Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 365. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"УСЛУГИ БЫТОВЫЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ. ГОСТ Р 53108-2008" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 517-ст)

Дата документа18.12.2008
Статус документаДействует
МеткиСтандарт · Приказ · Гост · Гост р

    

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Услуги бытовые
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Consumer Services. Classification of enterprises

 

ГОСТ Р 53108-2008

 

Группа Т58

 

ОКС 03.080.30
ОКСТУ 0131

 

Дата введения 2009-07-01

 

Предисловие

 
    Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
 
    Сведения о стандарте
    1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Институт региональных экономических исследований" (ЗАО "ИРЭИ") и Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы
    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 "Бытовое обслуживание населения"
    3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 517-ст
    4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
 
    Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
 

1 Область применения

 
    Настоящий стандарт предназначен для классификации на категорию организаций независимо от их организационно-правовой формы и на индивидуальных предпринимателей, предметом деятельности которых является оказание бытовых услуг (далее - организации).
    Стандарт устанавливает состав номенклатуры показателей категории организаций для всех видов бытовых услуг, метод определения категории организации.
 

2 Нормативные ссылки

 
    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
    ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы ГОСТ Р ИСО 9000-2008, следует руководствоваться принятым взамен ГОСТ ИСО 9000-2011.
 
 
    ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы ГОСТ Р ИСО 9001-2008, следует руководствоваться принятым взамен ГОСТ ИСО 9001-2011.
 
 
    ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения
    ГОСТ Р 51870-2002 Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия
    ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества
    ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению
 
    Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
 

3 Термины и определения

 
 
    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р 50646, ГОСТ Р 52113 и следующие термины с соответствующими определениями:
    3.1 "услуга", "обслуживание", "предоставление услуги", "условия обслуживания": по ГОСТ Р 50646.
    3.2 "качество": по ГОСТ Р ИСО 9000.
    3.3 "результат услуги": по ГОСТ Р 52113.
    Примечание - Результат услуги заключается в изменении состояния объекта услуги и (или) удовлетворении потребностей потребителя.
 
    3.4 "бытовая услуга": по ГОСТ Р 50646.
    Примечание - Согласно ОК 002 услуги, отнесенные к бытовым, имеют коды: 01 - код группы бытовые услуги, 80 - прочие услуги населению.
 
    3.5 категория организации в сфере бытовых услуг (далее - категория организации): Классификационная группа организаций в сфере бытовых услуг одного вида (типа), объединенных общим уровнем возможностей предоставлять услуги высокого качества и фактического качества оказываемых услуг.
    3.6 классификация организаций сферы бытовых услуг на категорию (далее - категорирование): Процедура оценки соответствия, связанная с отнесением организации к определенной категории на основании исследования этой организации и предоставляемых ею услуг с удостоверением результата исследования в письменной форме.
    3.7 показатели категорирования: Характеристики бытовых услуг и оказывающих их организаций, значения которых сравниваются с установленными в правилах классификации диапазонами значений показателей качества для определения категории исследуемой организации.
    3.8 критерии категорирования: Комплекс требований и условия отнесения организаций к той или иной категории.
 

4 Общие требования

 
    4.1 Нормативную базу категорирования составляют:
    - технические регламенты;
    - международные и национальные стандарты;
    - санитарные правила и нормы;
    - нормативные документы и правила, содержащие требования к характеристикам бытовых услуг и оказывающим их организациям всех категорий;
    - другие документы, которые устанавливают требования к качеству и безопасности бытовых услуг и деятельности организаций.
    4.2 Основными целями категорирования организаций сферы бытового обслуживания являются:
    - введение дифференцированного подхода к организациям, различающимся по качеству оказываемых бытовых услуг, при реализации региональных программ и мероприятий социально-экономического характера;
    - повышение информированности потребителя о качестве услуг для предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителя, и обоснованности выбора им организации;
    - создание возможности компетентного подтверждения качества услуг в рекламных целях;
    - повышение информированности организаций о качестве услуг, оказываемых в регионе;
    - повышение конкурентоспособности организаций;
    - обозначение базовых ступеней качества для оценки развития организаций и отрасли, которые можно использовать в качестве стимулов для саморазвития организаций;
    - стимулирование развития добросовестной конкуренции в сфере бытового обслуживания.
    4.3 Основные принципы категорирования организаций
    Основные принципы категорирования организаций включают в себя:
    - оценку организации в целях категорирования по трем направлениям:
    оценку качества оказываемых организацией бытовых услуг по степени удовлетворения потребностей потребителя;
    оценку возможностей и деятельности организации по поддержанию стабильности и повышению качества услуг;
    оценку результатов взаимодействия организации с обществом и окружающей средой (побочный эффект, ущерб для общества);
    - проведение категорирования по инициативе организаций на добровольной основе;
    - соблюдение организацией установленных соответствующими органами обязательных требований безопасности и наличие удостоверений безопасности (сертификатов, заключений и т.п.), предусмотренных законодательством;
    - соблюдение конфиденциальности информации об организации, составляющей коммерческую тайну;
    - независимость субъектов процедуры категорирования (экспертов, комиссии и т.п.) от объекта категорирования (исследуемой организации);