Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 313. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ"

Дата документа27.07.2015
Статус документаДействует
МеткиОсновные направления

    

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

 
    Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.
    Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
    В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.
    При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.
 

I. Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах

1. Налоговая нагрузка

Таблица 1

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Доходы всего 39,17 35,04 34,62 37,26 37,69 36,93 36,93
Налоговые доходы и платежи 36,04 30,88 31,12 34,50 34,97 34,11 34,42
в том числе
Налог на прибыль организаций 6,09 3,26 3,83 4,06 3,79 3,13 3,33
Налог на доходы физических лиц 4,04 4,29 3,87 3,57 3,64 3,78 3,78
Налог на добавленную стоимость 5,17 5,28 5,40 5,81 5,70 5,35 5,52
Акцизы 0,85 0,89 1,02 1,16 1,35 1,53 1,50
Таможенные пошлины 8,51 6,52 6,74 8,25 8,20 7,51 7,74
Налог на добычу полезных ископаемых 4,14 2,72 3,04 3,65 3,96 3,89 4,07
Единый социальный налог и страховые взносы 5,52 5,93 5,35 6,30 6,60 7,09 6,66
Прочие налоги и сборы <*> 1,73 1,99 1,88 1,71 1,74 1,84 1,82

 
    







Таблица 2

Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Налоговые доходы и платежи 36,04 30,88 31,12 34,50 34,97 34,11 34,42
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 11,17 8,19 8,64 10,75 11,16 10,66 11,11
из них:
НДПИ на нефть 3,81 2,41 2,74 3,30 3,43 3,31 3,45
НДПИ на газ 0,24 0,21 0,20 0,25 0,43 0,49 0,52
Акцизы на нефтепродукты 0,34 0,38 0,37 0,51 0,59 0,63 0,54
Вывозные таможенные пошлины на нефть 4,32 3,10 3,61 4,17 4,00 3,53 3,67
Вывозные таможенные пошлины на газ 1,19 1,12 0,42 0,69 0,70 0,72 0,68
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты 1,27 0,98 1,30 1,67 1,82 1,82 2,09
Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) 0,00 0,00 0,00 0,16 0,19 0,16 0,15
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 24,87 22,69 22,48 23,75 23,81 23,45 23,31

 
    Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы бюджета расширенного правительства - Казначейство России.
    Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов (Таблица 3). При этом в 2014 году налоговые доходы от нефтегазового сектора, определяемые указанным выше способом, составили 11,11% ВВП, от других видов деятельности - 23,31% ВВП.
 

Таблица 3

Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор и влияние на доходы бюджетов расширенного правительства в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Налоговые доходы и платежи 36,04 30,88 31,12 34,50 34,97 34,11 34,42
налоговые доходы по виду деятельности к ВВП всего <1>
Добыча сырой нефти и природного газа
предоставление услуг в этих областях
12,00 8,69 9,22 11,17 11,41 10,97 11,66
Остальные виды деятельности 24,04 22,19 21,90 23,33 23,56 23,15 22,75
налоговые доходы по виду деятельности к ВВП по виду деятельности <2>
Добыча сырой нефти и природного газа;
предоставление услуг в этих областях
88,95 75,21 75,43 78,89 76,84 77,09 81,46
Остальные виды деятельности 27,78 25,09 24,95 27,18 27,68 26,98 26,74

 
    











