Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 293. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

УКАЗАНИЕ МПС РФ от 12.11.96 N 166у (ред. от 09.02.98) "О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ"

Дата документа12.11.1996
Статус документаДействует
МеткиУказания · Правила

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 декабря 1996 г. N 1220
    


 

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УКАЗАНИЕ
от 12 ноября 1996 г. N 166у

 

О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ

 

(в ред. - Приказа МПС РФ от 09.02.98 N 3Ц)

 
    В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном железнодорожном транспорте", пунктом 6 Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации и Соглашением между Госстандартом России и МПС России от 06.09.96 на МПС России возложены организация и проведение работ по обязательной сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации в рамках создаваемой им Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
    Для введения обязательной сертификации на федеральном железнодорожном транспорте в 1997 г. приказываю:
    1. Утвердить прилагаемые Правила по сертификации П ССФЖТ 01-96 "Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения".
    2. Заместителю начальника Управления экономики и развития В.А. Королю, начальнику Юридического управления С.Н. Пегову подготовить указанный в пункте 1 основополагающий документ Системы сертификации для направления на государственную регистрацию в Минюст России и в Госстандарт России для регистрации в Государственном Реестре и обеспечить регистрацию Системы сертификации в установленном порядке.
    3. Заместителю начальника Финансового управления П.П. Шмарову, заместителю начальника Управления экономики и развития Д.И. Разуваеву выделить средства на формирование уставного фонда Органа по сертификации и Органа по аккредитации на федеральном железнодорожном транспорте в минимальных размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
    4. Начальнику Управления по безопасности движения и экологии В.И. Яковлеву, заместителю начальника Управления экономики и развития В.А. Королю:
    представить предложения по определению подразделения центрального аппарата Министерства, на который должны быть возложены функции Центрального органа Системы сертификации;
    обеспечить финансирование работ по проведению экспертизы и регистрации Системы сертификации;
    в месячный срок с момента регистрации системы сертификации разработать и представить на утверждение план мероприятий по введению в действие Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;
    предусмотреть при формировании проекта плана НИОКР на 1997 г. разработку необходимых организационно - методических и нормативных документов Системы сертификации в соответствии с планом мероприятий.
 

Министр
А.А.ЗАЙЦЕВ

 

ПРАВИЛА
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (П ССФЖТ 01-96)

 

(в ред. - Приказа МПС РФ от 09.02.98 N 3Ц)

 

1. Область применения

 
    Настоящие Правила устанавливают цели, основные принципы, структуру, общие правила процедуры сертификации и аккредитации, а также иные аспекты функционирования Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (ССФЖТ), определенные Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации.
    Настоящие Правила предназначены для использования в ССФЖТ и обязательны для всех юридических и физических лиц при проведении работ по сертификации в Системе.
 

2. Ссылки

 
    Настоящие Правила разработаны на основе и в соответствии со следующими документами:
    Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ
    Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. N 5151-1
    Основы законодательства Российской Федерации об охране труда в редакции Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 109-ФЗ
    Федеральный закон "Об энергосбережении" от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Федерального закона от 03.04.96 N 28-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ
 
 
    Положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848
    Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3. Зарегистрированы в Минюсте России 21 марта 1994 г., регистрационный N 521
    Соглашение о взаимодействии Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Министерства путей сообщения Российской Федерации в области обязательной сертификации от 06.09.96
    Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Утвержден Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15. Зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 1995 г., регистрационный N 826
    Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. N 12. Зарегистрированы в Минюсте России 5 апреля 1995 г., регистрационный N 825
    Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14. Зарегистрированы в Минюсте России 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138.
 

3. Основные определения

 
    В настоящих Правилах используются следующие основные определения:
    3.1. Сертификация соответствия (сертификация) - деятельность по подтверждению соответствия объектов железнодорожного транспорта установленным требованиям.
    3.2. Нормативный документ - документ, содержащий требования безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности.
    Примечание. В соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации к нормативным документам, используемым при обязательной сертификации, относятся законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.
 
