Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 814. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ, ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ

 
    Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством,
    признавая, что основными условиями постоянного роста и достижения достойного уровня жизни населения должны стать стабилизация и подъем отечественной экономики,
    руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе, обеспечения государственных минимальных социальных стандартов и гарантий для всех граждан России,
    стремясь к развитию договорного регулирования социально - трудовых отношений,
    обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних коллективных переговоров и консультаций,
    заключили на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" настоящее Генеральное соглашение (далее именуется - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально - трудовых отношений на федеральном уровне в ходе проведения социально - экономической политики в 1998 - 1999 годах и совместные действия по реализации Соглашения.
 

I. В области экономической политики

 
    1. В целях реализации настоящего Соглашения стороны обязуются совместными усилиями добиваться стабилизации и подъема экономики, укрепления экономического и финансового положения организаций, осуществляя следующие меры:
    1) формирование федерального бюджета с четкой ориентацией его на развитие экономики России; корректировку системы межбюджетных отношений в целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и стимулирования регионов в повышении уровня собственных доходов; совершенствование организации системы трансфертов и контроля за расходованием этих средств;
    2) проведение активной промышленной и инвестиционной политики, обеспечивающей:
    повышение эффективности и конкурентоспособности российской промышленности и транспорта;
    создание необходимых условий по защите интересов отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
    осуществление программы конверсии на основе структурной перестройки производства, реформы предприятий;
    поддержку малого и среднего предпринимательства;
    3) государственную поддержку агропромышленного комплекса, направленную на стабилизацию производства и стимулирование развития предпринимательства в этом секторе;
    4) укрепление финансового положения российских организаций и предприятий за счет:
    упорядочения распределения налоговой нагрузки между секторами экономики, в том числе снижения ее в отношении непосредственных товаропроизводителей, осуществления налогообложения реально полученных доходов;
    совершенствования принципов регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, контроля за обоснованностью их формирования, предотвращения дальнейшего углубления ценовых диспропорций в различных секторах экономики;
    регулирования деятельности естественных монополий на региональных уровнях на основе соответствующего модельного законодательного обеспечения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    формирования и размещения на конкурсной основе заказов на продукцию и услуги для государственных нужд;
    своевременного формирования, размещения и финансирования государственного оборонного заказа;
    повышения эффективности управления государственной собственностью в целях роста ее доходности;
    приоритетного направления средств, полученных в результате приватизации государственной собственности, на инвестиционные нужды.
 

II. Оплата труда, доходы и уровень жизни населения

 
    2. В целях проведения согласованной политики по обеспечению роста реальной заработной платы, восстановлению ее роли в мотивации высокопроизводительного квалифицированного труда, формировании доходов и их защиты:
    1) обеспечить в предстоящий период опережающие темпы роста доходов населения, в том числе заработной платы, по сравнению с прожиточным минимумом;
    2) разработать в первом полугодии 1998 г. предложения о развитии системы тарифного регулирования заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики на основе коллективных договоров и соглашений различных уровней;
    3) рекомендовать при формировании систем оплаты труда в организациях внебюджетного сектора экономики предусматривать размер ее тарифной части не ниже прожиточного минимума;
    4) продолжить работу по совершенствованию межотраслевой нормативной базы для нормирования труда, Единого тарифно - квалификационного справочника профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей служащих;
    5) разработать законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие через систему трудовых договоров (контрактов) зависимость размера оплаты труда руководителей от эффективности работы руководимых ими организаций;
    6) обеспечить в предстоящий период приближение размеров оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню оплаты труда в производственных отраслях за счет:
    пересмотра Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы и активного использования механизма стимулирующих надбавок и доплат, в том числе за непрерывный стаж работы;
    пересмотра ставок и окладов работников бюджетной сферы с учетом роста потребительских цен, динамики уровня заработной платы во внебюджетном секторе экономики;
    придания Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы статуса системы минимальных государственных социальных стандартов в области оплаты труда, обеспечиваемых на всей территории России за счет средств бюджетов соответствующих уровней;
    7) принять конкретные меры:
    по усилению контроля за выделением и использованием средств на оплату труда, выплату стипендий и социальных выплат из бюджетов всех уровней, повышению ответственности работодателей, представителей государства в акционерных обществах за обеспечение своевременной оплаты труда;
    по ускорению принятия федеральных законов, иных нормативных правовых актов о порядке возмещения материального ущерба в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий и других социальных выплат гражданам.
    3. Правительство Российской Федерации и работодатели обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам и полное погашение в первом полугодии 1998 г. всей задолженности по ней соответственно из средств федерального бюджета и средств предприятий.
    В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обеспечивает в I квартале 1998 г. проведение в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений консультаций по определению потребительской корзины, выработке предложений по установлению величины прожиточного минимума, минимальной заработной платы и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты о потребительской корзине в Российской Федерации, о порядке установления, исчисления и индексации минимального размера оплаты труда.
 

III. Развитие рынка труда и гарантии занятости населения

 
    4. Признавая, что эффективная занятость может быть обеспечена за счет структурной перестройки экономики, санации и повышения эффективности работы предприятий, Стороны Соглашения считают необходимым:
    1) разработать и утвердить Генеральную схему сохранения и создания рабочих мест, предусматривающую меры по обеспечению максимальной занятости трудоспособного населения в местах постоянного проживания;
    2) обеспечить разработку и реализацию программ содействия занятости разных уровней, включая отраслевые, направленных на сохранение и создание рабочих мест, организацию обучения и переобучения, перемещение кадров на другие рабочие места, выделение на эти цели соответствующих финансовых средств;
    3) подготовить и осуществить специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест в городах с монопроизводственной структурой и критическим уровнем безработицы на рынке труда;
    4) при заключении коллективных договоров и соглашений предусмотреть установление в 1998 году порядка разработки социальных планов и планов развития персонала организаций, направленных на:
    сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников;
    повышение конкурентоспособности работников на рынке труда за счет установления организациями дополнительных социальных льгот для увольняемых, организации их опережающего обучения, содействия в трудоустройстве;
    5) повышать финансовую устойчивость Государственного фонда занятости населения Российской Федерации за счет:
    введения нового механизма перераспределения средств Фонда;
    осуществления действенного контроля со стороны государства, профсоюзов и работодателей за рациональным использованием средств Фонда;
    6) принять меры, в том числе законодательного характера, по обеспечению в первом полугодии 1998 г. погашения задолженности по выплате пособий по безработице;
    7) ежегодно представлять в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально - трудовых отношений прогноз положения на рынке труда в связи с осуществлением планов структурной перестройки экономики, а также по предложениям Сторон результаты социальной экспертизы проектов федеральных целевых программ по вопросам их влияния на состояние положения дел на рынке труда;
    8) подготовить в первом полугодии 1998 г. предложения об основных условиях и порядке стимулирования работодателей, участвующих в создании новых рабочих мест;
    9) в целях снижения социальной напряженности среди неработающих подростков и молодежи внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о начальном профессиональном образовании.
    5. Стороны Соглашения ставят целью предотвращение в предстоящий период:
    застойного характера безработицы;
    превышения уровня безработицы, рассчитанного по методике Международной организации труда, более 10 процентов от численности экономически активного населения (по регистрируемой безработице - более 5 процентов от численности экономически активного населения).
 

IV. Социальное страхование и социальная защита населения

 
    6. Стороны Соглашения считают необходимым обеспечить соблюдение права граждан России на социальное страхование как одной из основных форм социальной защиты работающего населения, укрепление государственных социальных внебюджетных фондов и в этих целях намерены:
    1) содействовать принятию Федерального закона "Об основах государственного социального страхования в Российской Федерации"
    2) подготовить в первом полугодии 1998 г. проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательство, регулирующее деятельность государственных внебюджетных социальных фондов, с целью обеспечения паритетного участия в управлении фондами объединений профсоюзов, работодателей и государства;
    3) Стороны считают нецелесообразным консолидировать средства государственных внебюджетных социальных фондов в федеральном бюджете и обязуются:
    во II квартале 1998 г. рассмотреть в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений вопросы, связанные с подготовкой на 1999 год предложений о тарифах страховых взносов во внебюджетные государственные социальные фонды и о формировании средств этих фондов;
    ежегодно согласовывать объемы средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, направляемых на финансирование санаторно - курортного лечения и отдыха работающих граждан и членов их семей;
    4) предусматривать в проектах федеральных бюджетов на 1998 - 1999 годы полное и своевременное выделение средств на финансирование выплат государственных пенсий, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством за счет средств федерального бюджета;
    5) продолжить поэтапное введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, охватив таким учетом к концу 1999 года до 60 млн. работающих;
    6) определить меры, направленные на совершенствование нормативно - правовой базы, регулирующей порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, начисление пеней за просрочку уплаты и взаимную ответственность участвующих в этой работе;
    7) законодательно закрепить нормы, регулирующие вопросы деятельности негосударственных пенсионных фондов;
    8) обеспечить доступность для всех граждан медицинской помощи на основе введения на всей территории страны единого страхового полиса, сохранения главенствующей роли государственного и муниципального секторов здравоохранения;
    9) ежегодно при подготовке проекта федерального бюджета вырабатывать согласованные предложения Сторон об уровне и объемах финансирования гарантированных государством расходов на образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту;
    10) обеспечить в предстоящий период:
    повышение адресности и эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды;
    разработку единых принципов и критериев предоставления различных социальных выплат и льгот;
    сохранение порядка государственной адресной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий;
    проведение жилищно - коммунальной реформы с учетом реальных доходов основной массы населения;
    11) разработать законопроект, направленный на упорядочение льгот для отдельных категорий граждан, определение механизма компенсации затрат организаций, обеспечивающих реализацию этих льгот.
 