Таблица 4

Ставки акцизов на алкогольную продукцию с 2008 по 2017 год

2008 2009 2010 2011 01.01.1202 01.07.2012 2013 2014 2015 2016 2017
Алкогольная продукция крепостью свыше 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции) 173 191 210 231 254 300 400 500 500 500 523
Темп роста, раз 1,07 1,10 1,10 1,10 1,10 1,18 1,33 1,25 1,00 1,00 1,05
Алкогольная продукция крепостью менее 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции) 110 121 158 190 230 270 320 400 400 400 418
Темп роста, раз 0,68 1,10 1,31 1,20 1,21 1,17 1,19 1,25 1,00 1,00 1,05
Вина натуральные (руб. за 1 литр) 2,4 2,6 3,5 5 6 7 8 8 9 10
Темп роста, раз 1,09 1,08 1,35 1,43 1,20 1,17 1,14 1,00 1,13 1,11
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие (руб. за 1 литр) 0,5 0,5 4 8 22 24 25 31 37 39
Темп роста, раз 1,00 1,00 8,00 2,00 2,75 1,09 1,04 1,24 1,19 1,05
Пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5 до 8,6% включительно (руб. за 1 литр) 2,74 3 9 10 12 15 18 18 20 21
Темп роста, раз 1,32 1,09 3,00 1,11 1,20 1,25 1,20 1,00 1,11 1,05

 
    На 2015 год было принято решение не повышать ставки акцизов на алкогольную продукцию; начиная с 2016 - 2017 гг. законодательством предусмотрено повышение ставок акцизов на отдельные товары алкогольной группы, однако не такими высокими темпами, как до 2015 года.
    Что касается ставок акцизов на табачную продукцию, то здесь налоговая политика определялась планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010 - 2015 годах, а также Федеральным законом "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
    Так, с 2008 года по 2014 год минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром была увеличена более чем в 7 раз, специфическая ставка в 6,6 раз, а адвалорная ставка - на 3 процентных пункта (Таблица 5).
    Начиная с 2012 года, установлены единые ставки акциза на сигареты без фильтра и на сигареты с фильтром.
    Такая политика позволила увеличить доходы, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации от акцизов на табачную продукцию, с учетом импорта, в 4,88 раза - с 65,3 млрд. руб. в 2008 году до 318,8 млрд. руб. в 2014 году.
 

Таблица 5

Ставки акцизов на табачную продукцию с 2008 по 2017 год

Ед. изм. 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Сигареты с фильтром
Минимальная ставка руб./1000 шт. 142 177 250 360 510 730 1 040 1 330 1 680 1 930
Темп роста, раз 1,23 1,25 1,41 1,44 1,42 1,43 1,42 1,28 1,26 1,15
Адвалорная ставка % 5,50% 6,00% 6,50% 7,00% 7,50% 8,00% 8,50% 11,00% 12,00% 13,00%
Темп роста, раз 1,10 1,09 1,08 1,08 1,07 1,07 1,06 1,29 1,09 1,08
Специфическая ставка руб./1000 шт. 120 150 205 280 390 550 800 960 1 250 1 420
Темп роста, раз 1,20 1,25 1,37 1,37 1,39 1,41 1,45 1,20 1,30 1,14
Сигареты без фильтра
Минимальная ставка руб./1000 шт. 72 93 155 310 510 730 1 040 1 330 1 680 1 930
Темп роста, раз 1,20 1,29 1,67 2,00 1,65 1,43 1,42 1,28 1,26 1,15
Адвалорная ставка % 5,50% 6,00% 6,50% 6,50% 7,50% 8,00% 8,50% 11,00% 12,00% 13,00%
Темп роста, раз 1,10 1,09 1,08 1,00 1,15 1,07 1,06 1,29 1,09 1,08
Специфическая ставка руб./1000 шт. 55 72 125 250 390 550 800 960 1 250 1 420
Темп роста, раз 1,22 1,31 1,74 2,00 1,56 1,41 1,45 1,20 1,30 1,14

 
    Необходимо отметить, что расчет уровня налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации сопоставим с аналогичными расчетами по странам-членам ОЭСР (Таблица 6).
    Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах-членах ОЭСР в 2013 году составил 34,46% к ВВП, что на 0,35 процентных пункта выше значения в России - 34,11% к ВВП. При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов в 2013 году составил - 23,45% к ВВП, что на 11,01 п. п. ниже среднего значения по ОЭСР.
 

