Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 315. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 05.05.2012 N ИЛ-62-р (ред. от 28.02.2013 с изменениями, вступившими в силу с 28.02.2013) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПОДАВШИХ ЗАЯВКУ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЛУАТАНТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК, И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕРТИФИКАТ ЭКСПЛУАТАНТА И ВЫПОЛНЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ"

Дата документа05.05.2012
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 мая 2012 г. N ИЛ-62-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПОДАВШИХ ЗАЯВКУ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЛУАТАНТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК, И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕРТИФИКАТ ЭКСПЛУАТАНТА И ВЫПОЛНЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

(в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 28.02.2013 N НА-21-Р)

 
    В целях усиления контроля за финансовой устойчивостью эксплуатантов коммерческой гражданской авиации:
    1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки.
    2. Отменить распоряжение Минтранса России от 1 апреля 2010 г. N ИЛ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки".
 

Министр
И.Е. ЛЕВИТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Минтранса России
от 5 мая 2012 г. N ИЛ-62-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПОДАВШИХ ЗАЯВКУ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЛУАТАНТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК, И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕРТИФИКАТ ЭКСПЛУАТАНТА И ВЫПОЛНЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

(в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 28.02.2013 N НА-21-Р)

I. Общие положения

 
    1. Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки (далее - Методические рекомендации), предназначены для оценки финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки (далее - эксплуатанты).
    2. Оценка финансово-экономического состояния эксплуатантов осуществляется в целях защиты интересов пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей и предупреждения действия на рынке воздушных перевозок финансово несостоятельных хозяйствующих субъектов в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 г. N 11 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2003 г., регистрационный N 4314) (далее - Федеральные авиационные правила).
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Приказа Минтранса РФ от 04.02.2003 N 11, следует руководствоваться принятым взамен Приказом Минтранса РФ от 13.08.2015 N 246
 
 
    Результаты оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов формируются для использования уполномоченным органом в области гражданской авиации для реализации в установленном порядке закрепленных за ним функций и мер, предусмотренных Федеральными авиационными правилами.
    Для целей оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов уполномоченный орган в области гражданской авиации является заинтересованным пользователем информации о финансовом положении эксплуатантов и финансовых результатов их деятельности. Для указанной оценки следующие отдельные показатели активов и обязательств эксплуатантов являются существенными:
    основные средства;
    дебиторская задолженность;
    запасы;
    прочие оборотные активы;
    нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
    заемные средства (краткосрочные и долгосрочные);
    кредиторская задолженность;
    доходы будущих периодов;
    оценочные обязательства (долгосрочные и краткосрочные);
    прочие обязательства.
    3. Оценка и анализ финансово-экономического состояния эксплуатанта в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил включает:
    подготовку эксплуатантом необходимых финансово-экономических и статистических данных по установленным формам бухгалтерской и государственной статистической отчетности и действующего бизнес-плана эксплуатанта, разработанного им ранее в случаях, предусмотренных Федеральными авиационными правилами, содержащего информацию, необходимую для оценки хода реализации бизнес-плана и перспективного финансово-экономического состояния;
    расчет показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта, отражающих его возможности по стабильному финансовому обеспечению деятельности, регламентированной действующими сертификационными требованиями к эксплуатантам;
    анализ достигнутых и прогнозируемых показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта, включая характеристику выявленных тенденций и обусловивших их факторов и причин, выявление рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта;
    подготовку заключения по результатам проведенного анализа (далее - заключение), соответствующего требованиям настоящих Методических рекомендаций.
    4. Содержание заключения:
    4.1. В заключении рекомендуется отражать общую информацию об эксплуатанте, дату проведения оценки, цели оценки (оценка текущего финансово-экономического состояния по данным отчетности эксплуатанта либо оценка перспективного финансово-экономического состояния по прогнозным данным бизнес-плана), основные производственные показатели эксплуатанта, показатели (характеристики) его финансово-экономического состояния, выявленные тенденции и обусловившие их факторы и причины, основные финансово-экономические факторы, обусловившие платежеспособность или неплатежеспособность эксплуатанта, рекомендации по устранению выявленных недостатков и преодолению кризисной ситуации.
    4.2. Заключение для целей оценки текущего финансово-экономического состояния по данным отчетности эксплуатанта должно содержать выводы о наличии или отсутствии у эксплуатанта достаточных финансовых ресурсов для обеспечения организации полетов воздушных судов в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации (далее - достаточные финансовые ресурсы обеспечения текущей деятельности), о рисках ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта и потенциальных возможностях восстановления его платежеспособности, а также при наличии дефицита финансовых ресурсов о наличии рисков нарушения требований безопасной эксплуатации авиационной техники и поддержания требуемого уровня летной годности воздушных судов.
 

