Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 430. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)"

Дата документа01.10.1997
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 1 октября 1997 г. N 118

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

 
    Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1081 "О ходе выполнения и задачах Правительства Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах" приказываю:
    1. Утвердить Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций) согласно Приложению.
    2. Департаменту реформы предприятий (Скамейкиной Т.И.) с участием заинтересованных департаментов подготовить и до 1 ноября 1997 г. представить руководству Министерства предложения об организации семинаров по вопросам реформы предприятий (организаций).
    3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Набиуллину Э.С.
 

Первый заместитель Министра
А.Г.ШАПОВАЛЬЯНЦ

 
 
    

Приложение
к Приказу Минэкономики России
от 1 октября 1997 г. N 118

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

 
    Настоящие Методические рекомендации разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1081 "О ходе выполнения и задачах Правительства Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах" в целях оказания помощи руководителям государственных унитарных предприятий и иных коммерческих организаций (далее именуются - предприятие) по проведению мероприятий, направленных на улучшение управления предприятиями, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности, и носят рекомендательный характер.
    Настоящие Методические рекомендации включают следующие разделы:
    I. Типовая (примерная) программа реформы предприятия;
    II. Методические рекомендации по разработке снабженческо - сбытовой политики предприятия;
    III. Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия;
    IV. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия;
    V. Методические рекомендации по разработке инвестиционной политики предприятия;
    VI. Методические рекомендации по разработке кадровой политики предприятия.
 

I. ТИПОВАЯ (ПРИМЕРНАЯ) ПРОГРАММА РЕФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Основные положения

 
    1. Целью реформы предприятия является обеспечение успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики.
    Эта цель может быть достигнута путем реструктуризации предприятия, заключающейся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению условий функционирования предприятия в соответствие с выработанной стратегией его развития: улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности.
    Реформа проводится в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Программой Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах".
    2. Задачами реформы предприятия являются:
    защита прав участников (учредителей);
    четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);
    обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
    создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
    достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
    создание эффективного механизма управления предприятием;
    использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
    повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
    3. Решение о реформировании предприятия и конкретная программа мероприятий принимаются собственником предприятия (для государственных унитарных предприятий - уполномоченным органом исполнительной власти; для иных коммерческих организаций - общим собранием их участников (учредителей)).
    Для разработки программы реформирования предприятия целесообразно создать специальную рабочую группу с предоставлением ей необходимых полномочий.
    На основе анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятия и задач по реформированию предприятия участниками (учредителями) принимается решение о возможности реализации этих задач силами работников администрации предприятия либо о полной или частичной замене ее кадрового состава.
    Типовая (примерная) программа реформы предприятия предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполнения некоторых из них (передача независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ, проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и другие) определены действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Остальные мероприятия носят рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реформировании предприятия, с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.
 

