Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 330. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" (утв. Минобрнауки РФ 29.06.2015 N АК-1782/05)

Дата документа29.06.2015
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
А.А. КЛИМОВ
от 29 июня 2015 г. N АК-1782/05

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Общие положения

 
    Методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в целях методического обеспечения организации приема в образовательные организации высшего образования (далее - ВО) инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом требований по соблюдению их прав.
    Рекомендации разработаны в соответствии в Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; государственной программой Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р; Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 839; Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/2015 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 3; Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
    Рекомендации разработаны Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена и Московским городским психолого-педагогическим университетом при участии Российского государственного социального университета, Челябинского государственного университета, Московского государственного гуманитарно-экономического университета и одобрены рабочей группой по развитию высшего инклюзивного образования.
 

2. Характеристика типичных нарушений инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологических групп

 
    Лица с инвалидностью могут различаться:
    по нозологии (различные нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также комплексные формы сенсорно-моторных нарушений и последствий различных соматических заболеваний);
    по степени тяжести и структуре нарушений;
    по времени его возникновения (врожденные или приобретенные);
    по причинам и характеру протекания заболевания;
    по медицинскому анамнезу и прогнозу;
    по наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений;
    по состоянию сохранных функций;
    по социальному статусу и другим признакам.
    С целью осуществления наиболее продуктивного взаимодействия с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ в образовательной деятельности, необходимо учитывать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности людей данной категории.
 
    2.1. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением зрения (слепые и слабовидящие)
    По состоянию зрительной функции среди слепых выделяют: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения).
    Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие ее поражения.
 
    Характеристика типичных нарушений:
 
    нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации и точности движений;
    нарушение осанки, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры;
    неврозы, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ;
    минимальная мозговая дисфункция (ММД), снижение слуха;
    быстрая утомляемость.
 
    Особые образовательные потребности слепых и слабовидящих
 
    В структуру особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих лиц входят:
    получение специальной помощи средствами образования;
    психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и сверстниками;
    использование специальных технических средств обучения: в том числе персонального стационарного или переносного компьютера, оснащенного необходимым для данной категории обучающихся программным обеспечением (например, программой невизуального доступа JAWS for Windows), синтезатором речи, обеспечивающих реализацию "обходных" путей обучения;