Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 951. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ФНС РФ от 01.04.2016 N ГД-4-14/5658@ "О НАПРАВЛЕНИИ "ОБЗОРА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО СПОРАМ С УЧАСТИЕМ РЕГИСТРИРУЮЩИХ ОРГАНОВ N 1"

Дата документа01.04.2016
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Обзор

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО
от 1 апреля 2016 г. N ГД-4-14/5658@

 

О НАПРАВЛЕНИИ "ОБЗОРА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО СПОРАМ С УЧАСТИЕМ РЕГИСТРИРУЮЩИХ ОРГАНОВ N 1"

 
    Федеральная налоговая служба в целях формирования положительной судебной практики направляет "Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2016)" (далее - Обзор).
    Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо и прилагаемый к нему Обзор до нижестоящих территориальных органов ФНС России для руководства и применения в работе.
 

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю. ГРИГОРЕНКО

 
 
    

Приложение

 

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО СПОРАМ С УЧАСТИЕМ РЕГИСТРИРУЮЩИХ ОРГАНОВ N 1 (2016)

 
    1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
 
    1.1. Поскольку представленное в регистрирующий орган заявление было составлено с нарушением пункта 1.10 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, суды признали правомерным отказ в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
    По делу N А83-2590/2015 Л.Б.Г. обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене решения Инспекции об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов от 18.08.2014 N 2425А и обязании Инспекции провести государственную регистрацию прекращения деятельности Л.Б.Г. в качестве индивидуального предпринимателя с 18.08.2014.
    Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.10.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
    В кассационной жалобе Л.Б.Г. просил отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
    Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены решения и постановления судов.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
    а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
    б) документа об уплате государственной пошлины;
    в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
    В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов.
    Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены форма заявления N Р26001 и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
    Согласно пункту 1.10 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, в заявлении не допускается наличия исправлений, дописок и приписок.
    В оспариваемом решении регистрирующий орган указал предпринимателю, что представленное на государственную регистрацию заявление по форме N Р26001 составлено с нарушением пункта 1.10 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, в пункте 1.5 раздела 1 заявления от 11.08.2014 сведения об ИНН заполнены с исправлениями.
    При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае исправления ИНН в графе 1.5 заявления свидетельствует о несоблюдении Л.Б.Г. установленной формы заявления, что является основанием для отказа в государственной регистрации.
    Нарушение порядка заполнения установленных форм по существу приравнивается к непредставлению необходимых документов, определенных статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ.
    С учетом изложенного, суды правомерно отказали Л.Б.Г. в удовлетворении заявленных требований.
 
