Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 987. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.06.2015 N 570 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Дата документа09.06.2015
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Правила · Методика · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2015 г. N 570

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года".
    2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

 
 
 

Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2015 г. N 570

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

 

Паспорт федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"
Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 2563-р
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации
Государственные заказчики Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации,
Федеральное агентство железнодорожного транспорта,
Федеральное дорожное агентство,
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
Основные разработчики Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации,
Правительство Республики Карелия
Цель и задачи Программы - цель Программы - развитие и реализация экономического потенциала Республики Карелия.
Задачи Программы на 2016 - 2020 годы:
повышение конкурентоспособности базовых и создание новых производств и секторов экономики;
инфраструктурное обеспечение экономического развития
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы - прирост инвестиций в основной капитал в 2020 году к уровню 2013 года;
снижение уровня общей безработицы в 2020 году к уровню 2013 года;
создание новых рабочих мест;
создание индустриальных площадок;
строительство участков газопроводов регионального уровня, обеспечивающих доступ к газовой магистрали для объектов развития экономики;
строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия;
увеличение доли автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия, отвечающих нормативным требованиям в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия;
создание железнодорожного подхода к морскому торговому порту для обеспечения грузооборота с использованием железнодорожного транспорта до 20 млн. тонн в год;
строительство и реконструкция мостовых искусственных сооружений;
реконструкция пограничной железнодорожной станции;
техническое перевооружение железнодорожного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации;
реконструкция причальной стенки для обеспечения сообщения водным транспортом удаленных районов Республики Карелия;
реконструкция республиканского автовокзала в г. Петрозаводске и объектов опорной сети автостанций Республики Карелия;
реконструкция посадочных площадок, обеспечивающих функционирование воздушного транспорта на территории Республики Карелия;
строительство и реконструкция пожарных депо на территории Республики Карелия;
увеличение доли земельных участков, предоставленных и планируемых к предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим 3 и более детей, обеспеченных необходимой инфраструктурой, в общем количестве земельных участков, сформированных в целях предоставления многодетным семьям;
предоставление семьям, имеющим 3 и более детей, земельных участков для жилищного строительства, обеспеченных необходимой инфраструктурой;
полнота и своевременность привлечения средств за счет внебюджетных источников
Сроки и этапы реализации Программы - Программа реализуется в 2 этапа:
I этап - 2016 - 2017 годы;
II этап - 2018 - 2020 годы
Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования на 2016 - 2020 годы составляет 134889,3 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составляют 15000 млн. рублей, средства консолидированного бюджета Республики Карелия - 1414,8 млн. рублей, средства внебюджетного источника - 118474,5 млн. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - улучшение в Республике Карелия инвестиционного и предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности Республики Карелия в Северо-Западном федеральном округе за счет устранения инфраструктурных ограничений экономического развития;
основные показатели социально-экономической эффективности (по отношению к уровню 2013 года):
прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах - в 1,5 раза;
снижение уровня общей безработицы на 0,7 процентных пункта;
создание 18 тысяч новых рабочих мест

 

I. Характеристика проблемы

 