II. Данные, используемые для оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов

 
    5. Оценка финансово-экономического состояния эксплуатантов основывается:
    на данных бухгалтерской и статистической отчетности эксплуатантов за период не менее 24 месяцев (охватывает два предшествующих завершенных отчетных периода (года) и отчетный период текущего (незавершенного) года) - по фактическим (отчетным) данным;
    на результатах расчетов бизнес-планов хозяйственной деятельности, формируемых в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил, на перспективу не менее 24 месяцев - по прогнозным (планируемым в рамках бизнес-планирования) данным.
    6. Перечень форм бухгалтерской отчетности и государственной статистической отчетности, используемой для оценки и анализа финансово-экономического состояния эксплуатантов, состоит из форм:
    бухгалтерский баланс;
    отчет о прибылях и убытках;
    отчет об изменениях капитала;
    отчет о движении денежных средств;
    приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее - пояснения) в соответствии с приложением N 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";
    отчет о целевом использовании полученных средств;
    форма N 67-ГА "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта".
    Эксплуатанты - субъекты малого предпринимательства представляют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
    а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
    б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках с учетом положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности, в т.ч. сумма дебиторской задолженности со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, а также суммы начисляемых по основным средствам амортизационных начислений (с учетом учетной политики эксплуатанта), суммы дивидендов, начисленных за предыдущий год, и промежуточных дивидендов отчетного периода, отнесенных в учете эксплуатанта на уменьшение капитала и резервов (строка 1370 "Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)" баланса) в отчетном периоде.
    Аналогичную информацию представляют эксплуатанты, использующие в соответствии с установленным порядком упрощенную систему налогообложения (УСНО) и практикующие распределение дивидендов между учредителями (бухгалтерская отчетность по формам бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках применяется ими при взаимодействии с налоговыми органами и банками при определении размеров (распределении) дивидендов между учредителями).
    Другие эксплуатанты, в том числе функционирующие в организационно-правовой форме государственных учреждений и не формирующие в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - эксплуатанты, не формирующие стандартные для коммерческих организаций формы бухгалтерской отчетности), проходят оценку финансово-экономического состояния по сокращенному перечню показателей в соответствии с пунктом 41 настоящих Методических рекомендаций.
    7. Перечень форм государственной статистической отчетности, рекомендуемых к использованию для анализа в рамках оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов, состоит из:
    формы N 12-ГА "Сведения о перевозках пассажиров и грузов";
    формы N 15-ГА "Сведения об объемах перевозок через аэропорты" (для объединенных авиаотрядов, осуществляющих аэропортовую деятельность);
    формы N 32-ГА "Сведения о парке воздушных судов";
    формы N 33-ГА "Сведения о работе воздушных судов";
    формы N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";
    информации учета ресурсного состояния воздушных судов в соответствии с частью ГЗ перечня разделов заявки на сертификацию, указанного в приложении к Федеральным авиационным правилам.
    8. Эксплуатанты вправе представлять дополнительные сведения и информацию о финансово-хозяйственной деятельности, в том числе: сведения о размере дебиторской задолженности со сроком погашения свыше 12 месяцев; о задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал; о сумме дивидендов, начисленных за предыдущий год, и промежуточных дивидендов отчетного периода, отнесенных в учете эксплуатанта на уменьшение капитала и резервов; аудиторское заключение.
    Специалисты органов сертификации эксплуатантов или привлекаемые в рамках процедур сертификации специалисты-эксперты при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями при выявлении противоречий в представленной эксплуатантами отчетности (в том числе в части начисления амортизационных начислений, любых расхождений между данными форм бухгалтерского учета и формы государственной статистической отчетности N 67-ГА) могут запросить в связи с этим у эксплуатантов необходимые пояснения для учета при формировании соответствующих выводов и заключения.
 

III. Характеристика основных финансово-экономических показателей оценки достаточности финансовых ресурсов эксплуатанта

 
    9. Оценка финансово-экономического состояния эксплуатантов включает получение результатов объективного анализа показателей их ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, финансовой нагрузки по обслуживанию заемных средств, рентабельности (экономической эффективности деятельности) и располагаемых инвестиционных возможностей (включая собственные и привлекаемые инвестиционные ресурсы).
    10. Показатели используются для обоснования выводов о наличии или отсутствии у эксплуатанта достаточных финансовых ресурсов для безопасной эксплуатации авиационной техники, поддержания требуемого уровня летной годности воздушных судов и организации полетов в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации, наличия рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта и потенциальных возможностей восстановления его платежеспособности.