Таблица 6

Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР

(% ВВП)

Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Австралия 27,06 25,82 25,58 26,29 27,29 н.д.
Австрия 42,70 42,45 40,90 41,03 41,67 42,52
Бельгия 44,16 43,10 42,37 42,90 43,95 44,64
Великобритания 35,67 34,17 32,81 33,59 33,05 32,88
Венгрия 40,18 39,85 37,56 36,86 38,45 38,92
Германия 36,97 37,37 35,03 35,70 36,45 36,68
Голландия 39,09 38,18 36,15 35,88 36,33 н.д.
Греция 32,57 30,49 31,08 32,49 33,71 33,51
Дания 48,18 47,76 46,46 46,61 47,16 48,58
Израиль 33,77 31,35 30,58 30,87 29,64 30,52
Ирландия 28,76 27,59 26,76 26,67 27,26 28,29
Исландия 36,79 33,88 33,33 34,46 35,31 35,55
Испания 33,26 30,92 31,44 31,22 32,06 32,58
Италия 43,27 43,39 41,54 41,37 42,75 42,64
Канада 32,33 31,42 30,54 30,37 30,69 30,56
Люксембург 35,55 39,05 38,00 37,50 38,49 39,34
Мексика 21,00 17,42 18,53 19,51 19,59 19,68
Новая Зеландия 33,72 31,11 31,05 31,40 32,99 32,09
Норвегия 42,60 41,99 42,64 42,70 42,30 40,78
Польша 34,29 31,74 31,25 31,78 32,07 н.д.
Португалия 35,25 30,71 30,04 32,02 31,19 33,44
Словакия 29,32 29,08 27,73 28,34 28,08 29,63
Словения 37,18 36,99 36,73 36,28 36,55 36,81
США 26,06 23,29 23,71 24,01 24,38 25,44
Турция 24,22 24,64 26,20 27,83 27,64 29,31
Финляндия 43,13 42,85 40,79 42,03 42,83 44,00
Франция 43,18 42,46 41,58 42,86 44,00 45,04
Чехия 36,04 33,76 32,55 33,35 33,78 34,10
Чили 22,50 17,21 19,53 21,22 21,39 20,23
Швейцария 29,08 28,74 26,50 27,02 26,92 27,05
Швеция 46,30 46,56 43,06 42,29 42,35 42,78
Эстония 31,70 35,35 33,23 31,91 32,11 31,84
Южная Корея 26,52 25,53 23,24 24,01 24,76 24,31
Япония 28,15 26,96 27,59 28,64 29,52 н.д.
Средняя по ОЭСР <1> 34,72 33,62 32,83 33,27 33,73 34,46
Россия 36,04 30,88 31,12 34,34 34,80 33,56
Россия (без учета нефтегазовых доходов) 24,87 22,69 22,48 23,59 23,63 22,90

 
    






Таблица 7

Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР по видам налоговых доходов в 2013 году

(% ВВП)

Страна Всего налоговых поступлений Налоги на прибыль, доходы Страховые взносы Налоги с заработной платы (за исключением НДФЛ) Имущественные налоги Налоги на товары (работы, услуги) Остальные налоги Таможенные пошлины (ЕС)
Австралия н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д.
Австрия 42,52 12,53 14,59 2,93 0,72 11,45 0,20 0,10
Бельгия 44,64 15,85 14,17 0,00 3,54 10,77 0,01 0,31
Великобритания 32,88 11,70 6,22 - 4,06 10,86 - 0,17
Венгрия 38,92 6,43 12,86 1,01 1,32 17,02 0,19 0,09
Германия 36,68 11,38 13,98 - 0,92 10,24 0,01 0,15
Голландия н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д.
Греция 33,51 7,71 10,62 - 2,18 12,93 - 0,08
Дания 48,58 30,67 0,79 0,33 1,84 14,78 0,01 0,16
Израиль 30,52 9,68 5,07 1,17 2,71 11,88 - н.д.
Ирландия 28,29 11,72 4,40 0,17 2,18 9,67 0,01 0,14
Исландия 35,55 16,39 3,63 0,35 2,52 12,11 0,54 н.д.
Испания 32,58 9,61 11,28 - 2,15 9,12 0,29 0,13
Италия 42,64 14,23 12,98 - 2,69 10,65 1,98 0,12
Канада 30,56 14,39 4,86 0,65 3,22 7,43 0,02 н.д.
Люксембург 39,34 13,87 11,27 - 2,88 11,23 0,06 0,03
Мексика 19,68 5,96 3,06 н.д. н.д. н.д. н.д. н.д.
Новая Зеландия 32,09 17,75 - - 1,96 12,37 0,00 н.д.
Норвегия 40,78 18,57 9,72 - 1,23 11,26 - н.д.
Польша н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д.
Португалия 33,44 10,90 8,93 - 1,11 12,14 0,27 0,09
Словакия 29,63 5,34 13,29 - 0,45 10,39 - 0,16
Словения 36,81 6,57 14,75 0,07 0,69 14,60 - 0,14
США 25,44 12,11 6,16 - 2,83 4,34 - н.д.
Турция 29,31 5,93 8,04 - 1,36 13,50 0,48 н.д.
Финляндия 44,00 15,29 12,73 - 1,29 14,57 0,03 0,08
Франция 45,04 10,90 16,75 1,58 3,81 10,84 1,07 0,09
Чехия 34,10 7,04 14,76 - 0,47 11,69 0,01 0,14
Чили 20,23 7,25 1,44 - 0,81 10,75 -0,02 н.д.
Швейцария 27,05 12,34 6,73 - 1,78 6,20 - н.д.
Швеция 42,78 14,84 9,80 4,60 1,07 12,30 0,05 0,13
Эстония 31,84 7,24 11,09 - 0,31 13,05 - 0,15
Южная Корея 24,31 7,13 6,40 0,07 2,51 7,47 0,73 н.д.
Япония н.д. 9,52 н.д. - 2,66 5,28 0,08 н.д.
Средняя по ОЭСР 34,46 11,64 9,30 1,18 1,91 11,03 0,30 0,13
Россия 34,11 6,91 7,09 0 1,36 6,88 4,36 7,51
Россия (без учета нефтегазовых доходов) 23,45 6,91 7,09 0 1,36 6,25 0,57 1,27

 
    В приложении 2 приведен анализ налоговой нагрузки по видам налоговых доходов на экономику стран ОЭСР за 2007 - 2013 годы.
    Помимо анализа налоговой нагрузки в сравнении со странами ОЭСР, проведен сравнительный анализ налоговой нагрузки на экономику Российской Федерации и экономику стран БРИКС и Евразийского экономического союза на основании данных Международного валютного фонда (Таблица 8).
 

Таблица 8

Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП)

Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Россия 39,17 35,04 34,62 37,26 37,67 36,62 36,64
Средняя по ЕАЭС (кроме России) 32,34 30,28 29,32 30,10 30,90 31,21 30,39
Армения (с 10.10.2014) 20,48 20,87 21,22 22,09 22,31 23,67 23,55
Беларусь 50,68 45,78 41,59 38,76 40,53 41,95 41,84
Казахстан 28,30 22,14 23,94 27,70 26,92 25,26 25,63
Киргизия (с 01.05.2015) 29,91 32,32 30,54 31,84 33,82 33,94 30,51
Средняя по БРИКС (кроме России) 27,18 26,32 27,12 27,80 28,56 28,65 28,45
Бразилия 36,73 34,82 37,10 36,95 38,12 37,87 38,19
Индия 19,71 18,52 18,82 18,71 19,48 19,76 19,47
Китай 22,65 23,83 25,08 27,68 28,36 28,18 27,36
Южная Африка 29,62 28,10 27,46 27,87 28,30 28,77 28,80