Критерии реформирования предприятия

 
    4. Критериями реформирования предприятия являются:
    ведение реестра акционеров (для акционерных обществ) независимым регистратором;
    четкое разграничение полномочий и ответственности между участниками (учредителями) предприятия и его руководителем;
    наличие земельного участка, на котором расположено предприятие, в его собственности;
    отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней либо ее реструктуризация;
    отсутствие задолженности по заработной плате либо наличие конкретной программы мер по ликвидации указанной задолженности;
    начисление НДС и акцизов по мере отгрузки;
    отсутствие неденежных форм расчетов либо наличие конкретной программы мер по их снижению.
    5. Передача независимому регистратору ведения реестра акционеров (для акционерных обществ) осуществляется с целью повышения инвестиционной привлекательности предприятия за счет уменьшения риска от недобросовестных действий руководства предприятия. Для достижения этой цели рекомендуется передать ведение реестра акционеров независимому регистратору. Ведение реестра акционеров независимым регистратором позволит создать системы регистрации прав акционеров, а также регистрации прав пользования, владения и распоряжения имуществом предприятия.
    Следует отметить, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", если число владельцев именных ценных бумаг более пятисот, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющая деятельность по ведению реестра. Такое же требование установлено в соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" для акционерных обществ с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более пятисот.
    В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и представление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.
    6. В целях ограничения возможностей злоупотреблений и недобросовестных действий руководителей, усиления их ответственности перед участниками (учредителями) предприятий и заинтересованности в результатах деятельности предприятия, также повышения на этой основе качества управленческих решений целесообразно более четко разграничить полномочия и ответственность между участниками (учредителями) и руководителем предприятия. Для этого рекомендуется уточнить условия контракта, заключаемого участниками (учредителями) или уполномоченным органом, с руководителем предприятия, а в случае необходимости провести пересмотр устава хозяйственного общества.
    При этом в контрактах целесообразно определить ответственность руководителя предприятия за:
    реализацию плана реформирования предприятия и выполнение бизнес - планов по реформированию предприятия (в случае принятия решения по реформированию предприятия и разработанных указанных бизнес - планов);
    сохранность и целевое использование имущества предприятия;
    финансово - хозяйственные результаты деятельности предприятия;
    результаты заключенных сделок с аффилированными или заинтересованными лицами и структурами;
    задержку передачи реестра акционеров независимому регистратору;
    разглашение коммерческой тайны;
    нарушение условий контракта.
    Предлагается также включать в контракты положения, предусматривающие зависимость вознаграждения руководителя от доходов предприятия от основной производственной деятельности, а также установить для руководителей предприятий разрешительный порядок совместительства (только с согласия общего собрания участников - для хозяйственных обществ, уполномоченных органов исполнительной власти - для государственных предприятий, либо иными уполномоченными представителями собственника).
    7. Для повышения инвестиционной привлекательности предприятия за счет полноценной реализации прав собственности на весь имущественный комплекс предприятия рекомендуется выкупать земельные участки, на которых расположены предприятия.
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. N 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" право приобретения в собственность земельных участков (долей земельных участков), на которых расположены ранее приватизированные здания, строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, в первую очередь имеют физические и юридические лица - собственники указанных объектов недвижимости.
    В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрация документов о правах собственности на земельные участки производится в Едином государственном реестре прав учреждениями юстиции по государственной регистрации прав.
    Примерная схема выкупа земли предприятиями представлена в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям по реформе предприятий (организаций).
    8. Для улучшения финансово - экономического положения предприятия, пополнения оборотных средств и создания условий для реформирования предприятия рекомендуется провести реструктуризацию задолженности по платежам в федеральный бюджет.
    Условия и порядок проведения реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 г. определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 г. N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет".
    Для осуществления указанного мероприятия рекомендуется использовать практическое пособие, утвержденное совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 28, 29 апреля 1997 г. N N 35н, АП-3-10/98, 01, "О порядке применения Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 г. N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет".
    9. Для восстановления стимулирующей роли заработной платы и улучшения социально - психологического климата на предприятии, что является одним из решающих факторов повышения производительности труда, целесообразно разработать конкретную программу мер по ликвидации задолженности по оплате труда работникам предприятия.
    Меры по ликвидации задолженности по оплате труда предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1996 г. N 1054 "О мерах по ликвидации задолженности акционерных обществ по заработной плате и налогам" и Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1997 г. N 134 "Об обеспечении своевременного финансирования расходов на выплату заработной платы", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 214 "Об обязанностях представителей акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды".
    В этой связи рекомендуются следующие мероприятия:
    проведение анализа основных причин несвоевременной выплаты заработной платы;
    разработка конкретного плана мероприятий по погашению задолженности по выплате заработной платы, включая определение срока и порядка возврата долга, согласование указанного плана с территориальными органами Рострудинспекции и профсоюзными организациями;
    установление взаимозависимости поощрения руководителя предприятия и наличия (отсутствия) задолженности по оплате труда работникам предприятия.
    10. В целях достижения прозрачности финансово - экономического состояния предприятия и условий для создания более объективного отражения активов и пассивов в балансе предприятия рекомендуется переход на начисление НДС и акцизов по мере отгрузки продукции, производимой предприятием.
    Общий порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли предприятий, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (с последующими изменениями и дополнениями).
    При этом следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой дисциплины" с 1 января 1998 г. в целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций плательщика данного налога, за исключением субъектов малого предпринимательства, предприятий и организаций, а также РАО "Газпром" и акционерных обществ энергетики и электрификации, осуществляющих поставки природного газа, электрической и тепловой энергии, обязаны применять в системе бухгалтерского учета и отчетности метод начисления, при котором исчисление выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится соответственно с ранее наступившей даты:
    получения предоплаты (аванса);
    отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг.
    При этом датой отгрузки является день передачи соответствующего товарораспорядительного документа, датой выполнения работ (услуг) считается день, когда выполнение работ (услуг) было фактически завершено.
    11. В целях создания более эффективного механизма учета и управления финансами предприятия и снижения объемов расчетов в неденежной форме рекомендуются следующие меры:
    создание резервов наличности и иных ликвидных активов, быстро обращаемых в денежную форму;
    диверсификация потребителей продукции;
    повышение личной заинтересованности работников структурного подразделения, отвечающего за сбыт продукции предприятия, в проведении расчетов в денежной форме;
    использование стимулирующей ценовой политики по отношению к потребителям, использующим денежные формы расчетов, с учетом финансовых и коммерческих рисков;
    постепенный отказ от деловых отношений с контрагентами, использующими неденежные формы расчетов;
    установление лимитов по бартерным расчетам с потребителями и их постепенное устойчивое снижение по различным категориям потребителей производимой предприятием продукции;
    составление регулярных отчетов о бартерных операциях и бартерном ценообразовании и регулярное представление указанных отчетов участникам (учредителям) предприятия;
    участие в капитале предприятий - крупных потребителей производимой продукции, позволяющее ввести своего представителя в их управляющие органы, что даст возможность осуществлять постоянный контроль за финансовыми потоками, деловой активностью и инвестиционной деятельностью таких предприятий.
 