    1.2. Установив, что заявление о государственной регистрации юридического лица при создании не соответствовало положениям Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, а наименование регистрируемого юридического лица противоречило нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, суды отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.
    По делу N А65-16904/2015 Потребительское общество "С.Х" обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции с требованием об отмене решения МРИ ФНС N 18 по РТ об отказе в государственной регистрации от 27 февраля 2015 г. N 6495А.
    Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 9 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
    В апелляционной жалобе заявитель просил суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 9 сентября 2015 года по делу N А65-16904/2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что создаваемое Потребительское общество "Л.Т.Т." не подпадает под ограничение на использование в наименовании юридического лица слов "потребительское общество", в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении иска не имелось.
    Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
    Как следовало из материалов дела, в регистрирующий орган 19.02.2015 были поданы документы для государственной регистрации Потребительского общества "Л.Т.Т.".
    По представленным документам регистрирующим органом было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица при создании в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) на основании непредставления определенных статьей 12 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
    Непредставленными считаются решение о создании юридического лица, оформленное в соответствии с требованиями законодательства, учредительные документы юридического лица (Устав), оформленные в соответствии с требованиями законодательства, заявление о государственной регистрации, оформленное в соответствии с требованиями законодательства.
    Достоверность сведений, содержащихся в государственных реестрах, имеет чрезвычайно важное значение для достижения открытости и инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации.
    Для достижения этой цели приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, которые по своей сути носит технический регламентный характер, относящийся к порядку заполнения документов.
    Следовательно, регистрирующий орган обязан соблюдать Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ (далее - Требования).
    Нарушение Требований является основанием для вынесения решения об отказе в государственной регистрации по причине отсутствия заявления о государственной регистрации, оформленного в соответствии с действующим законодательством.
    Согласно пункту 2.12 Требований Листы А, Б, В, Г, Д заявления по форме N Р11001 заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.
    Следовательно, в заявлении по форме N Р11001, представляемом для государственной регистрации потребительского общества, Лист А "Сведения об учредителе - российском юридическом лице" не заполняется.
    Согласно пункту 2.5 вышеуказанных Требований раздел 3 "Сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации" заполняется в отношении коммерческих организаций. В поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение, в поле "Размер" указывается размер уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда коммерческой организации в рублях.
    В нарушение пункта 2.5 Требований на странице 002 заявления по форме N Р11001 неправомерно заполнен раздел 3, а именно проставлено цифровое значение 4-паевой фонд.
    В части вышеуказанных нарушений заявителем опровергающие доводы не представлены.
    В оспариваемом решении регистрирующий орган также указал, что заявителем указана организационно-правовая форма, которая отсутствует в перечне, установленном в п. 3 ст. 50 ГК РФ.
    Доводы заявителя о необоснованности решения ответчика в данной части правомерно отклонены судом в силу следующего.
    Согласно пункту 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
    Перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, подпунктом "а" которого установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Представление регистрирующему органу документов, оформленных ненадлежащим образом, влечет за собой отсутствие данного документа.
    С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ).
    До приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ.
    Из вышеизложенного следует, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ.
    До 1 сентября 2014 по смыслу пункта 3 статьи 116 ГК РФ наименования "потребительский кооператив" и "потребительское общество" были равнозначны.
    Статья 116 ГК РФ утратила силу с 1 сентября 2014 г., в связи с вступлением в силу Закона N 99-ФЗ.
    Пунктом 3 статьи 50 ГК РФ, в редакции Федерального закона N 99-ФЗ от 05.05.2014, установлен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Данной статьей предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в том числе в такой организационно-правовой форме как потребительские кооперативы, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 123.2 ГК РФ наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество".
    Согласно пункту 2 статьи 968 ГК РФ общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов и являются некоммерческими организациями.
    При этом, Устав создаваемого юридического лица не содержит соответствующих сведений. В пункте 1.6 Устава указано: "В соответствии с действующим законодательством организационно-правовой формой Потребобщества является потребительский кооператив".
    В листе И "Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" отсутствуют коды деятельности, относящиеся к страхованию.
    Таким образом, при создании потребительского кооператива наименование должно содержать организационно-правовую форму - потребительский кооператив.
    При этом в представленных на государственную регистрацию документах наименование юридического лица противоречит пункту 3 статьи 50 ГК РФ и пункту 2 статьи 123.2 ГК РФ.
    Оценивая совокупность представленных в дело доказательств, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у регистрирующего органа имелись основания для отказа в государственной регистрации, обжалуемое решение соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
 
    1.3. С учетом того, что в сообщении о ликвидации юридического лица, опубликованном в журнале "Вестник государственной регистрации", содержались недостоверные сведения об адресе юридического лица, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации требованиям закона.
    По делу N А40-136263/2015 Общество в лице ликвидатора К.К.В. обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции о признании незаконным решения за N 152144А от 06.05.2015 об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании устранить допущенные нарушения посредством внесения записи о ликвидации юридического лица Общества в ЕГРЮЛ и выдачи ликвидатору юридического лица испрашиваемые документы.
    Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2015 в удовлетворении требований Общества было отказано по мотиву непредставления заявителем доказательств направления в регистрирующий орган предусмотренных законом документов, соответствия оспариваемого ненормативного правового акта регистрирующего органа требованиям закона, а также отсутствия для заявителя неблагоприятных правовых последствий нарушения его прав и охраняемых законом экономических интересов его действием.
    Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество в лице ликвидатора К.К.В. обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
    Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
    Согласно положениям пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".