V. Защита трудовых прав, охрана труда и экологическая безопасность

 
    7. Рассматривая защиту трудовых прав, охрану труда и экологическую безопасность как приоритетные направления своего сотрудничества, Стороны Соглашения считают необходимым:
    1) обеспечить совместный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, обратив особое внимание на:
    своевременность выплаты заработной платы, пенсий, пособий;
    перевод работников на неполное рабочее время, направление в отпуска без сохранения содержания, а также массовые увольнения работников с нарушением законодательства;
    заключение трудовых договоров, в том числе срочных;
    соблюдение трудовых прав женщин и несовершеннолетних;
    своевременность платежей в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, особенно при реорганизации и ликвидации организаций. В случае нарушения сроков выплат сумм возмещения вреда добиваться в установленном порядке выплаты пеней за каждый день просрочки;
    заключение и выполнение коллективных договоров в организациях;
    расширение практики взаимодействия в работе Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации и правовой, технической инспекций труда профсоюзов, обеспечение их устойчивого финансирования. Сохранить в 1998 - 1999 годах порядок финансирования технической инспекции труда профсоюзов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
    совершенствование системы досудебного рассмотрения конфликтных ситуаций в сфере трудовых правоотношений;
    2) разработать предложения по внесению в законодательные акты положений, определяющих минимум необходимых работ, осуществляемых в организациях в период проведения забастовок;
    3) с целью повышения правовой защиты работников, ужесточения требований по улучшению условий и охраны труда, а также обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду принять меры по:
    принятию и реализации Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране труда", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законов о труде и охране труда"
    подготовке предложений о внесении в 1998 году изменений и дополнений в трудовое, административное, уголовное и уголовно - процессуальное законодательство Российской Федерации в части повышения ответственности работодателя за соблюдение законодательства о труде и охране труда;
    разработке проектов федеральных законов по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды, статуса зон экологического неблагополучия и регулирования хозяйственной деятельности на их территориях;
    разработке и принятию в 1998 - 1999 годах нормативных правовых актов по охране труда;
    обеспечению ратификации Конвенций МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981 г.), N 174 "О предотвращении крупных промышленных аварий" (1993 г.), N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) и протокола к ней 1995 года.
    8. С целью совершенствования систем управления, контроля и надзора за охраной труда и окружающей среды Стороны обязуются:
    обеспечить выполнение федеральных программ по улучшению условий и охраны труда, охране окружающей среды, а также социальной защите граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и других катастроф;
    продолжить работу по обеспечению создания служб охраны труда в органах исполнительной власти всех уровней и в организациях, не допускать их сокращения и ликвидации;
    завершить до конца 1999 года работу по созданию в организациях совместных комитетов (комиссий) по охране труда;
    повысить эффективность государственного (ведомственного и вневедомственного) и общественного (в том числе профсоюзного) контроля за охраной труда и окружающей среды;
    осуществить меры по повышению уровня информированности работников и населения о состоянии производственной и окружающей природной среды, о радиационной обстановке;
    совершенствовать формы, методы обучения и проверки знаний руководителей, специалистов, профсоюзных работников и профактива по вопросам охраны труда.
    9. Стороны согласились с необходимостью перехода от предоставления льгот и компенсаций работникам за неблагоприятные условия труда к системе повышения ответственности и экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и намерены в этих целях:
    содействовать проведению аттестации рабочих мест на предприятиях, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, экологической безопасности, провести необходимую работу по отнесению организаций к тем или иным классам профессионального риска;
    разработать предложения по экономическому стимулированию организаций, производящих средства индивидуальной и коллективной защиты работников от вредных и опасных производственных факторов.
 

