Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 371. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 24.10.2001 N 102 (ред. от 18.04.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ"

Дата документа24.10.2001
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Методические указания
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2001 г. N 3093
    


 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2001 г. N 102

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ

 

(в ред. Постановления ФСС РФ от 18.04.2002 N 42)

 
    В целях совершенствования порядка назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам Фонд социального страхования Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам.
    2. Региональным отделениям Фонда обеспечить проведение документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Методическими указаниями.
    3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя председателя Фонда Б.А. Дуденкова.
 

Председатель Фонда
Ю.А.КОСАРЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Фонда
социального страхования
Российской Федерации
от 24.10.2001 N 102

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ

 

(в ред. Постановления ФСС РФ от 18.04.2002 N 42)

 

Общие положения

 
    Настоящие Методические указания определяют единые требования к назначению, проведению отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и их филиалами <*> документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <**>, составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.
    


    <*> Далее - отделения (филиалы отделений) Фонда.
    <**> Далее - страхователи.
 
    При осуществлении проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отделения (филиалы отделений) Фонда руководствуются Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <*>, Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <**>, Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 184 <***>, федеральными законами о бюджете Фонда и страховых тарифах на соответствующий год, иными законодательными и нормативными правовыми актами об этом виде обязательного социального страхования, а также настоящими Методическими указаниями.
    
    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3686.
    <**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803.
    <***> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 11, ст. 1181.
 

Раздел I. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ, ОФОРМЛЕНИЕ АКТА И ПРИНЯТИЕ МЕР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК

 

1. Порядок назначения документальных выездных проверок страхователей

 
    1.1. Контроль за начислением, уплатой страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходованием этих средств производится отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей <*>, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
    


    <*> Далее - проверки.
 
    1.2. Проверки проводятся в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются руководителем отделения (филиала отделения) Фонда (управляющим, заместителем управляющего отделения Фонда, директором филиала) <*>.
    
    <*> Далее - руководитель отделения (филиала отделения) Фонда.
 
    При составлении планов учитываются следующие критерии отбора страхователей для проверки:
    периодичность проведения проверок - не реже одного раза в три года;
    значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде;
    нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации <*>;
    
    <*> Далее - расчетная ведомость по средствам Фонда.
 
    резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности.
 

Рекомендуемые сроки проведения проверок в зависимости от численности работающих у страхователей:

 

N п/п Численность работающих у страхователя Количество дней на проверку <*> (из расчета на одного проверяющего)
1. От 1 до 50 работающих 1 - 3 дня
2. от 50 до 100 работающих 3 - 7 дней
3. от 101 до 500 работающих 7 - 10 дней
4. от 501 до 1000 работающих 10 - 15 дней
5. от 1001 до 2000 работающих 15 - 25 дней
6. от 2001 и выше работающих 25 - 60 дней

 
    


    <*> Указано количество дней, затрачиваемых непосредственно на проверку страхователя, без учета времени на подготовку к проверке и рассмотрение материалов проверки руководителем отделения (филиала отделения) Фонда.
 
    Срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения (филиала отделения) Фонда, при этом указанные рекомендуемые сроки проверки в каждом конкретном случае могут быть изменены (увеличены, уменьшены) с учетом численности работающих у страхователя, объема произведенных им расходов, транспортных и иных условий.
    В необходимых случаях руководителем отделения (филиала отделения) Фонда могут быть назначены внеплановые проверки страхователей.
    1.3. Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда (приложение N 1).
    1.4. Проверки проводятся работниками контрольно - ревизионных отделов, иными работниками отделения (филиала отделения) Фонда, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя отделения (филиала отделения) Фонда.
    1.5. В день начала проверки проверяющим(и) предъявляются страхователю решение руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки и служебное удостоверение.
    1.6. Проверкой могут быть охвачены законченный отчетный период текущего года и два непосредственно предшествовавшие ему календарных года деятельности страхователя (в общей сложности не превышающий три года).
    1.7. Срок проверки исчисляется в календарных днях и не может превышать двух месяцев. При проведении проверок организаций - страхователей, имеющих филиалы и представительства, срок проверки увеличивается на срок не более одного месяца на проведение проверки каждого филиала и представительства.
    1.8. Исполнительный орган Фонда не вправе проводить повторные проверки одного и того же страхователя по одним и тем же вопросам за уже проверенный период, за исключением случаев:
    а) реорганизации или ликвидации организации (обособленного подразделения) - страхователя (приложение N 2);
    б) в порядке контроля отделения Фонда за деятельностью филиала отделения Фонда, проводившего проверку (приложение N 3).
    1.9. Подготовке к проведению проверки предшествует подготовительный этап работы (как правило, не более 2 дней), предусматривающий сбор и анализ в отделении (филиале отделения) Фонда следующей информации:
    основной вид деятельности, класс профессионального риска, страховой тариф страхователя (обособленного подразделения) и его производств (подразделений), являющихся самостоятельными классификационными единицами, установленная скидка (надбавка) к страховому тарифу;
    отчетные данные по средствам Фонда, представленные страхователем за проверяемый период;
    количество назначенных и отраженных в расчетной ведомости по средствам Фонда страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    количество предоставленных пострадавшему и сопровождающему его лицу (на основании заключения МСЭ) путевок на санаторно - курортное лечение;
    решение о финансировании мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2001 г. N 331 "Об утверждении Порядка направления в 2001 году сумм страховых взносов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование санаториев - профилакториев и медицинских учреждений страхователей" <*>.
    
    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 19, ст. 1939.
 
    1.10. В случае непредставления страхователем в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов (приложение N 4). Документы должны быть представлены страхователем в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий.
    1.11. По окончании выездной проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке (приложение N 5), в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
 

2. Порядок составления акта проверки страхователя и требования к его оформлению

 
    2.1. По результатам проверки организации (обособленного подразделения) <*> - страхователя либо физического лица - страхователя составляется акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с индексом "н/с" <**> (приложение N 6).
    


    <*> Здесь и далее имеются в виду обособленные подразделения организаций, которые исполняют обязанности этих организаций по уплате страховых взносов.
    <**> Далее - акт.
 
    2.2. Акт должен быть составлен в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, другой передается руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) - страхователя либо физическому лицу - страхователю (их представителям).
    2.3. Акт должен иметь сквозную нумерацию страниц, в нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, проводивших проверку и подписывающих акт.
    2.4. Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
    2.5. Вводная часть акта (общие положения) представляет собой общие сведения о проводимой проверке, страхователе и должна содержать:
    номер, который присваивается акту при его регистрации в отделении (филиале отделения) Фонда;
    наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого она проводилась);
    дату подписания акта лицами, проводившими проверку;
    полное и сокращенное наименование проверяемой организации (обособленного подразделения) - страхователя согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество физического лица - страхователя;
    регистрационный номер и код подчиненности страхователя;
    наименование налогового органа, в котором состоит на учете организация (обособленное подразделение) - страхователь или физическое лицо - страхователь;
    ИНН / КПП организации (обособленного подразделения) - страхователя или ИНН физического лица - страхователя;
    основной вид деятельности (код по ОКОНХ);
    размер страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска (на каждый проверяемый год);
    установленная скидка (надбавка) к страховому тарифу;
    банковские реквизиты (расчетный (текущий счет)), наименование банка, БИК;
    фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, с указанием должности и наименования отделения (филиала отделения) Фонда, который они представляют;
    дату и номер решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки;
    указание на цель проверки: проверка правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств;
    период, за который проведена проверка;
    даты начала и окончания проверки. Датой начала проверки является день предъявления руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) - страхователя либо физическому лицу - страхователю (их представителям) решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки, а датой окончания - день подписания справки лицами, проводившими проверку;
    фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (обособленного подразделения) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде на основании приказа. В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, перечень этих лиц приводится одновременно с указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении их с занимаемой должности;
    среднесписочную численность работающих в организации (обособленном подразделении) - страхователе на дату проверки;
    установленную дату выплаты заработной платы;
    сведения о наличии комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию;
    сведения о представлении расчетной ведомости по средствам Фонда за проверяемый период (с 01.01.2001 - указывается также раздел расчетной ведомости по средствам Фонда);
    сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие вопросы проверены сплошным, а какие выборочным методом;
    перечень проверенных документов;
    перечень не представленных страхователем документов (в случае неполного представления страхователем необходимых для проверки документов по запросу должностного лица отделения (филиала отделения) Фонда, проводящего проверку);
    иные сведения.
    2.6. Описательная часть акта проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в начислении, уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходовании этих средств либо указание на отсутствие таковых.
    По каждому отраженному в акте проверки факту нарушения должны быть четко изложены:
    период (месяц, год), к которому данное нарушение относится;
    оценка количественного и суммового расхождения между данными, отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам Фонда, и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета (Главной книге и журналах - ордерах);
    характер нарушения со ссылками на конкретные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, которые нарушены страхователем;
    ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения;
    соответствующие расчеты должны быть включены в акт или в приложения к нему;
    однородные нарушения могут быть сгруппированы в таблицы, которые в зависимости от объема представленной в них информации включаются в текст акта либо приводятся в приложениях. Рекомендуемые формы таблиц приведены в приложениях N N 1, 2 к акту проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    При наличии приложений в описательной части акта делаются ссылки на прилагаемые материалы с указанием на то, что они являются неотъемлемой частью акта.
    Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющего(их), не основанных на достаточных доказательствах.
    2.7. Итоговая часть акта (заключение) должна содержать следующие данные (в случае их установления в ходе проверки):
    сведения о соответствии установленного класса профессионального риска основному виду деятельности (для страхователя юридического лица) или виду деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска (для страхователя - физического лица);
    сведения о выявленной в результате проверки недоимке по страховым взносам (из них в результате занижения страхователем облагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонд);
    сведения о суммах страховых взносов, излишне уплаченных страхователем;
    факты задержки страховых выплат в установленные сроки;
    сведения о расходах, не принятых к зачету в счет страховых взносов в Фонд (суммы страховых выплат, назначенные и выплаченные страхователем без решения страховщика; излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию вследствие недостоверности указанных страхователем сведений; расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденные документами в установленном порядке; финансирование мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также медицинских учреждений и санаториев - профилакториев без решения отделения (филиала отделения) Фонда;
    расчет пени, начисленной на недоимку по страховым взносам (помесячный), с учетом произведенных страхователем расходов в счет средств Фонда, излишне уплаченных страхователем взносов и задолженности отделения (филиала отделения) Фонда страхователю;
    факты выявленных проверкой нарушений порядка уплаты страховых взносов, за совершение которых к страхователям должны быть применены штрафные санкции, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" <*> и частью первой Налогового кодекса Российской Федерации <**>;
    
    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 628.
    <**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824.
 
    Если до проведения проверки страхователь внес в установленном порядке изменения и дополнения в расчетную ведомость по средствам Фонда, уплатил недостающую сумму страховых взносов и пени, указанные изменения и дополнения должны быть учтены при подготовке акта. При этом в акте следует указать дату представления в отделение (филиал отделения) Фонда заявления о внесении дополнений и изменений в расчетную ведомость по средствам Фонда, суть внесенных дополнений и изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм страховых взносов и пени.
    В этом случае страхователь освобождается от ответственности за занижение подлежащей уплате суммы страховых взносов.
    Предложения проверяющих:
    об отражении в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда недоимки по страховым взносам, расходов, не принятых к зачету, а также начисленной пени по акту;
    о перечислении страхователем в отделение (филиал отделения) Фонда недоимки по страховым взносам и пени;
    о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со ссылками на законодательные и иные нормативные правовые акты, требования которых были нарушены, а также на нормы части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", предусматривающие размеры штрафных санкций;
    о перечислении сумм штрафов на банковский счет отделения (филиала отделения) Фонда с последующим представлением в отделение (филиал отделения) Фонда копии платежного поручения с отметкой банка об исполнении;
    о выплате застрахованному пени в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки;
    об устранении страхователем выявленных нарушений.
    (в ред. Постановления ФСС РФ от 18.04.2002 N 42)
    2.8. К акту проверки прилагаются:
    копия решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении выездной проверки;