Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 332. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 01.04.2016 N 559-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 - 2017 ГОДЫ"

Дата документа01.04.2016
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · План

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. N 559-р

 
    1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы (далее - план).
    2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, являющихся ответственными исполнителями и соисполнителями мероприятий плана:
    обеспечить реализацию плана;
    представить в двухнедельный срок в Правительство Российской Федерации информацию о заместителе руководителя, персонально ответственном за реализацию плана, а также планы-графики реализации плана;
    представлять ежеквартально, до 1-го числа последнего месяца квартала, в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана с приложением разрабатываемых и принятых нормативных правовых актов и иных документов.
    3. Минэкономразвития России представлять:
    ежеквартально, до 15-го числа последнего месяца квартала, с учетом информации, указанной в абзаце четвертом пункта 2 настоящего распоряжения, доклад в Правительство Российской Федерации и проект доклада Президенту Российской Федерации о ходе реализации плана;
    при рассмотрении подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы вопросов, связанных с реализацией плана, оценку рисков возможного недостижения результатов реализации плана.
    4. Установить, что внесение изменений в план осуществляется по решению Правительственной комиссии по проведению административной реформы без внесения изменений в настоящее распоряжение.
    5. В случае одобрения Правительственной комиссией по проведению административной реформы предложений, разработка которых предусмотрена планом, план дополняется планом-графиком по реализации указанных предложений.
    6. Минэкономразвития России, Министру Российской Федерации Абызову М.А., Минюсту России и Минфину России с учетом мероприятий плана, предусмотренных к реализации во II квартале 2016 г., внести до 1 июня 2016 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 1 апреля 2016 г. N 559-р

 

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 - 2017 ГОДЫ

 

I. Общие положения

 
    1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы (далее - "дорожная карта") направлена на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
    Подконтрольные субъекты осуществляют свою деятельность в различных сферах государственного контроля (надзора). В большинстве сфер действуют крупные и малые предприятия, как использующие современные технологии, так и работающие на устаревшем оборудовании.
    Правовая система, как правило, обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с определенной периодичностью сплошную проверку подконтрольных субъектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.
    Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти. Кроме того, использование в административной практике методов оценки риска позволяет более точно учитывать особенности осуществления хозяйственной деятельности в той или иной сфере производства или оказания услуг.
    В связи с этим необходимо внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых направлениях.
    Введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты. Необходимо переходить к проверкам в зависимости от степени риска работы предприятия с передачей подконтрольных субъектов с минимальным риском деятельности в сферу саморегулирования и уведомительного характера деятельности.
    Система отчетности и оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов строится на количественных показателях выявленных нарушений и санкций. Такая система стимулирует инспекторов не к предотвращению ущерба, а к обязательному выявлению нарушений и наказанию предпринимателей и иных подконтрольных субъектов. В связи с этим способами поддержки бизнеса и содействия его ведению в соответствии с законодательством Российской Федерации являются переход от оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, основанной на количестве выявленных нарушений и размере санкций, к оценке размера предотвращенного ущерба как в результате контрольно-надзорных мероприятий, так и в ходе профилактики нарушений, а также разъяснение содержания обязательных требований, подлежащих соблюдению.
    Требование к контрольно-надзорному органу включать в отчет, ежегодно формируемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, описание общественно значимой формы контроля (плановых (внеплановых) проверок) направлено на сокращение числа проверок при одновременном расширении использования иных форм контроля, не требующих непосредственного взаимодействия между проверяющими и проверяемыми.
    Сокращение количества проверок и снижение административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей станет следствием реализации всего комплекса мероприятий "дорожной карты".
    2. Целями "дорожной карты" являются:
    повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
    снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, в том числе путем исключения существующих и предотвращения установления новых избыточных контрольно-надзорных функций, избыточных и устаревших обязательных требований, а также обеспечения соответствия обязательных требований достижениям науки, техники и уровню развития экономики;
    оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
    Направленность на достижение указанных целей необходимо учитывать при реализации мероприятий, предусмотренных разделом III "дорожной карты".
    Итогами реализации мероприятий "дорожной карты" в 2016 году станут разработка и внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации, а также подготовка предложений об исключении избыточных и дублирующих контрольных функций.
    3. Мероприятия "дорожной карты" реализуются с учетом опыта внедрения реализованных в пилотном порядке мероприятий в деятельность федеральных органов исполнительной власти.
    4. По итогам реализации мероприятий "дорожной карты" в 2016 году подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы представляет в Правительство Российской Федерации предложения об утверждении перечня мероприятий, подлежащих реализации в 2017 году.
    5. Подготовка докладов, разработка которых предусмотрена "дорожной картой", осуществляется с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей, в частности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и Общероссийской общественной организации "Деловая Россия".
 

II. Общая характеристика и основные результаты

 
    Реализация мероприятий "дорожной карты" осуществляется по направлениям, указанным как наименования подразделов в разделе III "дорожной карты".
    Фактором повышения эффективности государственного управления через оптимизацию контрольно-надзорной функции государства является переход при организации и осуществлении мероприятий по контролю к использованию риск-ориентированного подхода, который используется в большинстве развитых стран мира.
    Мировой опыт использования риск-ориентированного подхода свидетельствует, что его применение позволило сократить общее количество проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок. При этом было обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.
    Переход от применения подхода всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному подходу планирования проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям позволяет увеличить процент охвата потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям.