Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 322. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"СТАНДАРТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (утв. ФАС РФ)

Дата документа21.07.2015
Статус документаДействует
МеткиСтандарт

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

СТАНДАРТ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 
    С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), направленный на повышение открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также на увеличение количества участников закупки, развитие конкуренции.
    С целью достижения указанных задач, а также недопущения нарушений положений Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом результатов анализа лучших практик применения положений Закона о закупках, разработан настоящий Стандарт.
    Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.
 

I. Введение

 
    Закон о закупках распространяется на закупочную деятельность субъектов, указанных в части 2 статьи 1 названного закона.
    Кроме того, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрены отдельные случаи применения бюджетными учреждениями норм Закона о закупках, а именно:
    - закупка за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
    - в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
    - закупка за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
    При этом часть 2 статьи 15 Закона о контрактной системе предусматривает, что бюджетное учреждение вправе осуществлять вышеуказанные виды закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона о закупках исключительно в случае утверждения бюджетным учреждением и размещения им в единой информационной системе положения о закупке до начала соответствующего года.
    Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о контрактной системе принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в порядке, установленном Законом о контрактной системе или в соответствии с Законом о закупках, не может быть изменено в текущем году.
    В случае, если бюджетным учреждением в сроки, предусмотренные Законом о закупках, не размещено в единой информационной системе положение о закупке, такие закупки осуществляются им в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
    В случае, если закупочная деятельность является предметом регулирования Закона о закупках, на основании части 2 статьи 2 Закона о закупках заказчик должен утвердить и разместить в единой информационной системе положение о закупке.
    Указанный документ должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
    Таким образом, заказчик вправе осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном положением о закупке.
    При этом Законом о закупках установлен соответствующий порядок утверждения положения о закупке в зависимости от организационно-правовой формы заказчика:
    - если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания, положение о закупке утверждается высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании;
    - в случае, если заказчиком выступает государственное или муниципальное унитарное предприятие, положение утверждается руководителем такого предприятия;
    - если заказчиком выступает автономное учреждение, положение утверждается наблюдательным советом учреждения;
    - в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, положение о закупке утверждается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества;
    - в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, положение утверждается общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества;
    - если заказчиком выступает государственное или муниципальное бюджетное учреждение, положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
    Статьей 8 Закона о закупках установлены сроки размещения заказчиком в единой информационной системе утвержденного положения о закупке, а именно в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона о закупках (с 01.01.2012), а в случае, если заказчики созданы после дня вступления в силу данного закона, - в течение трех месяцев с даты их регистрации.
    При этом положениями статьи 8 Закона о закупках также предусмотрено, что в случае, если заказчиком нарушен порядок утверждения или размещения в единой информационной системе положения о закупке, такие заказчики обязаны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.