Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 983. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минтруда РФ от 24.07.2015 N 514н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)"

Дата документа24.07.2015
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт

    
    Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575
    


 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 24 июля 2015 г. N 514н

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)"

 
    В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
    1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".
    2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
 

Министр
М.А. ТОПИЛИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 24 июля 2015 г. N 514н

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

 

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)

 

509
Регистрационный номер

 

I. Общие сведения

 

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса 01.002
 Код
(наименование вида профессиональной деятельности)

 
    Основная цель вида профессиональной деятельности:
 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления

 
    Группа занятий:
 

2320 Преподаватели в средней школе 2445 Психологи
3310 Преподавательский персонал начального образования 3320 Персонал дошкольного воспитания и обучения
3330 Преподавательский персонал специального обучения - -
(код ОКЗ <1>) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

 
    Отнесение к видам экономической деятельности:
 

85.11 Образование дошкольное
85.12 Образование начальное общее
85.13 Образование основное общее
85.14 Образование среднее общее
85.21 Образование профессиональное среднее
85.22 Образование высшее
85.30 Обучение профессиональное
85.4 Образование дополнительное
(код ОКВЭД <2>) (наименование вида экономической деятельности)

 

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

 

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ 7 Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ A/01.7 7
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций A/02.7 7
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса A/03.7 7
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации A/04.7 7
Психологическая диагностика детей и обучающихся A/05.7 7
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса A/06.7 7
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) A/07.7 7
B Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления 7 Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации B/01.7 7
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации В/02.7 7
Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации В/03.7 7
Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации В/04.7 7
Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних B/05.7 7

 

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

 
    3.1. Обобщенная трудовая функция
 

Наименование Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ Код A Уровень квалификации 7

 

Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий Психолог
Педагог-психолог
Психолог образовательной организации

 

Требования к профессиональному образованию и обучению Высшее образование по профильным направлениям
Требования к опыту практической работы -
Особые условия допуска к работе К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации <3>
Другие характеристики -

 
    Дополнительные характеристики
 

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели в средней школе
2445 Психологи
3310 Преподавательский персонал начального образования
3320 Персонал дошкольного воспитания и обучения
3330 Преподавательский персонал специального обучения
ЕКС <4> - Педагог-психолог, психолог
ОКПДТР <5> 25484 Педагог-психолог
ОКСО <6> 0303 Психология
050706 Педагогика и психология
050716 Специальная психология
050717 Специальная дошкольная педагогика и психология

 
    3.1.1. Трудовая функция
 

Наименование Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ Код A/01.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

 

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей
Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Использовать качественные и количественные методы психологического обследования
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований
Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся