Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 321. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.01.98 N 71 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ"

Дата документа20.01.1998
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Программа
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 1998 г. N 71

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ"

 
    В целях обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, и некоторых других категорий граждан Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты" (далее именуется - Программа), предусматривающую обеспечение в 1998-2002 годах постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей.
    Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
    2. Признать целесообразным обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о присвоении Программе статуса президентской.
    3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в годовых прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации и проектах федерального бюджета на 1998 год и последующие годы выделение финансовых средств в объемах, необходимых для реализации Программы.
    4. Министерству финансов Российской Федерации:
    обеспечивать в первоочередном порядке финансирование Программы в пределах средств, ежегодно предусматриваемых на ее реализацию, и контроль за использованием выделяемых средств;
    представлять ежеквартально в Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике данные о ходе финансирования Программы.
    5. Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Государственному комитету Российской Федерации по статистике внести в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о введении статистической отчетности о ходе реализации Программы.
    6. Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике обеспечить контроль за выполнением Программы и ежеквартально докладывать Правительству Российской Федерации о ходе ее реализации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
 
 
 
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 января 1998 г.
N 71
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ"

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ"

 

Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты"
  
Дата принятия решения о разработке Программы - поручение Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777
  
Государственный заказчик - Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике
  
Цели и задачи Программы - ускорение сроков обеспечения жильем граждан, увольняемых и уволенных с военной службы, и членов их семей
 мобилизация бюджетных и внебюджетных ресурсов для предоставления этим гражданам средств на приобретение жилья
 привлечение внебюджетных средств для завершения начатого строительства жилья
  
Система организации контроля за исполнением Программы - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют ежеквартально в Госстрой России отчет о ходе реализации Программы. Обобщая указанные отчеты, Госстрой России информирует Правительство Российской Федерации по итогам года с внесением предложений по совершенствованию реализации Программы

    

1. Содержание проблемы

 
    Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777 и направлена на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков), а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, и членов их семей, устанавливает основной механизм обеспечения жильем указанной категории граждан и определяет основные источники ее финансирования, включая государственные средства, собственные средства граждан и кредитные ресурсы банков.
    В настоящее время 160980 семей граждан, уже уволенных с военной службы, все еще не имеют положенного им по закону жилья для постоянного проживания.
    Предстоящее реформирование армии приведет к увеличению числа семей граждан, уволенных с военной службы и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, до 210 тысяч.
    Проблеме обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, всегда уделялось большое внимание, последние годы - в рамках реализации Государственной программы обеспечения в 1993-1995 годах жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и Государственной целевой программы обеспечения в 1996-1997 годах жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей. Основной упор в действовавших программах делался на финансирование за счет федерального бюджета строительства государственного и муниципального жилья и его предоставление по договору социального найма данной категории граждан. С 1993 по 1996 год было построено и приобретено жилье общей площадью 12,5 млн. кв. метров, в том числе 80 процентов - для военнослужащих и 20 процентов - для граждан, уволенных с военной службы.
    Предпринимались попытки решения жилищной проблемы уволенных и увольняемых с военной службы граждан посредством предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность. Однако эта форма обеспечения жильем не получила развития. В целом темпы обеспечения жильем указанной категории граждан постоянно снижаются.
    Политика финансирования за счет федерального бюджета строительства жилья в условиях высокой инфляции и острого бюджетного дефицита привела к возникновению большого числа не завершенных строительством жилых домов, находящихся в федеральной собственности (15,82 млн. кв. метров, то есть 140 процентов от объема площади жилья, необходимой для решения жилищной проблемы 210 тыс. семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы).
    Одновременно в результате проведения приватизации жилья и жилищной реформы в целом начал функционировать рынок жилья. Сегодня на этом рынке имеется значительное количество жилья, предназначенного для продажи, но не находящего соответствующего платежеспособного спроса. Дальнейшее развитие рынка жилья зависит от формирования платежеспособного спроса населения, в том числе с помощью государственной поддержки и создания механизмов кредитования строительства и приобретения жилья.
    С другой стороны, уровень доходов граждан, увольняемых или уволенных с военной службы, при существующих ценах на жилье не позволяет им приобрести жилье только за счет собственных средств. В связи с этим для значительного ускорения темпов обеспечения жильем данной категории граждан требуется комплексное решение проблемы формирования их платежеспособного спроса посредством значительного расширения практики предоставления безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета и долгосрочных банковских кредитов в части стоимости жилья, не покрываемой субсидией.
    Опыт предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою более высокую эффективность по сравнению с бюджетным финансированием нового строительства (например, предоставление Правительством США гранта для обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас или в отставку в результате вывода российских войск из стран Балтии, а также предоставление жилья семьям бывших военнослужащих в Нижегородской области за счет средств федерального бюджета).
    Данная форма позволяет:
    1) ускорить решение жилищной проблемы путем предоставления гражданам возможности приобретать готовое жилье на рынке;
    2) предоставить гражданам право свободного выбора качества и местоположения жилья;
    3) повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам-получателям;
    4) экономить бюджетные средства путем повышения заинтересованности граждан в скорейшем получении жилья и их готовности частично использовать собственные или кредитные средства;
    5) избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве.
    Однако данная форма эффективна только в том случае, когда организационно-финансовый механизм предоставления субсидий позволяет задействовать помимо бюджетных средств внебюджетные источники финансирования приобретения жилья - собственные средства граждан и кредитные ресурсы коммерческих банков.
 

2. Основные цели, задачи и положения Программы

 
    Главной целью Программы является скорейшее решение проблемы обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке и использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья.
    С этой целью Программой предусматривается:
    1) использование государственных средств для предоставления гражданам безвозмездных субсидий на приобретение жилья;
    2) привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков для завершения строительства жилых домов, финансирование которых было начато за счет средств федерального бюджета;
    3) развитие системы долгосрочного банковского кредитования для приобретения жилья участниками Программы в части, не покрываемой безвозмездной субсидией.
    Программа предусматривает, что право на получение безвозмездных субсидий имеют граждане, увольняемые или уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет более 10 лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории России и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также граждане, уволенные с военной службы и подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
    Размер безвозмездной субсидии составляет 80 процентов от стоимости приобретения жилья по социальной норме площади, установленной для семей разной численности. Недостающие 20 процентов стоимости приобретения жилья по социальной норме (или большего - по желанию граждан) граждане должны оплатить за счет собственных средств или средств банковского кредита при условии их соответствия банковским требованиям платежеспособности.
    Граждане - участники Программы могут также приобретать жилье, соответствующее установленным требованиям к жилым помещениям для постоянного проживания, только за счет средств безвозмездной субсидии без привлечения собственных или кредитных ресурсов. При этом размер приобретаемого жилого помещения (в расчете на одного члена семьи) не может быть ниже нормы постановки на учет на улучшение жилищных условий, установленной в месте расположения жилья.
    Безвозмездная субсидия на приобретение жилья по желанию граждан может предоставляться в двух формах:
    1) в виде денежной суммы, размещенной на банковском блокированном целевом счете получателя субсидии, которая используется на оплату части стоимости приобретения жилья (денежная форма - основная);
    2) в виде площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства, финансирование которого было начато за счет средств федерального бюджета.
    Прежде чем будет принято решение о целесообразности и масштабах распространения второй формы предоставления безвозмездных субсидий, она должна пройти апробацию в ходе реализации пилотного проекта по отработке механизмов завершения строительства жилых объектов, финансирование которых было начато за счет средств федерального бюджета.