Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 432. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.06.2015 N 570 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Дата документа09.06.2015
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Правила · Методика · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2015 г. N 570

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года".
    2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

 
 
 

Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2015 г. N 570

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

 

Паспорт федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"
Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 2563-р
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации
Государственные заказчики Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации,
Федеральное агентство железнодорожного транспорта,
Федеральное дорожное агентство,
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
Основные разработчики Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации,
Правительство Республики Карелия
Цель и задачи Программы - цель Программы - развитие и реализация экономического потенциала Республики Карелия.
Задачи Программы на 2016 - 2020 годы:
повышение конкурентоспособности базовых и создание новых производств и секторов экономики;
инфраструктурное обеспечение экономического развития
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы - прирост инвестиций в основной капитал в 2020 году к уровню 2013 года;
снижение уровня общей безработицы в 2020 году к уровню 2013 года;
создание новых рабочих мест;
создание индустриальных площадок;
строительство участков газопроводов регионального уровня, обеспечивающих доступ к газовой магистрали для объектов развития экономики;
строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия;
увеличение доли автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия, отвечающих нормативным требованиям в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия;
создание железнодорожного подхода к морскому торговому порту для обеспечения грузооборота с использованием железнодорожного транспорта до 20 млн. тонн в год;
строительство и реконструкция мостовых искусственных сооружений;
реконструкция пограничной железнодорожной станции;
техническое перевооружение железнодорожного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации;
реконструкция причальной стенки для обеспечения сообщения водным транспортом удаленных районов Республики Карелия;
реконструкция республиканского автовокзала в г. Петрозаводске и объектов опорной сети автостанций Республики Карелия;
реконструкция посадочных площадок, обеспечивающих функционирование воздушного транспорта на территории Республики Карелия;
строительство и реконструкция пожарных депо на территории Республики Карелия;
увеличение доли земельных участков, предоставленных и планируемых к предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим 3 и более детей, обеспеченных необходимой инфраструктурой, в общем количестве земельных участков, сформированных в целях предоставления многодетным семьям;
предоставление семьям, имеющим 3 и более детей, земельных участков для жилищного строительства, обеспеченных необходимой инфраструктурой;
полнота и своевременность привлечения средств за счет внебюджетных источников
Сроки и этапы реализации Программы - Программа реализуется в 2 этапа:
I этап - 2016 - 2017 годы;
II этап - 2018 - 2020 годы
Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования на 2016 - 2020 годы составляет 134889,3 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составляют 15000 млн. рублей, средства консолидированного бюджета Республики Карелия - 1414,8 млн. рублей, средства внебюджетного источника - 118474,5 млн. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - улучшение в Республике Карелия инвестиционного и предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности Республики Карелия в Северо-Западном федеральном округе за счет устранения инфраструктурных ограничений экономического развития;
основные показатели социально-экономической эффективности (по отношению к уровню 2013 года):
прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах - в 1,5 раза;
снижение уровня общей безработицы на 0,7 процентных пункта;
создание 18 тысяч новых рабочих мест

 

I. Характеристика проблемы

 

1. Анализ социально-экономического положения Республики Карелия

 
    В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, стратегической целью страны является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Российской Федерации как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
    Для достижения этой цели необходимо на уровне страны и ее регионов сформировать адекватные ответы на следующие современные вызовы:
    усиление глобальной конкуренции;
    ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние традиционных факторов роста;
    исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития.
    В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", к этим вызовам добавляется необходимость решения задачи обеспечения устойчивого развития страны и ее регионов в современном неустойчивом мире.
    Эти задачи приобретают особую актуальность в свете нового витка международной конкуренции за природные и трудовые ресурсы, за освоение пространственного потенциала. Особая роль в решении этих задач отводится приграничным регионам как активным участникам процессов международной экономической интеграции, а также периферийным регионам, имеющим значительные запасы природных ресурсов, вокруг которых в ближайшем будущем ожидается рост конкуренции.
    Республика Карелия, являясь приграничным периферийным регионом, имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации с точки зрения обеспечения национальной безопасности. По ее территории проходит самая протяженная граница с Европейским союзом - почти 800 км.
    В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, один из стратегических целевых ориентиров в рамках государственной региональной политики направлен на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривает ориентированность на обеспечение условий, позволяющих региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики региона.
    Такая задача приобретает особую актуальность для Республики Карелия, так как отсутствие действенных мер экономического стимулирования в перспективе неизбежно приведет к прогрессирующему отставанию региона от средних показателей по Российской Федерации.
    Начиная с 2001 года социально-экономическая ситуация в Республике Карелия характеризуется отставанием от среднероссийского уровня, а также от уровня Северо-Западного федерального округа. Так, валовой региональный продукт на душу населения составляет 73 процента среднероссийского показателя и 66 процентов показателя по Северо-Западному федеральному округу. Соответственно, по этому показателю Республика Карелия переместилась с 21 места в Российской Федерации в 2005 году на 35 место в 2012 году. Такое отставание во многом связано с низким уровнем инвестирования. По среднедушевому объему инвестиций в основной капитал (без бюджетных средств) Республика Карелия более чем в 2 раза уступает показателю в среднем по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу.
    В регионе складывается более высокий показатель безработицы по сравнению с показателем безработицы в среднем по Российской Федерации. При среднероссийском показателе безработных, определяемых по методологии Международной организации труда, по отношению к экономически активному населению показатель составил 5,5 процента, а в Республике Карелия - 8,2 процента. В свою очередь, это влияет на отток населения в регионе - 12,6 человек на 10 тыс. человек населения, тогда как в Северо-Западном федеральном округе прирост по данному показателю достиг 7,2 человек на 10 тыс. человек населения, а в Российской Федерации - 20,6 человек на 10 тыс. человек населения.
    Несмотря на складывающиеся негативные тенденции, Республика Карелия в настоящее время продолжает играть значимую роль в Российской Федерации в ряде секторов экономики. При доле 0,4 процента численности населения Республики Карелия в общей численности населения Российской Федерации Республика Карелия по производству ряда важнейших видов продукции обеспечивает значительный стратегический вклад в экономику Российской Федерации. В Республике Карелия выращивается 65 - 70 процентов всей российской форели, производится 26 процентов железорудных окатышей, 20 процентов бумаги, 12 процентов целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов, 9 процентов щепы технологической для производства целлюлозы и древесной массы, 9 процентов проволоки из железа и нелегированной стали.
    Республика Карелия обладает уникальным опытом международного сотрудничества в самых разных областях. На территории Республики Карелия в 70 - 80-х годах XX века реализован крупнейший (до сих пор единственный в своем роде) международный проект, связанный с созданием крупного предприятия и города, - строительство Костомукшского горно-обогатительного комбината и г. Костомукши. Республика Карелия активно участвует в сотрудничестве с регионами государств - членов Европейского союза и Норвегии, в том числе при реализации совместных проектов в рамках программ приграничного сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза, Совета Министров Северных стран, Норвежского Баренцева секретариата. В числе первых на внешней границе Российской Федерации с Европейским союзом создан Еврорегион "Карелия". Этот опыт будет востребован для Российской Федерации и сопредельных государств в контексте углубления процессов евразийской экономической интеграции, а также развития партнерских отношений с Европейским союзом.