1. Анализ социально-экономического положения Республики Карелия

 
    В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, стратегической целью страны является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Российской Федерации как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
    Для достижения этой цели необходимо на уровне страны и ее регионов сформировать адекватные ответы на следующие современные вызовы:
    усиление глобальной конкуренции;
    ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние традиционных факторов роста;
    исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития.
    В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", к этим вызовам добавляется необходимость решения задачи обеспечения устойчивого развития страны и ее регионов в современном неустойчивом мире.
    Эти задачи приобретают особую актуальность в свете нового витка международной конкуренции за природные и трудовые ресурсы, за освоение пространственного потенциала. Особая роль в решении этих задач отводится приграничным регионам как активным участникам процессов международной экономической интеграции, а также периферийным регионам, имеющим значительные запасы природных ресурсов, вокруг которых в ближайшем будущем ожидается рост конкуренции.
    Республика Карелия, являясь приграничным периферийным регионом, имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации с точки зрения обеспечения национальной безопасности. По ее территории проходит самая протяженная граница с Европейским союзом - почти 800 км.
    В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, один из стратегических целевых ориентиров в рамках государственной региональной политики направлен на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривает ориентированность на обеспечение условий, позволяющих региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики региона.
    Такая задача приобретает особую актуальность для Республики Карелия, так как отсутствие действенных мер экономического стимулирования в перспективе неизбежно приведет к прогрессирующему отставанию региона от средних показателей по Российской Федерации.
    Начиная с 2001 года социально-экономическая ситуация в Республике Карелия характеризуется отставанием от среднероссийского уровня, а также от уровня Северо-Западного федерального округа. Так, валовой региональный продукт на душу населения составляет 73 процента среднероссийского показателя и 66 процентов показателя по Северо-Западному федеральному округу. Соответственно, по этому показателю Республика Карелия переместилась с 21 места в Российской Федерации в 2005 году на 35 место в 2012 году. Такое отставание во многом связано с низким уровнем инвестирования. По среднедушевому объему инвестиций в основной капитал (без бюджетных средств) Республика Карелия более чем в 2 раза уступает показателю в среднем по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу.
    В регионе складывается более высокий показатель безработицы по сравнению с показателем безработицы в среднем по Российской Федерации. При среднероссийском показателе безработных, определяемых по методологии Международной организации труда, по отношению к экономически активному населению показатель составил 5,5 процента, а в Республике Карелия - 8,2 процента. В свою очередь, это влияет на отток населения в регионе - 12,6 человек на 10 тыс. человек населения, тогда как в Северо-Западном федеральном округе прирост по данному показателю достиг 7,2 человек на 10 тыс. человек населения, а в Российской Федерации - 20,6 человек на 10 тыс. человек населения.
    Несмотря на складывающиеся негативные тенденции, Республика Карелия в настоящее время продолжает играть значимую роль в Российской Федерации в ряде секторов экономики. При доле 0,4 процента численности населения Республики Карелия в общей численности населения Российской Федерации Республика Карелия по производству ряда важнейших видов продукции обеспечивает значительный стратегический вклад в экономику Российской Федерации. В Республике Карелия выращивается 65 - 70 процентов всей российской форели, производится 26 процентов железорудных окатышей, 20 процентов бумаги, 12 процентов целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов, 9 процентов щепы технологической для производства целлюлозы и древесной массы, 9 процентов проволоки из железа и нелегированной стали.
    Республика Карелия обладает уникальным опытом международного сотрудничества в самых разных областях. На территории Республики Карелия в 70 - 80-х годах XX века реализован крупнейший (до сих пор единственный в своем роде) международный проект, связанный с созданием крупного предприятия и города, - строительство Костомукшского горно-обогатительного комбината и г. Костомукши. Республика Карелия активно участвует в сотрудничестве с регионами государств - членов Европейского союза и Норвегии, в том числе при реализации совместных проектов в рамках программ приграничного сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза, Совета Министров Северных стран, Норвежского Баренцева секретариата. В числе первых на внешней границе Российской Федерации с Европейским союзом создан Еврорегион "Карелия". Этот опыт будет востребован для Российской Федерации и сопредельных государств в контексте углубления процессов евразийской экономической интеграции, а также развития партнерских отношений с Европейским союзом.
