Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 381. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 13.11.97 N 18-У "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ (ПЛАНОВ САНАЦИИ), УТВЕРЖДЕННЫХ ПИСЬМОМ БАНКА РОССИИ ОТ 08.09.97 N 513"

Дата документа13.11.1997
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиУказания · Рекомендации
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
УКАЗАНИЕ
от 13 ноября 1997 г. N 18-У

 

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ (ПЛАНОВ САНАЦИИ), УТВЕРЖДЕННЫХ ПИСЬМОМ БАНКА РОССИИ ОТ 08.09.97 N 513

 
    В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, Банк России направляет для руководства и использования в практической работе новую редакцию Методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации.
    В связи с направлением новой редакции Методических рекомендаций отменяется письмо Банка России от 08.09.97 N 513.
 

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.К.ДУБИНИН

 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ (ПЛАНОВ САНАЦИИ) КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 
    Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации (планы санации), которые разрабатываются в соответствии с требованиями, предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 N 363 "О планах санации кредитных организаций" и письмами Банка России от 30.04.97 N 443 "О Методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями", от 28.05.97 N 457 "О критериях определения финансового состояния банков", рекомендуется оценивать Главным управлениям (Национальным банкам) Банка России (далее - учреждения Банка России) в следующем порядке.
    1. Устанавливается реальное финансовое положение кредитной организации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.
    2. Для установления реального финансового положения кредитной организации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер.
    В этих целях показатели баланса кредитной организации группируются по форме согласно Приложению 1 "Показатели деятельности кредитной организации на рассматриваемую дату" с отражением результатов оценки активов и пассивов.
    3. Для определения недостатка собственных средств (капитала) рассчитывается прежде всего сумма, необходимая для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (не начисленная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и неустойкам), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации.
    Примечание. Неучтенные штрафы, пени и неустойки могут определяться, в частности, по данным баланса кредитной организации и картотеки к внебалансовому счету 90904.
    4. Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации в порядке согласно Приложению 2 "Оценка стоимости активов кредитной организации".
    Если в результате оценки будет установлено, что стоимость актива меньше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли кредитной организации уменьшаются и наоборот, если стоимость актива больше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли увеличиваются (на сумму разницы между балансовой и расчетной стоимостью актива).
    5. В случае, если будет установлено, что у кредитной организации имеются не учтенные в балансе обязательства, а также внебалансовые обязательства, по которым наступил момент платежа, но он не был осуществлен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации, то в расчетном балансе сумма обязательств кредитной организации увеличивается на сумму указанных неучтенных и внебалансовых обязательств. При этом прибыль в расчетном балансе должна быть уменьшена на ту же сумму.
    6. Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на основе показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала), имеющейся у кредитной организации согласно расчетному балансу.
    Примечание
    . Расчет недостатка капитала указан в разделе 1 примера, приведенного в Приложении 3.
    7. Для определения недостатка у кредитной организации ликвидных средств следует на основе показателей расчетного баланса оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами.
    Примечание. Под указанными обязательствами в целях настоящих Рекомендаций принимается значение символа Овт, используемого при расчете экономического норматива Н2 согласно Инструкции Банка России от 30.01.96 N 1. К этому значению прибавляется сумма недовзноса депонируемых в Банке России обязательных резервов и сумма обязательств, не учтенных в балансе, и внебалансовых обязательств, момент платежа по которым наступил (п. 3 настоящих Рекомендаций). В качестве ликвидных активов используются данные символа - ЛАт, который рассчитывается при определении экономического норматива Н2 (Инструкция Банка России от 30.01.96 N 1).
    8. При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению (плана санации) проверяется прежде всего соответствие этих мероприятий требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем мероприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации.
    9. При оценке мер, принимаемых учредителями (участниками), кредиторами и третьими лицами, выясняется, имеются ли у кредитной организации надлежащим образом оформленные договора и иные документы, подтверждающие реальность намерений указанных лиц.
    Если планом санации предусмотрено внесение этими лицами денежных средств в уставный капитал или оказание финансовой помощи кредитной организации, то в обязательном порядке анализируется финансовое положение потенциальных инвесторов (санаторов), в частности, определяется наличие достаточной суммы чистых активов, а также достаточность остатков на расчетных, текущих, корреспондентских счетах потенциального инвестора, открытых в санируемой кредитной организации, в случае если эти средства планируется направить на увеличение уставного капитала.
    Примечание.
     Расчет суммы чистых активов для кредитных организаций осуществляется с учетом требований письма Банка России от 28.10.96 N 350, для прочих организаций - на основе Приказа Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 05.08.96 N N 71, 149.
    В случае, если потенциальный инвестор в рамках плана санации принимает на себя обязательства не отзывать (в течение определенного времени) со своих счетов, открытых в данной кредитной организации, денежные средства и (или) разместить у нее в виде депозита определенную (неснижаемую) сумму денежных средств, то следует по его балансу выяснить, имеются ли у него ликвидные средства и какова их динамика изменения. По результатам такого анализа определяется возможность инвестора вывести на определенный срок (например, на срок размещения депозита) из своего оборота эти денежные средства.
    Анализ финансового положения учредителей (участников), кредиторов и других потенциальных инвесторов (санаторов) целесообразно осуществлять за период не менее двух лет.