Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 282. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минтруда РФ от 08.09.2015 N 613н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ"

Дата документа08.09.2015
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт

    
    Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38994
    


 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 8 сентября 2015 г. N 613н

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ"

 
    В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
    1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
    2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
 

Министр
М.А. ТОПИЛИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 8 сентября 2015 г. N 613н

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

 

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

 

513
Регистрационный номер

 

I. Общие сведения

 

Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых 01.003
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

 
    Основная цель вида профессиональной деятельности:
 

Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ

 
    Группа занятий:
 

2351 Специалисты по методике обучения 2357 Преподаватели по программам дополнительного обучения
(код ОКЗ <1>) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

 
    Отнесение к видам экономической деятельности:
 

85.41 Образование дополнительное детей и взрослых
(код ОКВЭД <2>) (наименование вида экономической деятельности)

 

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

 

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам <3> 6 Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы A/01.6 6.1
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы A/02.6 6.1
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания <4> A/03.6 6.1
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы A/04.6 6.1
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы A/05.6 6.2
B Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых B/01.6 6.3
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования B/02.6 6.3
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ B/03.6 6.3
C Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение массовых досуговых мероприятий C/01.6 6.2
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых C/02.6 6.3
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности C/03.6 6.3

 

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

 
    3.1. Обобщенная трудовая функция
 

Наименование Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Код A Уровень квалификации 6

 

Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий Педагог дополнительного образования
Старший педагог дополнительного образования <5>
Тренер-преподаватель <6>
Старший тренер-преподаватель <7>
Преподаватель <8>
Требования к образованию и обучению Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
Требования к опыту практической работы Для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя стаж работы по специальности не менее двух лет
Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <9>
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <10>
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности <11>
Другие характеристики -

 
    Дополнительные характеристики
 

Наименование классификатора Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2357 Преподаватели по программам дополнительного обучения
ЕКС <12> - Педагог дополнительного образования (включая старшего)
- Тренер-преподаватель (включая старшего)
- Преподаватель
ОКПДТР <13> 25478 Педагог дополнительного образования
27168 Тренер-преподаватель по спорту
ОКСО <14> 050710 Педагогика дополнительного образования
- Направления подготовки и специальности, соответствующие по направленности (профилю) направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

 
    3.1.1. Трудовая функция
 

Наименование Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы Код A/01.6 Уровень (подуровень) квалификации 6.1

 

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе
Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии)
Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях
Консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
Текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы
Необходимые умения Осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования
Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся
Понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей - и их родителей (законных представителей))
Набирать и комплектовать группы учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
Диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
Проводить отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий избранным видом спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта)
Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
- задач и особенностей образовательной программы
- возрастных особенностей учащихся
- современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности
Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности программы)
Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования
Создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся
Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:
- избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы
- состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно)
Готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы)
Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы
Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности)