Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 365. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2016) "О МОРСКИХ ПОРТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа08.11.2007
Статус документаДействует
МеткиЗакон

    

8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О МОРСКИХ ПОРТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.12.2009 N 351-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 22.11.2010 N 305-ФЗ, от 28.12.2010 N 391-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 21.04.2011 N 72-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 225-ФЗ, от 04.11.2014 N 343-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

 

Принят
Государственной Думой
16 октября 2007 года

 

Одобрен
Советом Федерации
26 октября 2007 года

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

 
    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее также - морские порты), устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.
    2. Особенности государственного управления, а также особенности осуществления экономической деятельности и правового положения субъектов такой деятельности в портовых особых экономических зонах устанавливаются законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.
    3. Под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
 

Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности в морских портах

 
    1. Законодательство о морских портах основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации.
    2. Осуществление деятельности в морских портах регулируется настоящим Федеральным законом, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
 

Статья 3. Обычаи морского порта

 
    1. Обычаи морского порта представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
    2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует обычаи морского порта.
    3. Обычаи морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
 

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 
    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
    1) объекты инфраструктуры морского порта - портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора);
    (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
    2) внутренний рейд - водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами;
    3) внешний рейд - водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов;
    4) портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов;
    5) причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;
    6) владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании;
    7) морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;
    8) оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;
    9) перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта;
    10) технологическое накопление грузов - формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов;
    11) пользователи услугами, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - пользователи), - грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица;
    12) услуги, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - услуги в морском порту), - услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
    13) территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки;
    Пункт 14) - Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)
    15) акватория морского порта - водное пространство в границах морского порта;
    16) подходы к морскому порту - внешние рейды и участки морских путей установленной ширины, примыкающие к акватории морского порта, но не выходящие за пределы территориального моря Российской Федерации, где суда должны следовать с использованием системы управления движением судов и (или) лоцманской проводки и (или) должны соблюдать установленные обязательными постановлениями в морском порту меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта.
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
 

Статья 5. Границы морского порта и подходы к морскому порту

    

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)

 
    1. Границами морского порта являются границы его территории и акватории.
    2. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
    Часть 3 - Утратила силу.
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
    4. Подходы к морскому порту устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
 

Глава 2. СТРОИТЕЛЬСТВО, РАСШИРЕНИЕ, ОТКРЫТИЕ И ЗАКРЫТИЕ МОРСКОГО ПОРТА

 

Статья 6. Строительство и расширение морского порта

 
    1. Решение о строительстве или расширении морского порта принимается Правительством Российской Федерации на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Морскому порту присваивается наименование как географическому объекту в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов".
    2. Решением о строительстве или расширении морского порта может предусматриваться создание искусственных земельных участков и объектов капитального строительства на них, осуществляемое в порядке, установленном федеральным законом.
    (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)
    3. Искусственно создаваемые земельные участки, а также создаваемые и (или) реконструируемые объекты инфраструктуры морского порта могут являться объектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
    4. Запрещается создание искусственных земельных участков на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства, а также в случаях, если создание искусственных земельных участков несовместимо с требованиями безопасности морского судоходства.
    (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)
 

Статья 7. Открытие морского порта и закрытие морского порта для оказания услуг

 
    1. После завершения строительства, обустройства и материально-технического оснащения морского порта он подлежит открытию для оказания услуг на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), с внесением соответствующих сведений в Реестр морских портов Российской Федерации.
    2. Закрытие морского порта для оказания услуг, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации не ранее чем через год со дня принятия такого решения. О принятии решения о закрытии морского порта для оказания услуг портовые власти обязаны уведомить в письменной форме операторов морских терминалов и иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта не позднее чем в течение месяца со дня принятия такого решения.
    3. При возникновении явлений стихийного характера, крушений судов, аварий, иных ситуаций, при которых оказание услуг в морском порту или морском терминале невозможно в связи с угрозой жизни или здоровью человека, повреждения и (или) уничтожения имущества, в том числе грузов, портовыми властями может быть принято решение о временном закрытии морского порта или морского терминала для оказания услуг.