 
    Источники данных: Международный валютный фонд (http://elibrary-data.imf.org).
    При анализе и сопоставлении показателей налоговой нагрузки в разных странах и их объединениях необходимо иметь в виду, что методики расчета таких показателей могут отличаться: показатель налоговой нагрузки по Российской Федерации по данным Международного валютного фонда (2013 год - 36,62%) отличается от показателя налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2013 год - 34,11%). Это связано с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, могут по-разному учитываться таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.
    Таким образом, проведенный анализ показывает, что уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключение - Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России).
    Сам по себе этот факт может свидетельствовать о том, что российская налоговая система менее конкурентоспособна, чем в указанных странах, даже с учетом того, что, как было отмечено ранее, существенная часть налоговой нагрузки в России приходится на нефтегазовый сектор (в Казахстане и многих других странах доходы от добывающего сектора также в значительной степени формируют налоговые доходы бюджетов).
    Однако, во-первых, инвестиционная привлекательность Российской Федерации для ведения предпринимательской деятельности формируется не только за счет абсолютного уровня налоговых изъятий и, как показано в следующем разделе, в целом налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России улучшаются. Во-вторых, в рассматриваемых странах сильно различаются условия, определяющие уровень расходных обязательств бюджетов - охват граждан системой пенсионного, социального и медицинского страхования и уровень социальных расходов, масштаб необходимых затрат на обеспечение обороноспособности и безопасности страны, расходы на создание и поддержание необходимой инфраструктуры и т.д.
    Несмотря на эти обстоятельства, именно исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста, было принято решение не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы, а по возможности - использовать все имеющиеся возможности для ее снижения (в первую очередь, для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов).
 

2. Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России

Таблица 9

Динамика рейтинга "Ведение бизнеса" в России в 2007 - 2013 гг.

Оцениваемый год/Наименование отчета 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
DB 2009 DB 2010 DB 2011 DB 2012 DB 2013 DB 2014 DB 2015
Позиция России в общем рейтинге "Ведение бизнеса" 120 116 124 118 111 92/64 <*> 62
в т.ч.
"Налогообложение" 134 103 107 94 63 56/48 <*> 49
"Регистрация предприятий" н.д. н.д. 106 111 100 88/58 <*> 34

 
    





Таблица 10

Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга "Ведение бизнеса" за 2012 - 2013 годы

Индикатор Страны ОЭСР (среднее) Страны G20 (среднее, кроме России) Страны БРИКС (среднее, кроме России) Страны ЕАЭС (среднее, кроме России) Россия
2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013
Рейтинг 59/53 <*> 55 84/67 <*> 67 124/118 <*> 99 95/82 <*> 64 56/48 <*> 49
Выплаты (количество) 12/12 <*> 12 13/13 <*> 12 18/14 <*> 14 20/20 <*> 19 7/7 <*> 7
Время (часы) 184/ 185 <*> 185 218/202 <*> 199 251/254 <*> 235 274/274 <*> 226 177/177 <*> 168
Налог на прибыль (% прибыли) 16,3/16,3 <*> 16,5 17,7/14,6 <*> 14,8 20,4/19,7 <*> 19,9 12,6/12,5 <*> 13,4 8/8,5 <*> 8,4
Налог и выплаты на зарплату (% прибыли) 23,5/ 23,3 <*> 23,3 23,1/25,6 <*> 25,6 26,9/28,6 <*> 28,6 23,2/22,3 <*> 17,4 36,7/35,2 <*> 35,4
Другие налоги (% прибыли) 2,1/ 1,9 <*> 1,9 8,2/4,5 <*> 4,8 10,3/7,6 <*> 7,6 2,9/1,6 <*> 1,6 6,1/5,0 <*> 5,1
Общая налоговая ставка (% прибыли) 41,8/41,6 <*> 41,8 49,0/4,7 <*> 45,2 57,5/56,0 <*> 56,0 38,7/36,4 <*> 32,5 50,7/48,7 <*> 48,9