    Медленный и сложный переход национальной и региональной экономики на инновационный путь развития создает риски сохранения отставания экономики Республики Карелия от граничащих с ней территорий Европейского союза и угрозу национальной безопасности.
    Решение проблемы социально-экономической стабильности предполагается осуществить с помощью федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" (далее - Программа).
    Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация и Республика Карелия сосредоточивают свои усилия и ресурсы на решении острых проблем по следующим направлениям:
    инфраструктурное обеспечение экономического развития региона;
    экономический рост, который достигается прежде всего путем развития действующих и создания новых производств;
    совершенствование государственно-частного партнерства;
    рациональное природопользование, обеспечиваемое за счет сбалансированного потребления и развития прогрессивных технологий;
    стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия Российской Федерации и Республики Карелия в развитии системы международного разделения труда;
    повышение качества жизни граждан.
    Для выбора вариантов решения указанных проблем были рассмотрены и проанализированы 2 сценария формирования и реализации Программы исходя из степени приоритетности решения стоящих перед Республикой Карелия задач, выбора перечня программных мероприятий и привлекаемых дополнительных финансовых ресурсов для их реализации.
    Выбор варианта решения проблемы осуществлялся с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы.
    Первый сценарий предусматривает продолжение инвестирования ранее начатых проектов в реальном секторе экономики, реализацию наиболее важных мероприятий по развитию инфраструктуры, создание и модернизацию ряда производств, обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы и создание высокопроизводительных рабочих мест.
    В результате реализации указанного комплекса мероприятий предусматривается частично снять инфраструктурные ограничения экономического роста.
    Развитие Республики Карелия в рамках первого сценария позволит обеспечить модернизацию и диверсификацию экономической сферы и улучшить ситуацию на рынке труда.
    Объем финансового обеспечения мероприятий Программы в рамках первого сценария составляет 135 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 15 млрд. рублей.
    В ходе реализации первого сценария существуют риски, связанные с возможным сокращением предусмотренного внебюджетного финансирования Программы (финансовый риск), с неэффективным управлением Программой (административные риски), с масштабными природными и техногенными катастрофами, войнами (вооруженные конфликты) (риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы).
    Вместе с тем реализация первого сценария позволяет минимизировать использование бюджетных средств для достижения предусмотренных результатов реализации Программы.
    Второй сценарий помимо проектов, предусмотренных первым сценарием, предполагает создание дополнительных производств и реализацию проектов по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры.
    При использовании второго сценария с учетом привлечения дополнительных средств объем финансового обеспечения мероприятий составит 228,7 млрд. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 26 млрд. рублей.
    При этом на реализацию проектов экономического развития предусматривается привлечение внебюджетных источников в общем объеме 200,7 млрд. рублей.
    Прирост поступлений в федеральный бюджет (нарастающим итогом) превысит затраты, предусмотренные на реализацию Программы за счет федеральных средств, к 2024 году.
    Наличие Программы рассматривается как условие привлечения дополнительных частных инвестиций и как государственная гарантия реализации заявленных проектов. При этом ожидается, что приоритет бюджетного финансирования проектов по развитию инфраструктуры обеспечит прирост реального сектора экономики.
    Вместе с тем риски реализации второго сценария связаны с тем, что значительные средства на реализацию мероприятий Программы предусматриваются из внебюджетных источников. В условиях неопределенности геополитической обстановки и введения санкций со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов Америки возможны ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов, участвующих в указанных мероприятиях, и соответственно сокращение планируемого финансирования. Ожидаемый риск также связан с возможным сохранением значительной доли безработицы и низких темпов экономического развития.
    Таким образом, наиболее предпочтительным является первый сценарий решения проблем развития Республики Карелия, предусматривающий выделение средств федерального бюджета в размере 15 млрд. рублей. Программа нацелена на решение наиболее острых проблем в сфере экономического развития Республики Карелия. Реализация мероприятий Программы позволит создать в Республике Карелия условия для обеспечения конкурентоспособности региональных предприятий в традиционных и новых секторах специализации, связанных с разработкой и углубленной переработкой природных ресурсов, и оказания услуг на основе инновационных технологий, обозначить новые точки экономического роста и сократить отток молодежи.
 

2. Основные риски, сдерживающие факторы и конкурентные преимущества Республики Карелия

 
    В качестве ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития региона определяются:
    монопрофильная отраслевая структура экономики с незначительным количеством эффективно работающих предприятий, высокая доля продукции с низкой добавленной стоимостью (в том числе во внешней торговле) в общем объеме продукции, значительное количество (11) монопрофильных населенных пунктов;
    неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий;
    значительные территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения;
    ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, высокая ресурсоемкость большинства используемых технологий;
    высокий физический и моральный износ основных фондов, медленные темпы технической и технологической модернизации;
    недостаточно и неравномерно развитая транспортная инфраструктура;
    высокие издержки производства в условиях северной экономики - высокая энергоемкость, крайне низкий уровень газификации Республики Карелия - 4,4 процента (в среднем по Российской Федерации - 63,2 процента);
    дефицит республиканского и местных бюджетов;
    недостаточная развитость механизмов государственно-частного партнерства;
    отток высококвалифицированных кадров в другие регионы Российской Федерации, естественная убыль населения, дисбаланс структуры трудовых ресурсов и низкая заработная плата;
    недостаток высокотехнологичных рабочих мест.
    Развитие региона на перспективу может быть связано со следующими рисками:
    конкуренция со стороны соседних регионов Российской Федерации и регионов стран Европейского союза;
    волатильность курса рубля по отношению к ведущим валютам и девальвация рубля;
    риск зависимости от импорта иностранного оборудования и привозного сырья (энергии);
    риск экспортной зависимости;
    кризис современной системы международных отношений и дальнейшая изоляция Российской Федерации (в том числе от финансовых инструментов и инвестиционных программ);
    увеличение дифференциации между уровнями социально-экономического развития отдельных муниципальных образований Республики Карелия;
    усиление противоречий между функциями рекреационного региона и процессами развития промышленного, аграрного и транспортного секторов.
    Анализ социально-экономического развития Республики Карелия позволяет выделить ряд следующих конкурентных преимуществ и ключевых факторов развития региона:
    богатый природно-ресурсный потенциал - сырьевые ресурсы (железная руда, древесина, торф, щепа), водные ресурсы, туристско-рекреационный потенциал (санаторно-курортные зоны, заповедники, национальные парки), уникальный природно-ландшафтный комплекс;
    выгодное экономико-географическое положение - приграничное положение, транзитный потенциал (транзитное железнодорожное и автомобильное сообщение, международные автомобильные и упрощенные пункты пропуска, приграничная инфраструктура, водный коридор - Беломорско-Балтийский канал);
    развитые торгово-экономические и производственные связи с гг. Москвой и Санкт-Петербургом, субъектами Российской Федерации, Республикой Белоруссия, со скандинавскими странами, в том числе с их регионами, положительный опыт реализации программ приграничного сотрудничества (в том числе с инфраструктурной и инвестиционной составляющей) и высокая внешнеторговая активность;
    развитый научно-образовательный комплекс и научный потенциал (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Петрозаводский государственный университет", Карельский научный центр Российской академии наук, филиалы российских вузов, средние специальные учебные заведения) и высокий уровень образования населения;
    широкое распространение и применение информационно-коммуникационных технологий, в том числе в сфере управления;
    активная гражданская позиция и готовность к диалогу представителей общественных организаций и бизнес-структур с Правительством Республики Карелия;
    наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и поддержки инвесторов (бизнес-инкубатор Республики Карелия, студенческий бизнес-инкубатор, IT-парк федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Петрозаводский государственный университет", открытое акционерное общество "Корпорация развития Республики Карелия", Инвестиционный фонд Республики Карелия, Торгово-промышленная палата Республики Карелия, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия);
    благоприятное состояние окружающей природной среды;
    благоприятный климат в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и охраны общественного порядка.
    В условиях меняющихся рыночных тенденций Республика Карелия как часть геоэкономического пространства оказалась перед системными вызовами, которые обусловлены процессами экономической глобализации и интеграции и во многом характерны для других российских регионов.
    Главный вызов связан со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, в связи с чем перед Республикой Карелия ставится задача в довольно сжатый переходный период обеспечить конкурентоспособность базовых отраслей экономики и встраивание Республики Карелия в мировую экономическую систему. В первую очередь это касается предприятий так называемых чувствительных отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости (в частности, машиностроения), а также организаций сельского хозяйства. В условиях усиления конкуренции с соседними регионами необходимы более активное использование инструментов приграничного сотрудничества и создание благоприятной среды для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Приграничное положение Республики Карелия в настоящее время не обеспечивает достаточного объема зарубежных инвестиций, которые на территории Северо-Западного федерального округа в основном направляются в г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
    Для того чтобы адекватно противостоять современным вызовам, требуется решение комплекса проблем системного и отраслевого характера.
    Сдерживающим фактором экономического развития Республики Карелия являются ограниченные возможности бюджетного финансирования мероприятий по модернизации экономики, поскольку более 74 процентов в общей сумме расходов консолидированного бюджета Республики Карелия приходится на социально значимые выплаты.
    Финансовое состояние Республики Карелия осложняется тем, что крупные предприятия, работающие на ее территории, являются структурными подразделениями корпораций, расположенных за пределами Республики Карелия. При этом финансовые показатели структурных подразделений зависят от политики головных организаций.
    К одной из основных проблем функционирования экономики Республики Карелия следует отнести дефицитность энергетического баланса, высокую зависимость от привозных видов топлива и цен на них. Потребность в энергоресурсах, особенно в электрической энергии, только на 45 - 50 процентов покрывается за счет выработки электрической энергии на территории Республики Карелия.
    Проведение модернизации и структурной диверсификации экономики региона требует внедрения передовых инновационных технологий. Вместе с тем в регионе существуют проблемы инновационного и технологического развития, к которым относятся дефицит у предприятий собственных средств на инновации, неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаточное взаимодействие между наукой и бизнесом, неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.
    Кроме общих системных проблем, существуют проблемы в отдельных отраслях экономики Республики Карелия (лесопромышленном, агропромышленном комплексах), в отсутствии развитой дорожной и транспортной инфраструктуры.
    Одним из рисков, сдерживающих факторы и конкурентные преимущества Республики Карелия, является недостаточно развитая материально-техническая база пожарно-спасательных сил Республики Карелия, в том числе состояние зданий пожарных депо, 64 процента которых располагаются в приспособленных зданиях постройки первой половины прошлого столетия.
    Вследствие оттока человеческого капитала происходит снижение количества и качества трудовых ресурсов, что является существенным ограничением для реализации инновационного сценария развития Республики Карелия.
    Недостаток бюджетных средств и отсутствие квалифицированного кадрового обеспечения не позволяют обеспечить благоприятные условия для привлечения инвестиций на территорию Республики Карелия и создать новые рабочие места.
    Перечисленные факторы снижают инвестиционную привлекательность Республики Карелия и степень ее конкурентоспособности как внутри Российской Федерации, так и на мировом уровне.