Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 800. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 1995 г. N 43

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"

 
    В целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Одобрить прилагаемую федеральную целевую программу "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", представленную Министерством экономики Российской Федерации.
    2. Утвердить государственными заказчиками федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство образования Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.
    3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета предусматривать выделение средств на финансирование федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях".
 

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
 
 
Одобрена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 января 1995 года
N 43
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"

 
    Федеральная целевая программа "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 105 "О плане основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на 1992 год".
 
    Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года N 261.
 
    В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ и износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Велики социально-экономические последствия природных чрезвычайных ситуаций.
 
    Опыт ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показывает необходимость повышения оперативности управления процессами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На качественно новый уровень необходимо поднять готовность населения и специалистов РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. Требует дальнейшего развития и освещения современными техническими средствами силы РСЧС. Постоянную опасность представляют собой аварии и катастрофы на химически опасных объектах, так как их высокая концентрация в городах и отдельных регионах делает население особо уязвимым при возникновении чрезвычайных ситуаций.
 
    Кардинальное решение проблемы защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и уменьшение их социально-экономических и экологических последствий возможно только с осуществлением комплекса мероприятий по предупреждению и обеспечению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
 

1. Технико-экономическое обоснование

 
    Программа направлена на повышение эффективности мероприятий по защите населения, предупреждению и обеспечению готовности к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
 
    Программой предусматривается осуществить на местном, региональном и федеральном уровнях управления РСЧС комплекс мер по предупреждению и подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
 
    Программа состоит из следующих подпрограмм:
 
    создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС);
 
    обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
 
    оснащение техническими средствами сил РСЧС;
 
    безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе.
 
    Создание АИУС РСЧС направлено на расширение возможности системы управления РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработку оптимальных решений на всех уровнях управления РСЧС, а также повышение готовности систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
 
    Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает создание новой государственной системы подготовки специалистов и населения, основанной на применении новых учебных программ и методик обучения, компьютерных средств, интенсивных методов обучения.
 
    Оснащение техническими средствами сил РСЧС предусматривает разработку и поставку аварийно-спасательным формированиям министерств, ведомств и организаций Российской Федерации современных образцов специальной техники и снаряжения для производства аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 
    Разработка мер безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ, предусматривает проведение оценки технического состояния наиболее опасных объектов и выполнение мероприятий по повышению их химической безопасности, а также создание системы анализа, оценки и управления риском химической опасности.
 
    Реализация мероприятий Программы, по оценке экспертов, позволит почти в 2 раза сократить человеческие жертвы и до 40 процентов снизить ущерб от аварий, катастроф и стихийных бедствий. При этом планируемые затраты на реализацию Программы составят не более 5 - 7 процентов от ущерба, возможного в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
 

2. Этапы выполнения Программы

 
    В рамках Программы предусматривается осуществить в 1993 - 1997 годах комплекс мероприятий, направленных на создание и дальнейшее развитие РСЧС (приложение N 1).
 
    Программа выполняется в два этапа.
 
    Первый этап - 1993 - 1995 годы.
 
    Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает создание и введение в опытную эксплуатацию основных звеньев автоматизированной информационно-управляющей системы для решения первоочередных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 
    Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" включает в себя следующие мероприятия:
 
    разработку учебных программ и нормативно-методических документов для организации подготовки специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
 
    разработку учебных программ "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" и организацию обучения;
 
    обновление учебно-материальной базы учебно-методических центров.
 
    Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС" предусматривает:
 
    проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию семейства специализированных поисково-спасательных автомобилей высокой проходимости, приборов поисков пострадавших в завалах, универсального аварийно-спасательного инструмента, средств индивидуальной защиты спасателей;
 
    подготовку и освоение серийного производства аварийно-спасательного инструмента, специальных транспортных средств, эластомерных силовых конструкций;
 
    оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований МЧС России.
 
    Второй этап - 1995 - 1997 годы.
 
    Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает:
 
    создание местных звеньев АИУС РСЧС и организацию их информационного взаимодействия с региональным и федеральным уровнями управления РСЧС;
 
    завершение работ по сопряжению АИУС РСЧС с автоматизированными системами функциональных и ведомственных подсистем РСЧС;
 
    внедрение видеоинформационного обеспечения и современных средств связи.
 
    Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" включает в себя:
 
    внедрение в полном объеме в процесс обучения учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования программ обучения по специальностям "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности"
 
    подготовку специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
 
    проведение информационной и пропагандистской работы с населением по защите от чрезвычайных ситуаций (создание кинофильмов, специальных теле- и радиопрограмм, издание литературы);
 
    завершение работ по совершенствованию учебно-материальной базы учебно-методических центров в регионах и в Академии гражданской защиты МЧС России.
 
    Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС" предусматривает:
 
    создание многоцелевых авиационных комплексов аварийно-спасательных средств, машин разведки, мобильных робототехнических комплексов;
 
    создание учебно-испытательного центра МЧС России;
 
    оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.
 
    Подпрограмма "Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе" включает в себя:
 
    создание системы обеспечения химической безопасности населения и территорий на региональном уровне РСЧС;
 
    разработку проектов законов, государственных стандартов и других нормативных документов, устанавливающих требования к различным сферам и направлениям обеспечения химической безопасности;
 
    реализацию мероприятий по снижению уровня химической опасности в отдельных видах производств;
 
    совершенствование систем контроля и управления химической опасностью;
 
    разработку средств контроля и индикации различных видов химически опасных веществ и организацию их серийного производства;
 
    разработку средств защиты от химически опасных веществ и организацию их серийного производства.
 

3. Механизм реализации и конечные результаты программы

 
    Реализация мероприятий Программы осуществляется министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации - исполнителями Программы по согласованию с МЧС России планам, а по подпрограмме "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" работа организуется на основе совместных приказов МЧС России, Минобразования России и Госкомвуза России.
 
    МЧС России, исходя из средств, выделяемых на каждый финансовый год, утверждает по каждой подпрограмме планы реализации мероприятий с указанием количественных показателей и финансовых затрат.
 
    Выполнение мероприятий Программы ведется на основе договоров с исполнителями.
 
    Организация выполнения мероприятий Программы на территориальном уровне управления РСЧС обеспечивается на основе актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, начальников гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций. Контроль за ходом выполнения мероприятий на территориальном уровне РСЧС возлагается на региональные центры МЧС России и местные органы управления РСЧС.
 
    Финансирование мероприятий Программы осуществляется с учетом инфляционных процессов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (приложение N 2).
 
    Конечными результатами Программы являются:
 
    создание АИУС РСЧС на федеральном, региональном и местном уровнях управления РСЧС и ее сопряжение с функциональными и ведомственными подсистемами РСЧС;
 
    создание системы обучения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего и высшего профессионального образования по программам "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности"
 
    подготовка населения, руководящего и командно-начальствующего состава сил РСЧС, специалистов аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях;
 
    освоение производства современных технических средств для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
 
    разработка и оснащение сил РСЧС комплексами авиационных средств экстренного реагирования, специальными аварийно-спасательной техникой и транспортными средствами, приборами разведки и контроля, механизированным аварийно-спасательным инструментом, средствами защиты и оказания помощи пострадавшим;
 
    создание системы обеспечения химической безопасности населения и территорий;
 
    разработка нормативных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ;
 
    совершенствование системы контроля и управления химической опасностью;
 
    разработка и производство средств защиты от химически опасных веществ.
    
 
    

Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Создание и развитие Российской системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"

 

МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ"СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"

 

1. Подпрограмма "Создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"

 

млн.рублей (в ценах января 1994 г.)
Наименование мероприятий Финансирование за счет федерального бюджета - всего В том числе
1993 год 1994 год 1995 год 1996 год 1997 год
1 2 3 4 5 6 7
Создание АИУС на федеральном уровне управления РСЧС (центр управления, главный и запасной вычислительные центры, основной и запасной пункты управления МЧС России, абонентские пункты штабов управления силами РСЧС центрального подчинения) 6272 200 1002 2030 2180 860
Создание АИУС на региональном уровне управления РСЧС (9 региональных информационно-управляющих центров, абонентские пункты управления силами РСЧС регионального подчинения, 9 мобильных информационно-управляющих центров) 12400 30 980 1610 4610 5170
Создание АИУС на местном уровне управления РСЧС информационно-управляющие центры комиссий по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, абонентские пункты штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления) 170 20920* 30 140 6100* 7700* 7120*
Создание опытной зоны АИУС РСЧС на базе Северо-Западного региона 531 122 409    
Сопряжение АИУС РСЧС с функциональными и ведомственными подсистемами РСЧС и необходимое развитие этих подсистем 3078 60 40 1400 1476 102
Разработка специального программного и информационного обеспечения АИУС РСЧС 2199 70 329 400 700 700

 

2. Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций"

 

МЧС России
 

Совершенствование учебно-материальной базы Академии гражданской защиты МЧС России 8296 105 1038 2313 2560 2280
Разработка и внедрение в процесс обучения учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего и высшего профессионального образования программ обучения "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" 112 29 13 70   
Создание и развитие на базе Тульского объединенного учебно-методического центра постоянно действующего детско-юношеского городка "Остров безопасности" 923  123 400 200 200
Развитие и совершенствование учебно-методических центров по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям 13116  3276 2400 4075 3365
Создание тренажера для подготовки руководящего, командно-начальствующего состава и сил РСЧС и освоение его опытного производства 104 4 100    
Оснащение учебных центров ведомственных подсистем РСЧС автоматизированными обучающими системами на базе видеокомпьютерной техники и специального программного обеспечения 4037  895 3142   
Разработка нормативно-методических документов по организации подготовки специалистов органов управления РСЧС, сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения 54 52 2    
Организация и проведение работ по пропаганде и информированию населения о чрезвычайных ситуациях (создание и тиражирование кино- и телефильмов, радиопрограмм, издание литературы) 1898 49 454 465 465 465
Обучение населения, не занятого в сфере производства и обслуживания (16,5 млн.человек) 21600*  5400* 5400* 5400* 5400*
Организация и проведение подготовки руководящего и командно-начальствующего состава и сил РСЧС (950 тыс. человек) 64000*  16000* 16000* 16000* 16000*
Подготовка специалистов аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации (58 тыс. человек) 132400  34600 32600 32600 32600
Подготовка специалистов для территориальных органов управления МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации 6000   2000 2000 2000

 

Минобразование России

 

Организация и проведение обучения учащейся молодежи 38920  9580 9780 9780 9780
368438*  86438* 94000* 94000* 94000*
Переподготовка преподавателей в институтах усовершенствования учителей и повышения квалификации работников образования 316*  76* 80* 80* 80*
Подготовка преподавателей на факультетах повышения квалификации при педагогических вузах и на базе Тульского объединенного учебно-методического центра 490  100 130 130 130
Разработка и издание учебно-методических пособий и программ обучения студентов педагогических вузов и слушателей факультетов повышения квалификации при педагогических вузах 5901  1475 1476 1475 1475

 

Госкомвуз России

 

Организация подготовки специалистов по программе "Безопасность жизнедеятельности" (1000 человек в год) 114560  28640 28640 28640 28640
Переподготовка и повышение квалификации преподавателей по программе "Безопасность жизнедеятельности" (200 человек в год) 1040  260 260 260 260

 

Подпрограмма ''Оснащение техническими средствами сил РСЧС"

 