    3.3. Объект сертификации в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (объект ЖТ) - железнодорожные технические средства (ЖТС), поставляемые МПС России и другим юридическим лицам для эксплуатации на федеральном железнодорожном транспорте; системы качества; производство ЖТС; услуги, предоставляемые на федеральном железнодорожном транспорте.
    (в ред. Приказа МПС РФ от 09.02.98 N 3Ц)
    3.4. Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.
    3.5. Обследование производства - проверка и оценка производства сертифицируемой продукции, направленная на обеспечение необходимой уверенности в стабильности характеристик и показателей продукции, подтверждаемых при сертифицированных испытаниях.
    3.6. Сертификат соответствия (сертификат) - документ, выданный по правилам ССФЖТ, для подтверждения соответствия сертифицированного объекта ЖТ установленным требованиям.
    3.7. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в ССФЖТ, подтверждается соответствие маркированного им объекта ЖТ установленным требованиям.
    3.8. Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (Система сертификации, ССФЖТ) - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию на федеральном железнодорожном транспорте по правилам, установленным в Системе сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    3.9. Обязательная сертификация - деятельность по сертификации объектов ЖТ по требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, а также сертификация в других случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.
    3.10. Добровольная сертификация - деятельность по сертификации объектов ЖТ, не подлежащих обязательной сертификации, по инициативе юридических и физических лиц на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
    3.11. Орган по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (орган по сертификации) - орган, проводящий сертификацию соответствия определенных объектов ЖТ.
    3.12. Центральный орган Системы сертификации - орган, возглавляющий Систему сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
    3.13. Заявитель - юридическое или физическое лицо, обратившееся в орган по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте с заявкой на проведение сертификации конкретного объекта ЖТ, либо в МПС России с заявкой на проведение аккредитации в ССФЖТ.
    3.14. Аккредитация - официальное признание МПС России компетентности (способности) организации или эксперта выполнять работы в определенной (заявленной) области деятельности по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
    3.15. Аккредитующий орган - Министерство путей сообщения Российской Федерации.
    3.16. Критерии аккредитации - требования, используемые аккредитующим органом, которым должны отвечать организация или эксперт (как объект аккредитации), чтобы быть аккредитованными.
    3.17. Область аккредитации - одна или несколько работ, на выполнение которых аккредитованы конкретная организация или эксперт.
    3.18. Аттестация (организации или эксперта) - проверка организации или эксперта с целью определения их соответствия установленным требованиям (критериям) аккредитации.
    3.19. Аттестат аккредитации - документ, выдаваемый МПС России в установленном им порядке организации или эксперту, и регистрирующий факт официального признания их компетентности в определенной области деятельности по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
    3.20. Испытательный центр (лаборатория) (ИЦ) - оснащенное необходимым испытательным оборудованием и средствами измерений, технически компетентное и признанное независимым от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей, либо только технически компетентное юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и проводящее испытания для целей сертификации и выдачу протокола испытаний.
    3.21. Экспертный центр по сертификации (ЭЦС) - технически компетентное и признанное независимым от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и проводящее по поручению органа по сертификации оценку соответствия объекта ЖТ требованиям нормативных документов и выдачу заключения о соответствии.
    3.22. Разработчик продукции - юридическое лицо, осуществляющее разработку ЖТС.
    3.23. Изготовитель продукции - юридическое лицо, осуществляющее освоение производства и выпуск ЖТС.
    3.24. Исполнитель - юридическое или физическое лицо, выполняющее работы и оказывающее услуги на федеральном железнодорожном транспорте.
    3.25. Поставщик продукции - юридическое лицо, поставляющее ЖТС в установленном порядке.
    3.26. Заказчик - МПС России, железные дороги России и другие юридические или физические лица, по принятой заявке или договору с которыми производится разработка и (или) поставка ЖТС, выполнение работ и услуг на федеральном железнодорожном транспорте.
    3.27. Потребитель - юридическое или физическое лицо, использующее данную продукцию или услугу по назначению.
    3.28. Особо ответственные элементы конструкции (ООЭК) - элементы изделия, единичные отказы которых приводят к крушению, аварии, либо особым случаям брака и случаям брака в работе.
    3.29. Особо ответственные технологические процессы (ООТП) - технологические процессы, обеспечивающие стабильность основных параметров, влияющих на безопасность ООЭК.
    3.30. Особо ответственные детали (ООД) - агрегаты, детали и комплектующие изделия, единичные отказы которых приводят к крушению, аварии, либо особым случаям брака и случаям брака в работе.
    3.31. Типовая конструкция - конструкция образца железнодорожного технического средства, соответствие которого требованиям нормативных документов установлено по результатам испытаний, которым он подвергается при сертификации.
    3.32. Центр подготовки экспертов (ЦПЭ) - укомплектованное квалифицированными специалистами и обладающее необходимой учебной базой компетентное юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и осуществляющее подготовку экспертов Системы сертификации.
    3.33. Эксперт (по сертификации, аккредитации) - специалист, обладающий необходимой квалификацией для проведения одного или нескольких видов работ по сертификации (аккредитации) на федеральном железнодорожном транспорте и аттестованный (аккредитованный) на право их проведения.
    3.34. Участники Системы сертификации - Министерство путей сообщения Российской Федерации, Центральный орган Системы сертификации, орган (органы) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, испытательные центры (лаборатории), заявители, обращающиеся в ССФЖТ.
    3.35. Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации (деятельностью аккредитованных в ССФЖТ организаций) - проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность аккредитованных в ССФЖТ организаций продолжает соответствовать правилам Системы.
    3.36. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ЖТ - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что объект ЖТ продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
    3.37. Безопасность на федеральном железнодорожном транспорте (безопасность) - обеспечение требований безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности.
    3.38. Безопасность движения - состояние защищенности федеральной железнодорожной транспортной системы от возникновения транспортных происшествий и связанных с ними возможных потерь.
    Примечание. В понятие "федеральная железнодорожная транспортная система" составной частью входят железнодорожные технические средства.
 