Основные направления реформирования предприятий

 
    12. Основными направлениями реформирования предприятий являются следующие:
    выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);
    инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;
    рыночная оценка активов предприятия;
    анализ положения предприятия на рынке, его финансово - хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;
    выработка стратегии развития предприятия;
    подготовка и переподготовка кадров.
    13. В целях выявления и устранения нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ) и повышения инвестиционной привлекательности предприятия является выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ). В этих целях рекомендуется принятие общим собранием акционеров решений, обеспечивающих:
    представительство акционеров в совете директоров, адекватное доле участия в капитале общества;
    при наличии фактов нарушения прав акционеров их восстановление (например, в случае нарушения преимущественных прав выкупа акций при дополнительной эмиссии);
    организацию контроля со стороны участников (учредителей) с соответствующей формой отчетности за направлениями использования свободных финансовых ресурсов в пользу приоритетов долгосрочного развития.
    14. Для оптимального использования имущества предприятия и снижения непроизводительных затрат, связанных с избыточными фондами, рекомендуется провести инвентаризацию имущества и осуществить реструктуризацию имущественного комплекса, которая предполагает реализацию следующих мероприятий:
    выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения (малые предприятия), сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов, в том числе земель (вывод неиспользуемых основных фондов, предназначенных для оборонной и экономической безопасности страны, а также потенциально опасных производств и объектов производится по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством);
    снижение накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей, консервация неиспользуемого имущества;
    передача объектов социально - бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправления.
    15. Рыночная оценка активов предприятия даст возможность увеличить размер уставного капитала акционерного общества (уставного фонда государственного унитарного предприятия) и тем самым существенно повысить обеспечение минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов, что в свою очередь явится залогом устойчивых взаимоотношений между предприятиями.
    Это предполагает осуществление следующих мер:
    определение объектов оценки и степени участия работников предприятия в работе по оценке;
    выбор оптимального для предприятия метода оценки недвижимости (метод прямого сравнения основных стоимостей; инвестиционный метод; метод прибыли (метод учета) (стоимость объекта прямо зависит от объема приносимой им прибыли); метод, при котором остаточная стоимость используется для определения стоимости собственности, которая поддается улучшению; метод подряда или амортизационная цена замены);
    заключение контрактов на выполнение работ по оценке основных средств и нематериальных активов со специализированной организацией. При этом учитывается величина расходов по оценке имущества.
    В связи с проведенной в установленном порядке переоценкой активов предприятия рекомендуется проводить изменение уставного капитала в соответствии с рыночной стоимостью чистых активов предприятия.
    16. В целях проведения анализа положения предприятия на рынке, его финансово - хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием, а также для выявления ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и оптимальных путей их решения целесообразно провести следующие основные мероприятия:
    а) создание на предприятии структурного подразделения, отвечающего за маркетинг;
    б) проведение маркетинговых исследований (рекомендуется консультирование в организациях, специализирующихся на предоставлении маркетинговых услуг).
    При определении положения предприятия на рынке рекомендуется получить следующую информацию о:
    показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья;
    существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции - заменителя;
    потребителях и сегментации рынка;
    основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность);
    географическом распределении товара, его экспортных рынках;
    конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.);
    уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию - заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).
    По результатам маркетинговых исследований составляется оптимистический, пессимистический и средневзвешенный прогнозы развития рынка.
    В рамках каждого из прогнозов рекомендуется:
    определять фазы и продолжительности жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием;
    составлять прогноз развития рынка;
    оценивать потенциальные риски деятельности предприятия;
    в) проведение анализа существующих сетей сбыта продукции (анализ эффективности существующей стратегии сбыта; анализ эффективности использования различных каналов сбыта товара (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьютерская и дилерская схема сбыта и т.п.), в том числе экспорта);
    г) проведение анализа существующей системы снабжения (анализ эффективности существующей стратегии снабжения; анализ эффективности использования различных каналов снабжения (прямые связи, через биржевую сеть, через посредников и т.п.), в том числе импорта; анализ развития рынка потребляемых видов продукции, выявление более эффективных поставщиков);
    д) проведение экономического анализа ассортимента выпускаемой продукции (анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта для каждого вида выпускаемой продукции; анализ показателей эффективности производства каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек; подготовка предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, с учетом требований сертификации продукции, а также антимонопольного законодательства);
    е) проведение анализа финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления; анализа издержек, их структуры и динамики; анализа выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе внереализационных прибылей и убытков), рентабельности; анализа соотношения темпов роста физического объема производства, роста оплаты труда и выручки от реализации продукции, запасов, их структуры и динамики; анализа эффективности ценовой политики; анализа кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, выявление безнадежных долгов;
    ж) проведение анализа эффективности существующей организационной структуры предприятия и ее соответствия направлениям деятельности предприятия с выявлением нарушений взаимодействия между структурными подразделениями;
    з) проведение анализа сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов по следующим направлениям:
    маркетинг (рыночная деятельность предприятия, ценовая политика, продвижение продукции, организация сбыта, уровень платежеспособного спроса, наличие экспортной продукции и т.д.);
    производство (состояние и уровень использования существующих мощностей, производительность, технологическая структура, наличие поставщиков, выпускающих продукцию, доступную по цене и приемлемую по качеству, и т.д.);
    НИОКР (исследовательская деятельность, "ноу - хау", патенты, лицензии и т.д.), новые разработки, оформленные патентами, авторскими свидетельствами и т.д.;
    финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и т.д.), состояние расчетов и платежей;
    кадровый состав (профессионально - квалификационный состав работников предприятия, мотивация к трудовой деятельности, взаимоотношения в коллективе, социальное партнерство, социальные льготы, пособия и т.д.);
    управление и организация (организационная структура предприятия, информационные потоки, планирование и контроль, финансовый менеджмент и т.д.); наличие и масштабы непроизводственной деятельности (объекты социально - культурного и бытового назначения и жилищно - коммунального хозяйства и т.п.);
    и) выявление ключевых внутренних и внешних проблем для предприятия.
    17. Выработка стратегии развития предприятия позволит:
    обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение на рынке;
    перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.
    Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово - хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.