Опытно-конструкторские работы по созданию новой аварийно-спасательной техники 75280 410 14870 20000 20000 20000
в том числе:       
многоцелевого комплекса авиационных средств 38760  2000 11500 13000 12260
учебно-испытательного центра МЧС России 5270 60 3010 600 600 1000
комплексов аварийно-спасательной техники 16640 120 4150 4590 3600 4180
специального механизированного аварийно-спасательного инструмента и средств инженерной техники 8560 90 4150 1810 1350 1160
средств индивидуальной защиты 3000 120 1180 500 500 700
разработка приборов поиска и контроля 3050 20 380 1000 950 700
Подготовка производства технических средств для оснащения сил РСЧС 2300 1210  1090   
в том числе:       
специальных автомобилей 310 310     
комплектов гидравлического инструмента 460 460     
комплектов электроинструмента 270 270     
приборов поиска и комплекта специального спасательного снаряжения 70 70     
дизель-электрических агрегатов 280 100  180   
комплектов эластомерных силовых конструкций 350   350   
комплектов механизированного инструмента 560   560   
Закупка технических средств для оснащения сил РСЧС 527110 890 40250 161220 16225 162250
в том числе:       
специальной аварийно-спасательной техники 201960  10710 41250 75000 75000
комплекса авиационных средств экстренного реагирования 13800  7680 6120   
специальных транспортных средств, оснащенных оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ 69900 100 4700 44100 9000 12000
приборов поиска, разведки и контроля 64630 20 1610 15750 25750 21500
специального механизированного аварийно-спасательного инструмента 78390 360 6030 24000 24000 24000
средств индивидуальной защиты и оказания помощи пострадавшим 47090 360 1730 13500 15000 16500
медицинских средств и оборудования 7500 10 290 2400 2400 2400
вспомогательного оборудования и дополнительного имущества, в том числе мобильных быстровозводимых модулей 37930 40 4590 11100 11100 11100
перспективных аварийно-спасательных и других технических средств для оснащения учебно-испытательного центра МЧС России 5910  2910 3000   

 
    


    * Финансирование производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
 

4. Подпрограмма "Безопасность населения при чрезвычайных
ситуациях, связанных с хранением, производством, применением,
транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий
на их основе (Химическая безопасность)"

 

млн.рублей (в ценах января 1994 г.)
Наименование мероприятий Финансирование за счет федерального бюджета/за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - всего В том числе
1995 год 1996 год 1997 год
1 2 3 4 5
Создание системы органов обеспечения химической безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций и для их предупреждения 4818/3692 1854/1664 2288/1664 676/364
Правовое и нормативно-техническое обеспечение химической безопасности при чрезвычайных ситуациях 2953 1355 1136 462
Совершенствование системы надзора и контроля над химической опасностью 481/260 224/-195/130 62/130
Мероприятия по снижению уровня химической опасности при хранении, производстве, применении, транспортировке и утилизации химически опасных веществ и материалов 7334/3796 2649/572 2857/910 1828/2314
Разработка информационных и технических систем и средств, обеспечивающих химическую безопасность 15087 6003 5582 3502
Мероприятия по предупреждению, защите населения и повышению готовности сил к действиям в чрезвычайных ситуациях 6929/6916 1126/78 4243/3718 1560/3120
Международное сотрудничество в области обеспечения химической безопасности 540 286 231 23

 
 

Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Создание и развитие Российской системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
 

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"

 

млн.рублей (в ценах января 1994 г.)
Наименование мероприятий Финансирование за счет федерального бюджета / за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - всего В том числе
1993 год 1994 год 1995 год 1996 год 1997 год
1 2 3 4 5 6 7
Создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях 24,65 /20,92 0,51/-2,9/-5,44/6.1 8,97\7,7 6,83\7,12
Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций 327,85\454,35 0,24\-80.55\107,91 83,68\115,48 82,18\115,48 81,2\-
Оснащение техническими средствами сил РСЧС 604,69 2,51 55,12 182,31 182,25 182,5
Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе (Химическая безопасность) 38,14\14,66   13,5\2,31 16,53\6,42 8,11\5,93
Всего по программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на 1993 - - 1997 годы" 995,33\488,93 3,26\138,57\107,91 284,93\123,89 289,93\129,6 278,64\128,53