Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 285. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.88 N 4616-88)

Дата документа05.05.1988
Статус документаДействует
МеткиПравила · Перечень

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель главного государственного
санитарного врача СССР
А.М. СКЛЯРОВ
5 мая 1988 г. N 4616-88

 

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ <*>

 
    


    <*> С выходом настоящих Правил утрачивают силу "Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей" N 4233-86 от 30.12.86.
 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов <*>, грузовых, легковых и специальных автомобилей (далее - автомобилей).
    


    <*> Автобус - автомобиль, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров.
 
    1.2. Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.
    1.3. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.
    1.4. Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.
    1.5. Настоящие Санитарные правила вступают в силу с момента их утверждения.
 

2. Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны

 
    2.1. Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных (табл. 2.1) или допустимых (табл. 2.2 и 2.3) параметров микроклимата не позднее чем через 30 мин. после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.
 

Таблица 2.1

 

ОПТИМАЛЬНЫЕ НОРМЫ ТЕМПЕРАТУРЫ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА В КАБИНАХ АВТОМОБИЛЕЙ

 

Сезон года Типы автомобилей Температура воздуха, °C Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с, не более
Холодный и переходный периоды года Легковые 20 - 23 60 - 40 0,2
Грузовые и автобусы 18 - 20 60 - 40 0,2
Теплый период года Легковые 20 - 25 60 - 40 0,2
Грузовые и автобусы 21 - 23 60 - 40 0,3

 

Таблица 2.2

 

ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ ТЕМПЕРАТУРЫ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА В КАБИНАХ АВТОМОБИЛЕЙ В ХОЛОДНЫЙ И ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОДЫ ГОДА

    

Типы автомобилей Температура воздуха, °C Относительная влажность, %, не более Скорость движения воздуха, м/с, не более
Легковые 19 - 25 75 0,2
Грузовые и автобусы 17 - 23 75 0,3

 

Таблица 2.3

 

ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ ТЕМПЕРАТУРЫ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА В КАБИНАХ АВТОМОБИЛЕЙ В ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА

 

Типы автомобилей Температура воздуха, °C <*> Относительная влажность, в % Скорость движения воздуха, м/с <**>
Легковые, грузовые и автобусы Не более чем на 3 °C выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28 °C При 28 °C не более 55 0,2 - 0,5
При 27 °C не более 60
При 25 °C не более 70
При 24 °C и ниже не более 75

 
    


    <*> В теплый период года нижние границы допустимых температур воздуха не должны приниматься ниже величин, указанных в табл. 2.2 для холодного периода года.
    <**> Большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая - минимальной температуре воздуха.
 
    2.2. В четвертой строительно-климатической зоне (согласно СНиП 2.01.01-82 "Строительная климатология и геофизика") в теплый период года допускается превышать температуру воздуха, указанную в табл. 2.3, но не выше 31 °C - в кабине легковых автомобилей и 30 °C - в кабине грузовых автомобилей и автобусов, скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с.
    2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3 °C. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, указанных в табл. 2.1, при обеспечении оптимальных параметров микроклимата или в пределах величин, приведенных в табл. 2.2 и 2.3, для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата.
    2.4. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3 °C.
    2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя, - не более 35 Вт/м2, а от окон - не более 100 Вт/м2.
    2.6. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха с тем, чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями п. п. 2.1 - 2.5 настоящих Правил.
    2.7. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.
    2.8. Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать величин, указанных в "Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны", утвержденных Минздравом СССР.
    2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.
    2.10. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках и карьерах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентраций, не превышающих предельно допустимые.
    2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива:
    а) бензины А-72, А-76, А-93 и т.д. - определяются концентрации углеводородов алифатических предельных C1 - C10 (в пересчете на C, ПДК - 300 мг/м3), окиси углерода (ПДК - 20 мг/м3), окислов азота (в пересчете на NO2, ПДК - 5 мг/м3); при применении этилированного бензина дополнительно определяются концентрации свинца (среднесменная ПДК - 0,01 - 0,007 мг/м3);
    б) метилированный бензин и чистый метанол - углеводородов алифатических предельных C1 - C10 (в пересчете на C), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), метанола (ПДК - 5 мг/м3 ), формальдегида (ПДК - 0,5 мг/м3);
    в) дизельное топливо - углеводородов алифатических предельных C1 - C10 (в пересчете на C), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), акролеина (ПДК - 0,2 мг/м3);