Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 432. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минкомсвязи РФ N 186, ФСО РФ N 258 от 27.05.2015 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБМЕНА ДОКУМЕНТАМИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ"

Дата документа27.05.2015
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Требования

    
    Зарегистрировано в Минюсте России 22 сентября 2015 г. N 38956
    


 

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 186

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 258

 

ПРИКАЗ
от 27 мая 2015 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБМЕНА ДОКУМЕНТАМИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

 
    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1494 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 284), подпунктом 5.2.26 подпункта 5.2 пункта 5 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2708; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; 2010, N 13, ст. 1502; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4099; N 31, ст. 4251; 2011, N 2, ст. 338; N 3, ст. 542; N 14, ст. 1935; N 21, ст. 2965; N 44, ст. 6272; N 49, ст. 7283; 2012, N 20, ст. 2540; N 37, ст. 5001; N 39, ст. 5270; N 46, ст. 6347; 2013, N 13, ст. 1568, ст. 1569; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 30, ст. 4305; N 31, ст. 4414; N 47, ст. 6554; 2015, N 2, ст. 491), и подпунктом 14 пункта 16 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3314; 2005, N 1, ст. 67; N 13, ст. 1137; N 40, ст. 4019; N 41, ст. 4120; 2006, N 15, ст. 1580; 2008, N 10, ст. 911; N 21, ст. 2431; N 37, ст. 4183; N 40, ст. 4519; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; N 52, ст. 6364; 2010, N 6, ст. 626; N 10, ст. 1058; 2011, N 2, ст. 267, N 21, ст. 2926; N 43, ст. 6029; N 47, ст. 6621; N 51, ст. 7456; 2012, N 41, ст. 5583; 2013, N 6, ст. 493; N 52, ст. 7136; 2014, N 44, ст. 6041; 2015, N 4, ст. 641), приказываем:
    1. Утвердить Требования к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде.
    2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
 

Министр связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
Н.А. НИКИФОРОВ

 

Директор
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
Е.А. МУРОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
и Федеральной службы охраны
Российской Федерации
от 27.05.2015 N 186/258

 

ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБМЕНА ДОКУМЕНТАМИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящий документ устанавливает требования при организации информационного взаимодействия государственных органов и государственных организаций (государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные бюджетные учреждения, государственные компании или хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации), а также государственных внебюджетных фондов посредством обмена документами в электронном виде (далее - участники взаимодействия).
    2. Настоящие требования должны применяться совместно с Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1494, а также с учетом Положения о системе межведомственного электронного документооборота, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N 754 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 39, ст. 4614; 2011, N 32, ст. 4840; 2012, N 38, ст. 5102; 2013, N 15, ст. 1791), в части инфраструктуры транспортной шины.
    3. В рамках Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия настоящие требования определяют:
    а) общие требования к организации информационного взаимодействия;
    б) требования к процедурам делопроизводства и документооборота при информационном взаимодействии;
    в) требования к формату файла документа в электронном виде (далее - ЭД);
    г) требования к формату электронной подписи (далее - ЭП);
    д) требования к транспортному контейнеру;
    е) правила визуального отображения документов в электронном виде, подписанных ЭП.
 

II. Общие требования к организации информационного взаимодействия

 
    4. Информационное взаимодействие в рамках правил обмена документами в электронном виде осуществляется путем обмена транспортными контейнерами в формате согласно приложению 1 к настоящим Требованиям, содержащими документы в электронном виде, подписанные ЭП, и технологическими электронными сообщениями с использованием транспортной шины - системы межведомственного электронного документооборота (далее - МЭДО).
    5. Структура, форматы, правила формирования и обработки транспортных контейнеров и технологических электронных сообщений определяются настоящими требованиями.
    6. В целях обеспечения проверки корректности передаваемых по системе МЭДО электронных сообщений документооборота (далее - ЭСД) в СЭД отправителя используется XSD-схема ЭСД МЭДО, описание которой приведено в приложении 3 к настоящим требованиям.
    7. При использовании МЭДО возможно внесение изменений в перечень передаваемых сообщений, их состав и форматы, а также в XSD-схему ЭСД.
    8. Актуальная информация о действующих участниках информационного взаимодействия с указанием их точных наименований, электронных адресов и идентификаторов МЭДО размещается в МЭДО и должна быть доступна для использования участниками информационного взаимодействия.
 

III. Требования к процедурам делопроизводства и документооборота при информационном взаимодействии

 
    9. В процессе подписания/утверждения ЭД ответственным должностным лицом должно осуществляться формирование ЭП к данному ЭД. При подписании/утверждении ЭД должны соблюдаться следующие условия:
    а) направляемый на подписание/утверждение файл ЭД должен иметь формат, установленный настоящими требованиями. В случае, если при формировании документа его файл имеет формат, отличный от установленного настоящими требованиями, он должен быть перед направлением на подписание/утверждение преобразован в формат, установленный настоящими требованиями;
    б) при подписании/утверждении ЭД несколькими должностными лицами каждое должностное лицо подписывает документ своей ЭП, которая должна формироваться в соответствии с настоящими требованиями.
    10. В процессе регистрации документа должны формироваться:
    - регистрационный номер и дата регистрации документа,
    - элементы визуализации регистрационных данных и отметки об ЭП <1>,
    


    <1> Здесь и далее: отметка об ЭП предназначена только для отображения сведений о том, что документ был подписан ЭП должностного лица, информация о сертификате которого приводится в указанной отметке. Отметка об ЭП является подтверждением того, что данная ЭП была верна на момент включения документа в СЭД. Отметка об ЭП не является аналогом ЭП и доказательством верности данной ЭП на момент обращения пользователя к документу.
 
