Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 430. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (вместе с "ПЛАНИРОВАНИЕМ АУДИТА, ДОКУМЕНТИРОВАНИЕМ АУДИТА, АУДИТОРСКИМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ, ИЗУЧЕНИЕМ И ОЦЕНКОЙ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ХОДЕ АУДИТА, АУДИТОРСКОЙ ВЫБОРКОЙ, ДЕЙСТВИЕМ АУДИТОРА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ИСКАЖЕНИЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПИСЬМЕННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ АУДИТОРА РУКОВОДСТВУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА, ПИСЬМОМ-ОБЯЗАТЕЛЬСТВОМ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О СОГЛАСИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА, ДАТОЙ ПОДПИСАНИЯ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЕМ В НЕМ СОБЫТИЙ, ПРОИЗОШЕДШИХ ПОСЛЕ ДАТЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПЕРЕЧНЕМ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРАВИЛАХ (СТАНДАРТАХ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ")

Дата документа25.12.1996
Статус документаДействует
МеткиПравила

    

ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ОДОБРЕНО
Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации
25 декабря 1996г.
Протокол N 6

 

I. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.
    1.2. Целью правила (стандарта) является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя*, при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
    


    * В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются "аудиторские организации".
 
    1.3. Задачами правила (стандарта) являются:
    а) описание предварительного этапа планирования аудита;
    б) формулирование принципов подготовки общего плана и программы аудита;
    в) описание порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита.
    1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
    1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.
 

2. Назначение и принципы планирования аудита

 
    2.1. Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
    2.2. Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
    2.3. Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:
    а) комплексности планирования;
    б) непрерывности планирования;
    в) оптимальности планирования.
    2.4. Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
    2.5. Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
    2.6. Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
    2.7. При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:
    а) предварительное планирование аудита;
    б) подготовка и составление общего плана аудита;
    в) подготовка и составление программы аудита.
 

3. Содержание предварительного планирования аудита

 
    3.1. Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
    3.2. На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:
    а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
    б) внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.
    Аудитору также следует ознакомиться с:
    а) организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
    б) видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
    в) структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);
    г) технологическими особенностями производства продукции;
    д) уровнем рентабельности;
    е) основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
    ж) порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
    з) существованием дочерних и зависимых организаций;
    и) организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;
    к) принципами формирования оплаты труда персонала.
    3.3. Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:
    а) устав экономического субъекта;
    б) документы о регистрации экономического субъекта;
    в) протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
    г) документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;
    д) бухгалтерская отчетность;
    е) статистическая отчетность;
    ж) документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
    з) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
    и) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
    к) внутрифирменные инструкции;
    л) материалы налоговых проверок;
    м) материалы судебных и арбитражных исков;
    н) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
    о) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
    п) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
    3.4. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.
    3.5. При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:
    а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;
    б) предполагаемые сроки работы группы;
    в) количественный состав группы;
    г) должностной уровень членов группы;
    д) преемственность персонала группы;
    е) квалификационный уровень членов группы.
 

4. Принципы подготовки общего плана и программы аудита

 
    4.1. Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.
    4.2. С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
    4.3. В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
    4.4. При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.
    4.5. Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
    4.6. Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.
    4.7. Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
 

5. Подготовка и составление общего плана аудита

 
    5.1. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
    5.2. В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.
    5.3. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
    а) реальные трудозатраты;
    б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
    в) уровень существенности;
    г) проведенные оценки рисков аудита.
    5.4. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аудиторская выборка".
    5.5. Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:
    а) формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
    б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
    в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
    г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
    д) разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
    е) документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
    5.6. Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
    5.7. Примерное содержание общего плана аудита приведено в приложении 1 к настоящему правилу (стандарту).
 

6. Подготовка и составление программы аудита

 
    6.1. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.
    6.2. Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.
    6.3. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
    6.4. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
    6.5. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.
    6.6. В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
    6.7. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
    6.8. Примерное содержание программы аудита приведено в приложении 2 к настоящему правилу (стандарту).
    6.9. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
    
 
    

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К правилу (стандарту) аудиторской деятельности
"Планирование аудита"

 

ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА

 

Проверяемая организация

¤Период аудита

¤Количество человеко-часов

¤Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

¤Планируемый уровень существенности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

N Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания
     
     
     

 
    Руководитель аудиторской организации,
    имеющий право подписи аудиторских заключений
    от ее имени:
 
    Руководитель аудиторской группы:
    __________________________________________________
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
К правилу (стандарту) аудиторской деятельности
"Планирование аудита"

 

ПРОГРАММА АУДИТА

 

Проверяемая организация

¤Период аудита

¤Количество человеко-часов

¤Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

¤Планируемый уровень существенности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

N Перечень аудиторских процедур по разделам аудита Период проведения Исполнитель Рабочие документы аудитора Примечание
      
      
      

 
    Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:
    Руководитель аудиторской группы:
 

II. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТА

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.
    1.2. Целью правила (стандарта) является установление единых требований по подготовке рабочей документации аудита аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя*.
    


    * В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются "аудиторские организации"
 
    1.3. Задачами правила (стандарта) являются:
    а) сформулировать общие принципы документирования аудита;
    б) привести требования, предъявляемые к форме и содержанию рабочей документации аудита;
    в) описать порядок составления и хранения рабочей документации.
    1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
    1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.
 

2. Основы подготовки рабочей документации аудита

 
    2.1. Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с настоящим правилом (стандартом) аудиторской деятельности.
    К рабочей документации аудита относятся:
    а) планы и программы проведения аудита;
    б) описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;
    в) объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;
    г) копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;
    д) описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;
    е) аналитические документы аудиторской организации;
    ж) другие документы.
    Примерный перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации, приведен в приложении 1 к настоящему правилу (стандарту).
    Аудиторские заключения о бухгалтерской отчетности экономических субъектов в Российской Федерации составляются в порядке, одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 9 февраля 1996 г. (протокол N 1).
    2.2. Рабочая документация может быть создана аудиторской организацией, проводящей аудит, либо получена от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.
    2.3. Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из:
    а) характера проводимой работы;
    б) характера и сложности деятельности экономического субъекта;
    в) состояния бухгалтерского учета экономического субъекта;
    г) надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;
    д) необходимого уровня руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.
    Документы, создание которых предусмотрено актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, включаются в состав рабочих документов аудиторской организации, в обязательном порядке.
    2.4. Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией, если акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не предписывают такие формы.
    2.5. Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта.
    2.6. Аудиторская организация вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономического субъекта, в отношении которого проводился аудит, и других лиц.
    2.7. Экономический субъект, в отношении которого проводился аудит, и другие лица, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют право требовать от аудиторской организации предоставить рабочую документацию или ее копии полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    2.8. Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской организацией.
    2.9. Аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит. Аудиторская организация не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    2.10. Порядок создания аудиторской организацией получения от экономического субъекта и других лиц, проверки, обработки, передачи в архив, хранения и обеспечения конфиденциальности рабочей документации устанавливается аудиторской организацией на основе положений настоящего правила (стандарта) и иных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
 

3. Требования к содержанию рабочей документации

 
    3.1. Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые и достаточные для:
    а) составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией;
    б) подтверждения того, что аудит проведен аудиторской организацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
    в) осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита;
    г) планирования аудита аудиторской организацией.
    3.2. Рабочая документация должна содержать:
    а) записи о планировании аудита;
    б) записи о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур;
    в) выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.
    3.3. Все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, подлежат отражению в рабочей документации.
    3.4. Рабочая документация должна быть достаточно полной и подробной, с тем чтобы опытный аудитор, ознакомившись с ней, мог получить общее представление о проведенном аудиторской организацией аудите.
    3.5. Сведения, включенные в рабочую документацию, должны быть изложены ясно и выражены так, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные толкования.
 

4. Требования к оформлению рабочей документации