    Медленный и сложный переход национальной и региональной экономики на инновационный путь развития создает риски сохранения отставания экономики Республики Карелия от граничащих с ней территорий Европейского союза и угрозу национальной безопасности.
    Решение проблемы социально-экономической стабильности предполагается осуществить с помощью федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" (далее - Программа).
    Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация и Республика Карелия сосредоточивают свои усилия и ресурсы на решении острых проблем по следующим направлениям:
    инфраструктурное обеспечение экономического развития региона;
    экономический рост, который достигается прежде всего путем развития действующих и создания новых производств;
    совершенствование государственно-частного партнерства;
    рациональное природопользование, обеспечиваемое за счет сбалансированного потребления и развития прогрессивных технологий;
    стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия Российской Федерации и Республики Карелия в развитии системы международного разделения труда;
    повышение качества жизни граждан.
    Для выбора вариантов решения указанных проблем были рассмотрены и проанализированы 2 сценария формирования и реализации Программы исходя из степени приоритетности решения стоящих перед Республикой Карелия задач, выбора перечня программных мероприятий и привлекаемых дополнительных финансовых ресурсов для их реализации.
    Выбор варианта решения проблемы осуществлялся с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы.
    Первый сценарий предусматривает продолжение инвестирования ранее начатых проектов в реальном секторе экономики, реализацию наиболее важных мероприятий по развитию инфраструктуры, создание и модернизацию ряда производств, обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы и создание высокопроизводительных рабочих мест.
    В результате реализации указанного комплекса мероприятий предусматривается частично снять инфраструктурные ограничения экономического роста.
    Развитие Республики Карелия в рамках первого сценария позволит обеспечить модернизацию и диверсификацию экономической сферы и улучшить ситуацию на рынке труда.
    Объем финансового обеспечения мероприятий Программы в рамках первого сценария составляет 135 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 15 млрд. рублей.
    В ходе реализации первого сценария существуют риски, связанные с возможным сокращением предусмотренного внебюджетного финансирования Программы (финансовый риск), с неэффективным управлением Программой (административные риски), с масштабными природными и техногенными катастрофами, войнами (вооруженные конфликты) (риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы).
    Вместе с тем реализация первого сценария позволяет минимизировать использование бюджетных средств для достижения предусмотренных результатов реализации Программы.
    Второй сценарий помимо проектов, предусмотренных первым сценарием, предполагает создание дополнительных производств и реализацию проектов по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры.
    При использовании второго сценария с учетом привлечения дополнительных средств объем финансового обеспечения мероприятий составит 228,7 млрд. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 26 млрд. рублей.
    При этом на реализацию проектов экономического развития предусматривается привлечение внебюджетных источников в общем объеме 200,7 млрд. рублей.
    Прирост поступлений в федеральный бюджет (нарастающим итогом) превысит затраты, предусмотренные на реализацию Программы за счет федеральных средств, к 2024 году.
    Наличие Программы рассматривается как условие привлечения дополнительных частных инвестиций и как государственная гарантия реализации заявленных проектов. При этом ожидается, что приоритет бюджетного финансирования проектов по развитию инфраструктуры обеспечит прирост реального сектора экономики.
    Вместе с тем риски реализации второго сценария связаны с тем, что значительные средства на реализацию мероприятий Программы предусматриваются из внебюджетных источников. В условиях неопределенности геополитической обстановки и введения санкций со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов Америки возможны ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов, участвующих в указанных мероприятиях, и соответственно сокращение планируемого финансирования. Ожидаемый риск также связан с возможным сохранением значительной доли безработицы и низких темпов экономического развития.
    Таким образом, наиболее предпочтительным является первый сценарий решения проблем развития Республики Карелия, предусматривающий выделение средств федерального бюджета в размере 15 млрд. рублей. Программа нацелена на решение наиболее острых проблем в сфере экономического развития Республики Карелия. Реализация мероприятий Программы позволит создать в Республике Карелия условия для обеспечения конкурентоспособности региональных предприятий в традиционных и новых секторах специализации, связанных с разработкой и углубленной переработкой природных ресурсов, и оказания услуг на основе инновационных технологий, обозначить новые точки экономического роста и сократить отток молодежи.
 