 
    







Рисунок 1 - Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга "Ведение бизнеса" за 2013 год

 
    Индикатор "Регистрация предприятий" отражает оценку процедур, которые должны быть соблюдены предпринимателем, приступающим к созданию промышленной или торговой компании, в соответствии с требованиями законодательства или общей практикой, а также сроки и затраты для их выполнения и минимальный размер уставного капитала.
 

Таблица 11

Значение индикатора "Регистрация предприятий" рейтинга "Ведение бизнеса" за 2012 - 2013 годы

Индикатор Страны ОЭСР (среднее) Страны G20 (среднее, кроме России) Страны БРИКС (среднее, кроме России) Страны ЕАЭС (среднее, кроме России) Россия
2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013
Рейтинг 61/47 <*> 47 85/63 <*> 64 131/131 <*> 128 16/26 <*> 27 88/58 <*> 34
Процедуры (количество) 5/5 <*> 5 8/6 <*> 6 11/10 <*> 10 4/4 <*> 4 7/6 <*> 4
Срок (дни) 11,1/10 <*> 9 20,6/16 <*> 14 46,6/42 <*> 41 8/8 <*> 8 15,0/13 <*> 11
Стоимость (% дохода на душу населения) 3,6/4,7 <*> 4,4 9,8/6,5 <*> 5,6 13,6/11,5 <*> 4,4 1,3/1,3 <*> 1,2 1,3/1,2 <*> 1,2
Минимальный оплаченный капитал (% валового дохода на душу населения) 10,4/11,2 <*> 9,9 15,0/14,4 <*> 11,2 50,7/51 <*> 27,8 0 0 1,2/1,2 <*> 0

 
    








II. Анализ принятых решений в области налоговой политики и их последствий. Налоговые расходы бюджетной системы

1. Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 - 2014 годах

Таблица 12

Изменение поступлений налога на прибыль организаций по итогам 2014 года в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации

Диапазон уд. веса изменений, в % Увеличение Снижение
Количество субъектов РФ Сумма поступлений, млрд. руб. Количество субъектов РФ Сумма поступлений, млрд. руб.
Всего 53 61,9 32 -127,0
в том числе:
от 0 до 1 11 0,3 9 -0,4
от 1 до 3 12 2,7 6 -2,4
от 3 до 10 17 7,9 8 -55,9
от 10 до 30 6 10,2 8 -63,5
от 30 и выше 7 40,8 1 -4,8

 
    Анализ степени влияния создания КГН на поступление налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, приведен в Таблицах 12 и 13. В указанных таблицах субъекты Российской Федерации сгруппированы исходя из удельного веса изменений поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации. Так, в 2014 году в 17-ти субъектах РФ (32% от количества субъектов РФ, в которых увеличились поступления налога на прибыль в связи с созданием КГН) поступления налога на прибыль организаций увеличились от 3% до 10%, в 9-ти субъектах РФ (9% от количества субъектов РФ, в которых снизились поступления налога на прибыль в связи с созданием КГН) поступления налога на прибыль организаций снизились от 0% до 1%.
 

Таблица 13

Динамика изменений поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации в 2012 - 2014 годах

