополитической напряженности и введение санкционных ограничений со стороны ЕС и США, привели к дестабилизации финансовых рынков и общей разбалансировке макроэкономической ситуации. Наметилась тенденция снижения ВВП в реальном выражении, резко ускорились инфляционная динамика и рост бюджетного дефицита.
    Существенно изменились внешние условия функционирования российской экономики: ограничен доступ к внешнему финансированию и новым зарубежным технологическим решениям, среднесрочные уровни цен на нефть и другие сырьевые товары прогнозируются на уровне ниже, чем ожидалось ранее.
    Для нормализации макроэкономической ситуации и выхода на траекторию устойчивого экономического роста Правительству Российской Федерации необходимо реализовать комплекс мероприятий, способствующих росту предпринимательской инициативы и позволяющих существенно нарастить объем частных инвестиций.
    В настоящее время сформировались три вызова, которые необходимо принимать во внимание при определении Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
    Первый вызов - снижение глобального спроса на традиционные сырьевые товары.
    Несмотря на глобальный кризис 2008 - 2009 годов, средний темп роста мировой экономики в первое десятилетие 21 века достиг 3,9% в год, в основном за счет опережающего роста развивающихся экономик (в среднем на 6,2%) на фоне устойчивого роста развитых экономик (в среднем на 1,8%). В последние годы прослеживается тенденция замедления темпов роста в развивающихся странах, связанная в том числе с общим повышением уровня их экономического развития. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
    На фоне замедления мирового роста серьезно снизилась эластичность спроса на сырьевые товары к экономическому росту, в том числе за счет того, что некоторые страны осуществили переход от модели экономического роста, основанного на увеличении объемов промышленного производства и экспорта к модели, основанной на росте внутреннего спроса и расширении сектора услуг.
    Комбинация этих факторов привела к серьезному снижению уровня цен. Так, цены на промышленные металлы начали активное снижение уже в 2011 - 2012 годах, цены на природный газ - в 2012 - 2013 годах, а цены на нефть - во второй половине 2014 года. Произошедшие изменения на рынке сырьевых товаров носят долгосрочный характер и означают выход цен на новый, более низкий уровень, что ведет к качественно иному состоянию российского платежного баланса и доходов бюджетной системы.
    Второй вызов - геополитическое обострение, которое привело к повышению экономической и политической неопределенности, фактическому закрытию для большинства российских компаний доступа к заемному финансированию на зарубежных рынках, ограничениям на привлечение современных технологий из-за рубежа.
    За прошедшее десятилетие зарубежные финансовые рынки стали ключевым источником долгосрочного долгового и акционерного финансирования отечественных компаний. В настоящее время доступ к данному источнику оказался ограничен, что ведет к серьезному сокращению доступного для отечественных компаний финансового ресурса. Внутренние сбережения становятся не только источниками финансирования имеющихся инвестиционных потребностей российского бизнеса, но и используются для погашения накопленного внешнего долга. Ограничения на доступ к технологиям и сокращение прямых иностранных инвестиций ведут к замедлению темпов роста производительности и требуют от российских компаний новых подходов в рамках реализации инвестиционного процесса.
    Третий вызов - снижение численности населения в трудоспособном возрасте на фоне общей стабилизации демографической ситуации.
    Динамика численности населения в трудоспособном возрасте в ближайшие годы не будет позитивной вследствие сокращения рождаемости в 90-х годах прошлого века. В последующие несколько лет ожидается ежегодное снижение численности населения данной возрастной группы примерно на 1 млн. человек, что, с одной стороны, серьезно ограничит потенциальные темпы роста экономики, с другой - увеличит нагрузку на пенсионную систему. Кроме того, следует ожидать расширения запросов на расходы в сфере здравоохранения и социальной поддержки населения.
    Критичными для обеспечения устойчивых темпов развития российской экономики становятся повышение гибкости рынка труда, снижение уровня занятости в бюджетном секторе и компаниях с государственным участием, эффективное привлечение иностранной рабочей силы, продление активной трудовой деятельности населения, относящегося к старшему поколению.
    Помимо перечисленных вызовов, стоящих перед страной в перспективный период, реализация политики в области социально-экономического развития должна учитывать накопленные в экономике структурные проблемы.
    Первая проблема - накопленные структурные дисбалансы экономического развития.
    Можно выделить три ключевых дисбаланса экономического развития, значимость которых за последние годы усилилась, - это снижение доли инвестиций в структуре ВВП, рост зависимости экономики от "нестабильных" нефтегазовых доходов, ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы.
    Рост доли текущих расходов бюджетной системы, опережающий рост заработных плат относительно производительности труда при активном развитии потребительского кредитования и снижении нормы сбережения домохозяйств, закрытие внешних рынков, а также снижение доверия экономических агентов к финансовой системе привели к образованию структурного дефицита денежных ресурсов.
    Вторая проблема - высокая доля присутствия государства в экономике при низкой эффективности его участия в ней.
    Для сегмента компаний с государственным участием в последние годы характерны рост операционных издержек темпами, превышающими аналогичный показатель в частном секторе, поддержание избыточного уровня занятости и реализация ряда инвестиционных проектов с отрицательным денежным потоком. Это приводит к низкой результативности распределения труда и капитала в экономике (их использование стягивается в ряде случаев к неэффективным проектам), росту издержек частного бизнеса и ухудшению сбалансированности бюджетной системы. Потенциал роста российской экономики в таких условиях снижается.
    Все более заметным становится тенденция участия государства в сегментах экономики, где оно не только не является необходимым, но приводит к снижению конкуренции при значительных бюджетных расходах.
    Третья проблема - необходимость повышения эффективности государственных расходов. Изменения в этой сфере должны повысить ее эффективность с точки зрения удовлетворения запросов граждан и доступности предоставляемых услуг.
    Четвертая проблема - отставание от мировых темпов технологического развития.
    В развитых странах мира активно формируется новая технологическая база долгосрочного роста. Многие страны наращивают расходы в таких областях, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, нанофотоника. Высокими темпами обновляются технологии в образовании и здравоохранении.
    Для России ускоренное технологическое развитие в приоритетных областях должно стать одним из ключевых условий решения задачи устойчивого долгосрочного развития, создать "окно возможностей" для использования имеющихся научных и технологических заделов.