VI. В области социально - экономических проблем северных регионов России

 
    10. Считая целью социально - экономической политики на Севере сбалансированное развитие регионов, гарантирующее равные качество и условия жизни для населения, Стороны Соглашения признают необходимым:
    1) ежегодно при подготовке проекта федерального бюджета вырабатывать согласованные предложения об объемах финансирования для реализации государственных гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
    2) предусмотреть в проектах федеральных бюджетов 1998 - 1999 годов средства на реализацию Федеральной программы переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
    3) принять меры по осуществлению контроля за своевременным и полным перечислением средств федерального бюджета, выделяемых на переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Ограничить практику замены реальных денежных средств, предназначенных на эти цели (включая жилищные субсидии), взаимозачетами при погашении задолженности федерального бюджета;
    4) разработать комплекс мер по социальной защите лиц, занятых на ликвидируемых предприятиях и живущих в закрывающихся поселках (городах) северных регионов, включая доработку проекта федерального закона о ликвидации населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
    5) разработать порядок и процедуры восстановления в Сберегательном банке Российской Федерации вкладов граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
    6) принять меры по своевременному обеспечению завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в объемах, достаточных для жизнедеятельности населения, предприятий социальной сферы и жилищно - коммунального хозяйства.
 

VII. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения

 
    11. Стороны признают настоящее Соглашение в качестве правового акта, устанавливающего в соответствии с законодательством Российской Федерации основные принципы регулирования социально - трудовых отношений на федеральном уровне, решения связанных с ними вопросов социально - экономической политики, и обязуются соблюдать достигнутые данным Соглашением договоренности, а также нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение его положений.
    12. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства Стороны договорились:
    проводить предварительное обсуждение в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам социально - трудовых отношений и рекомендовать осуществлять аналогичные меры на отраслевом и региональном уровнях;
    содействовать ускорению принятия федерального закона, иных нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности работодателя, порядок образования объединений работодателей, участие работодателей и их объединений, соответствующих органов исполнительной власти в сфере регулирования социально - трудовых отношений;
    разработать проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на развитие социального партнерства, повышение статуса и роли Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, совершенствование механизма ответственности Сторон за невыполнение обязательств соглашений;
    содействовать заключению соответствующих соглашений на всех уровнях и коллективных договоров в организациях всех организационно - правовых форм;
    подготовить предложения об уточнении статистической отчетности по коллективно - договорному регулированию социально - трудовых отношений;
    обеспечить частичное финансирование из средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений - базового научного и учебно - методического центра в сфере социально - трудовых отношений.
    13. Стороны признают необходимым обеспечить:
    права профсоюзов и их объединений по уплате членских взносов в безналичной форме в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
    соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, непрепятствование созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от их организационно - правовой формы.
    14. Рассмотреть с учетом финансовых возможностей государства в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений предложения по ратификации Российской Федерацией Конвенций МОТ по перечню согласно приложению N 1 (не приводится).
    15. Государственный комитет Российской Федерации по статистике и Министерство труда и социального развития Российской Федерации для осуществления постоянного контроля за качеством и уровнем жизни раз в полугодие представляют в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально - трудовых отношений статистические данные по согласованному перечню социально - экономических показателей согласно приложению N 2 (не приводится).
    16. В целях освещения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, хода реализации настоящего Соглашения, соответствующих соглашений других уровней и коллективных договоров, информирования о принимаемых мерах по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов:
    продолжить ведение постоянной рубрики "Социальное партнерство в России" в "Российской газете"
    в 2-недельный срок после подписания настоящего Соглашения Правительство Российской Федерации обеспечивает его публикацию в "Российской газете".
    17. Настоящее Соглашение заключено на 1998 - 1999 годы и действует до заключения нового соглашения.
    18. Каждая из Сторон в 2-месячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально - трудовых отношений комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств.
    19. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
    20. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по согласию Сторон.
    21. Общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, не имеющие своих представителей в составе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, имеют право присоединяться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия.
    22. В течение срока действия настоящего Соглашения Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов, возникающих в области социальных и экономических отношений.