Диапазон удельного веса изменений, в % Увеличение
Количество субъектов РФ, ед. Сумма поступлений, млрд. руб.
2012 2013 2014 Темп роста, % 2012 2013 2014 Темп роста, %
Всего 65 63 53 81,54 52,6 47,4 61,9 117,68
в том числе:
от 0 до 1 16 14 11 68,75 0,77 0,7 0,3 38,96
от 1 до 3 22 10 12 54,55 8,5 3,2 2,7 31,76
от 3 до 10 17 19 17 100,0 13,8 12,2 7,9 57,25
от 10 до 30 7 15 6 85,71 23,6 22,2 10,2 43,22
от 30 и выше 3 5 7 233,33 6,0 9,1 40,8 680,0
Снижение
Всего 18 20 32 177,78 -60,8 -63,8 -127,0 208,88
в том числе:
от 0 до 1 1 1 9 900,0 -0,13 -0,06 -0,4 307,69
от 1 до 3 5 6 6 120,0 -0,67 -4,8 -2,4 358,21
от 3 до 10 3 8 8 266,67 -45,0 -44,2 -55,9 124,22
от 10 до 30 7 4 8 114,29 -14,2 -12,8 -63,5 447,18
от 30 и выше 2 1 1 50,0 -0,80 -1,9 -4,8 600,0

 
    Необходимо отметить, что поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 65,1 млрд. руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 3,31%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,64%. Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит не только из-за того, что убыточные в отсутствие КГН организации получают возможность "предоставить" свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы. Подобные эффекты возникают и из-за того, что налоговая база зачастую перераспределяется в субъекты Федерации, где установлены пониженные ставки налога на прибыль.
    Одновременно поступления по налогу на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по данным Казначейства России за 2014 год по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличились на 244,3 млрд. рублей.
 

2. Налоговый маневр в нефтяном секторе

3. Освобождение от налога на имущество организаций движимого имущества

4. Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Таблица 14

Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2011 - 2013 гг. по видам налогов, млрд. руб.

Налог 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Налог на прибыль организаций 498,5 615,0 690,0
Налог на добавленную стоимость 331,3 414,4 435,5
Налог на добычу полезных ископаемых 262,9 323,9 379,0
Налог на имущество организаций 324,6 365,6 347,1
Налог на имущество физических лиц 15,7 18,2 21,4
Транспортный налог (юридические лица) 1,5 1,4 1,4
Транспортный налог (физические лица) 5,4 6,3 6,8
Земельный налог (юридические лица) 50,0 68,6 47,2
Земельный налог (физические лица) 1,6 1,9 2,1
ИТОГО 1 491,5 1 815,4 1 930,5
% к ВВП 2,7 2,9 2,9

 
    Наиболее крупными налоговыми расходами бюджета в 2013 году, на которые приходится около 53% налоговых расходов, и составляющими 1,56% ВВП являлись:
    - 0,33% ВВП (216,6 млрд. руб.) - "амортизационная премия" и повышенные коэффициенты амортизации по налогу на прибыль организаций;
    - 0,28% ВВП (185,8 млрд. руб.) - применение при расчете налога на добычу полезных ископаемых понижающих коэффициентов;
    - 0,25% ВВП (162,7 млрд. руб.) - льготы по налогу на имущество организаций по инфраструктурным объектам (магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, железнодорожные пути, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов);
    - 0,18% ВВП (118,4 млрд. руб.) - дополнительные льготы по налогу на имущество организаций, устанавливаемые законами субъектов РФ;
    - 0,17% ВВП (112,0 млрд. руб.) - применение при расчете налога на добычу полезных ископаемых налоговой ставки 0% по нефти, добытой на "новых" месторождениях в Республике Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярском крае;
    - 0,16% ВВП (103,0 млрд. руб.) - обложение налогом на прибыль организаций по ставке 0% дивидендов, распределенных российским организациям;
    - 0,11% ВВП (71,4 млрд. руб.) - освобождение от налогообложения НДС выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов;
    - 0,09% ВВП (59,9 млрд. руб.) - освобождение от налогообложения НДС реализации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
 

III. Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов

1. Исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по реализации мер, направленных на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в Российскую Федерацию

2. Антикризисные меры Правительства Российской Федерации и Государственной Думы

2.1. Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств ("гринфилды" и специальные инвестиционные контракты)

Ведется подготовка документа. Ожидайте