2. Основные риски, сдерживающие факторы и конкурентные преимущества Республики Карелия

 
    В качестве ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития региона определяются:
    монопрофильная отраслевая структура экономики с незначительным количеством эффективно работающих предприятий, высокая доля продукции с низкой добавленной стоимостью (в том числе во внешней торговле) в общем объеме продукции, значительное количество (11) монопрофильных населенных пунктов;
    неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий;
    значительные территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения;
    ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, высокая ресурсоемкость большинства используемых технологий;
    высокий физический и моральный износ основных фондов, медленные темпы технической и технологической модернизации;
    недостаточно и неравномерно развитая транспортная инфраструктура;
    высокие издержки производства в условиях северной экономики - высокая энергоемкость, крайне низкий уровень газификации Республики Карелия - 4,4 процента (в среднем по Российской Федерации - 63,2 процента);
    дефицит республиканского и местных бюджетов;
    недостаточная развитость механизмов государственно-частного партнерства;
    отток высококвалифицированных кадров в другие регионы Российской Федерации, естественная убыль населения, дисбаланс структуры трудовых ресурсов и низкая заработная плата;
    недостаток высокотехнологичных рабочих мест.
    Развитие региона на перспективу может быть связано со следующими рисками:
    конкуренция со стороны соседних регионов Российской Федерации и регионов стран Европейского союза;
    волатильность курса рубля по отношению к ведущим валютам и девальвация рубля;
    риск зависимости от импорта иностранного оборудования и привозного сырья (энергии);
    риск экспортной зависимости;
    кризис современной системы международных отношений и дальнейшая изоляция Российской Федерации (в том числе от финансовых инструментов и инвестиционных программ);
    увеличение дифференциации между уровнями социально-экономического развития отдельных муниципальных образований Республики Карелия;
    усиление противоречий между функциями рекреационного региона и процессами развития промышленного, аграрного и транспортного секторов.
    Анализ социально-экономического развития Республики Карелия позволяет выделить ряд следующих конкурентных преимуществ и ключевых факторов развития региона:
    богатый природно-ресурсный потенциал - сырьевые ресурсы (железная руда, древесина, торф, щепа), водные ресурсы, туристско-рекреационный потенциал (санаторно-курортные зоны, заповедники, национальные парки), уникальный природно-ландшафтный комплекс;
    выгодное экономико-географическое положение - приграничное положение, транзитный потенциал (транзитное железнодорожное и автомобильное сообщение, международные автомобильные и упрощенные пункты пропуска, приграничная инфраструктура, водный коридор - Беломорско-Балтийский канал);
    развитые торгово-экономические и производственные связи с гг. Москвой и Санкт-Петербургом, субъектами Российской Федерации, Республикой Белоруссия, со скандинавскими странами, в том числе с их регионами, положительный опыт реализации программ приграничного сотрудничества (в том числе с инфраструктурной и инвестиционной составляющей) и высокая внешнеторговая активность;
    развитый научно-образовательный комплекс и научный потенциал (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Петрозаводский государственный университет", Карельский научный центр Российской академии наук, филиалы российских вузов, средние специальные учебные заведения) и высокий уровень образования населения;
    широкое распространение и применение информационно-коммуникационных технологий, в том числе в сфере управления;
    активная гражданская позиция и готовность к диалогу представителей общественных организаций и бизнес-структур с Правительством Республики Карелия;
    наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и поддержки инвесторов (бизнес-инкубатор Республики Карелия, студенческий бизнес-инкубатор, IT-парк федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Петрозаводский государственный университет", открытое акционерное общество "Корпорация развития Республики Карелия", Инвестиционный фонд Республики Карелия, Торгово-промышленная палата Республики Карелия, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия);
    благоприятное состояние окружающей природной среды;
    благоприятный климат в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и охраны общественного порядка.
    В условиях меняющихся рыночных тенденций Республика Карелия как часть геоэкономического пространства оказалась перед системными вызовами, которые обусловлены процессами экономической глобализации и интеграции и во многом характерны для других российских регионов.
    Главный вызов связан со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, в связи с чем перед Республикой Карелия ставится задача в довольно сжатый переходный период обеспечить конкурентоспособность базовых отраслей экономики и встраивание Республики Карелия в мировую экономическую систему. В первую очередь это касается предприятий так называемых чувствительных отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости (в частности, машиностроения), а также организаций сельского хозяйства. В условиях усиления конкуренции с соседними регионами необходимы более активное использование инструментов приграничного сотрудничества и создание благоприятной среды для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Приграничное положение Республики Карелия в настоящее время не обеспечивает достаточного объема зарубежных инвестиций, которые на территории Северо-Западного федерального округа в основном направляются в г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
    Для того чтобы адекватно противостоять современным вызовам, требуется решение комплекса проблем системного и отраслевого характера.
    Сдерживающим фактором экономического развития Республики Карелия являются ограниченные возможности бюджетного финансирования мероприятий по модернизации экономики, поскольку более 74 процентов в общей сумме расходов консолидированного бюджета Республики Карелия приходится на социально значимые выплаты.