    Другие термины и определения, применяемые в настоящих Правилах, соответствуют Федеральному закону "О федеральном железнодорожном транспорте", Руководству ИСО / МЭК 2 и МС ИСО 8402.
 

4. Общие положения

 
    4.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, а также услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным соответствующими актами, и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям.
    Соответствие объектов ЖТ обязательным требованиям нормативных документов по безопасности подтверждается сертификатом соответствия.
    4.2. Введение в действие настоящих Правил не отменяет действующие процедуры и условия приемки, эксплуатации, ремонта, импорта, поставок по экспорту, а также документы, разрешающие эксплуатацию железнодорожных технических средств, выпущенные до введения в действие настоящих Правил.
    4.3. Все вновь разрабатываемые ведомственные и межведомственные нормативные акты и документы, устанавливающие порядок проведения работ по сертификации и контроля за соответствием сертифицированных объектов ЖТ установленным требованиям безопасности, не должны противоречить настоящим Правилам.
    4.4. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" проведение работ по обязательной сертификации осуществляется участниками Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    4.5. Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте создается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта - Министерством путей сообщения Российской Федерации и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Федеральными законами "О федеральном железнодорожном транспорте" и "Об энергосбережении", Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, а также с ориентацией на нормативные документы Международного Союза железных дорог (МСЖД), Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК).
    4.6. ССФЖТ взаимодействует на основе соглашений с международными, региональными и национальными системами сертификации ведущих в области железнодорожного транспорта зарубежных стран, а также с другими национальными системами сертификации в смежных областях деятельности.
    Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом ССФЖТ строится в соответствии с действующими международными нормами и правилами. При этом в максимальной степени используется проверенный практикой отечественный положительный опыт в области обеспечения безопасности движения на федеральном железнодорожном транспорте.
    4.7. Участники Системы сертификации обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения работ по сертификации и аккредитации и составляющей коммерческую тайну, за исключением информации, непосредственно относящейся к выполнению требований безопасности.
    4.8. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации осуществляют взаимодействие с ССФЖТ по вопросам сертификации посредством заключения соответствующих соглашений и участия в работе Совета по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
    Взаимодействие ССФЖТ с другими системами сертификации в Российской Федерации осуществляется на основе соответствующих соглашений.
 

5. Основные цели Системы сертификации

 
    Основными целями ССФЖТ являются:
    - подтверждение соответствия объектов ЖТ требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации;
    - создание условий для эффективной деятельности федерального железнодорожного транспорта Российской Федерации;
    - защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности предприятий и организаций промышленности, производящих железнодорожные технические средства, предприятий и учреждений железнодорожного транспорта и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением железнодорожных перевозок;
    - подтверждение показателей качества объектов ЖТ, заявленных изготовителями (исполнителями, поставщиками) при добровольной сертификации;
    - содействие повышению качества и конкурентоспособности отечественных железнодорожных технических средств;
    - содействие юридическим и физическим лицам, осуществляющим и обеспечивающим железнодорожные перевозки, в эффективном участии в международном научно - техническом сотрудничестве;
    - содействие потребителям в компетентном выборе работ и услуг.
 

6. Основные принципы Системы сертификации

 
    6.1. ССФЖТ является государственной системой и ее функционирование носит обязательный характер с целью обеспечения безопасности на федеральном железнодорожном транспорте.
    6.2. Официальным языком ССФЖТ является русский язык.
    Все документы ССФЖТ (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке.
    6.3. Работы по сертификации в ССФЖТ осуществляются в соответствии с настоящими Правилами и соответствующими порядками сертификации групп однородных объектов ЖТ.
    6.4. Работы по аккредитации в ССФЖТ осуществляются в соответствии с настоящими Правилами и организационно - методическими документами Системы сертификации.
    6.5.