    - данные о местоположении элементов визуализации регистрационных данных и отметки об ЭП (координаты).
    Элементы визуализации и данные об их местоположении могут быть сформированы на этапе отправки в процессе подготовки транспортного контейнера. Ответственность за корректность и соответствие данных в элементах визуализации соответствующим данным файла описания транспортного контейнера и сертификата(ов) ЭП возлагается на организацию-отправителя ЭД.
    При регистрации документа в электронном виде должны соблюдаться следующие условия:
    а) регистрации подлежат ЭД, оформленные в соответствии с инструкцией (установленными требованиями) по делопроизводству в государственных органах, государственных организациях, государственных внебюджетных фондах и подписанные ЭП ответственных должностных лиц в соответствии с настоящими требованиями;
    б) регистрационный номер документа формируется в соответствии с инструкцией (установленными требованиями) по делопроизводству в государственных органах, государственных организациях, государственных внебюджетных фондах;
    в) графические элементы визуализации регистрационных данных и отметки об ЭП, а также данные об их положении формируются в соответствии с настоящими требованиями.
    11. В процессе отправки должны быть сформированы:
    - графические элементы визуализации регистрационных данных и отметки об ЭП, а также данные об их местоположении (в случае, если они не были сформированы в процессе регистрации документа);
    - транспортный контейнер для передачи документа в электронном виде в соответствии с настоящими требованиями, проверена его комплектность и действительность ЭП, входящих в его состав.
    При отправке ЭД должны соблюдаться следующие условия:
    а) проверка действительности ЭП, входящих в состав транспортного контейнера, должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    б) совокупность компонентов транспортного контейнера, включая:
    - файл описания транспортного контейнера,
    - файл документа,
    - файл(ы) ЭП документа,
    - файлы графических элементов регистрации и отметки об ЭП,
    - файл(ы) приложений, файл(ы) ЭП приложений (при наличии)
    может подписываться ЭП организации отправителя в соответствии с настоящими требованиями. Сформированная ЭП должна быть включена в состав транспортного контейнера. При создании или проверке электронной подписи данных, состоящих из отдельных частей (файлов), такие данные представляются в виде одного файла, объединяющего содержимое отдельных частей (файлов) данных. Данный файл должен формироваться непосредственно перед созданием или проверкой электронной подписи в соответствии с порядком, описанном в приложении 1 к настоящим Требованиям. Непосредственно после создания или проверки электронной подписи данный файл должен уничтожаться.
    в) не допускается отправка транспортного контейнера с документом при недействительности одной или нескольких ЭП, входящих в его состав;
    г) компоненты отправленного транспортного контейнера должны храниться отправителем наряду с другими данными ЭД. Срок хранения данной информации должен быть не менее установленного срока хранения соответствующего ЭД.
    12. С документом в электронном виде, при необходимости, в составе транспортного контейнера может направляться дополнительная информация в различных форматах.
    13. При получении транспортного контейнера, содержащего ЭД, должны быть проверены его комплектность, действительность ЭП, входящих в его состав, соответствие формата файла описания транспортного контейнера приложению 1 к настоящим Требованиям, а также сформированы (при наличии такой практики) графические элементы визуализации регистрационных данных и отметки об ЭП. При получении транспортного контейнера документа в электронном виде должны соблюдаться следующие условия:
    а) графические элементы визуализации регистрационных данных и отметки об ЭП используются при визуализации документа в электронном виде в соответствии с настоящими требованиями и данными об их положении в файле описания транспортного контейнера. При этом могут быть использованы графические элементы визуализации, полученные в составе транспортного контейнера от отправителя или (при наличии такой практики в организации) заново сформированы получателем исходя из информации, имеющейся в файле описания ТК и сертификатах ЭП. В случае формирования графических элементов визуализации на стороне получателя ответственность за соответствие данных в элементах визуализации соответствующим данным файла описания транспортного контейнера и сертификата(ов) ЭП возлагается на организацию-получателя ЭД;
    б) несоответствие полученного документа в электронном виде настоящим требованиям, в том числе:
    - нарушение комплектности транспортного контейнера (несоответствие количества, имен файлов транспортного контейнера именам файлов, указанным в файле описания транспортного контейнера),
    - недействительность ЭП, входящих в его состав,
    - несоответствие данных должностного лица (Фамилия Имя Отчество (при наличии) - подписанта документа, указанных в файле описания транспортного контейнера, данным в сертификате ЭП документа,
    - несоответствие наименования организации - отправителя транспортного контейнера, указанного в файле описания транспортного контейнера, данным в сертификате ЭП совокупности компонентов транспортного контейнера,
    - несоответствие формата файла документа формату, указанному в пункте 16 настоящих требований,
    является основанием для отказа в его регистрации, при этом должно формироваться уведомление об отказе в регистрации с указанием причины отказа в регистрации "Несоответствие содержимого транспортного контейнера утвержденным требованиям" и детализацией причины отказа в комментарии к уведомлению;
    в) компоненты полученного транспортного контейнера должны храниться получателем наряду с другими данными ЭД. Срок хранения данной информации должен быть не менее установленного срока хранения соответствующего ЭД.
    14. Контроль получения и хода исполнения ЭД на стороне отправителя обеспечивается путем формирования и направления получателем в виде ЭСД МЭДО типа "Уведомление" следующих уведомлений:
    а) Уведомление о регистрации. Предназначено для передачи информации о регистрации документа и содержит следующие данные:
    - дата/время формирования уведомления;
    - краткая информация о поступившем документе, к которому относится уведомление;
    - регистрационный номер документа в СЭД получателя;
    - дата регистрации документа в СЭД получателя.
    б) Уведомление об отказе в регистрации. Предназначено для передачи информации об отказе в регистрации документа в СЭД получателя и содержит следующие данные:
    - дата/время формирования уведомления;
    - краткая информация о документе, которому отказано в регистрации;
    - причина отказа в регистрации, опционально - комментарий к причине отказа в регистрации.
    в) Уведомление о принятии к исполнению. Предназначено для передачи информации о назначении ответственного исполнителя документа и содержит следующие данные:
    - дата/время формирования уведомления;
    - краткая информация о поступившем документе, к которому относится уведомление;
    - информация о пункте документа, принятом к исполнению (опционально);
    - информация об авторе резолюции (руководителе или соответствующем заместителе руководителя участника межведомственного электронного документооборота);
    - информация о руководителе подразделения-исполнителя;
    - информация об ответственном исполнителе.
    г) Уведомление о подготовке доклада. Предназначено для информирования о передаче ответа на документ на подпись руководителя или соответствующего заместителя руководителя участника взаимодействия и содержит следующие данные:
    - дата/время формирования уведомления;
    - краткая информация о поступившем документе, к которому относится уведомление;
    - информация о пункте документа, во исполнение которого подготовлен доклад (опционально);
    - информация о должностном лице, которому документ передан на подпись.
    д) Уведомление о направлении доклада. Предназначено для передачи информации о наличии в СЭД участника взаимодействия исходящего документа (ответа) на поступивший ранее по системе МЭДО документ и содержит следующие данные:
    - дата/время формирования уведомления;
    - краткая информация о поступившем документе, к которому относится уведомление;
    - информация о пункте документа, во исполнение которого подготовлен доклад (ответ) (опционально);
    - информация об исходящем документе (ответе).
    е) Уведомление об изменении в ходе исполнения. Предназначено для информирования организации-отправителя об изменении ответственного исполнителя документа и содержит следующие данные:
    - дата/время формирования уведомления;
    - краткая информация о поступившем документе, к которому относится уведомление;
    - информация о пункте документа, по которому меняется ход исполнения (ответственный исполнитель);
    - информация об изменении в ходе исполнения (информация об изменении ответственного исполнителя);
    - информация о документе - основании изменения хода исполнения (ответственного исполнителя).
    ж) Уведомление об опубликовании. Предназначено для информирования организации-отправителя о факте опубликования документа и содержит следующие данные:
    - дата/время формирования уведомления;
    - краткая информация о поступившем документе, к которому относится уведомление;
    - номер, под которым документ был опубликован;
    - дата и время опубликования документа;
    - источник опубликования (печатный орган).
    Формат и правила формирования указанных уведомлений приведены в приложении 3 к настоящим Требованиям.
 

IV. Требования к формату файла документа в электронном виде

 
    15. Файл документа в электронном виде, а также файл электронного образа документа с внедренными графическими элементами регистрационных данных и отметок об ЭП (в случае его формирования) должен иметь формат PDF/A-1, соответствующий международному стандарту <1> (далее - формат PDF/A-1).
    


    <1> Справочно: стандарт ISO 19005-1:2005 "Управление документацией. Формат файлов электронных документов для долгосрочного сохранения. Часть 1: Использование формата PDF 1.4 (PDF/A-1)" (Document management - Electronic document file format for long-term preservation - Part 1: Use of PDF 1.4 (PDF/A-1).
 
    16. Текстовая часть документа должна включаться в файл формата PDF/A-1 в текстовом виде.
 

V. Требования к ЭП

 
    17. ЭП, формируемые в рамках обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, должны соответствовать требованиям к усиленной квалифицированной электронной подписи, при их создании должен использоваться формат PKCS#7 (Public-Key Cryptography Standard #7, общее описание стандарта PKCS#7, опубликованного в качестве RFC (Request for Comments) с номером 2315, доступно по адресу http://tools.ietf.org/html/rfc2315) без включения подписываемых данных.
    18. ЭП должностных лиц и организаций, создаваемые в рамках обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, должны формироваться в отдельных файлах (ЭП одного должностного лица должен соответствовать отдельный файл).
 

VI. Требования к транспортному контейнеру

 
    19. Транспортный контейнер документа в электронном виде может быть представлен как в виде набора отдельных файлов, так и одного файла. Получатель и отправитель электронного документа могут преобразовывать транспортный контейнер из одного вида представления в другой в процессе его создания, обработки и хранения. Преобразование транспортного контейнера из одного вида в другой не считается его изменением.
    20. При представлении транспортного контейнера в электронном виде в виде одного файла должен использоваться формат ZIP-папки, описанный в открытой спецификации, доступной по адресу http://www.pkware.com/documents/casestudies/APPNOTE.TXT, в части использования возможностей и технологий, в отношении которых спецификацией допускается их свободное (без ограничений) использование.
    21. Для передачи по МЭДО транспортный контейнер документа в электронном виде должен быть представлен в виде одного файла и передаваться в составе сообщения МЭДО типа "Транспортный контейнер", согласно приложению 3 к настоящим Требованиям.
    22. Транспортный контейнер документа в электронном виде должен соответствовать описанию транспортного контейнера документа в электронном виде согласно приложению 1 к настоящим Требованиям.
 

VII. Правила визуального отображения документов в электронном виде