Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 313. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.08.2001 N 637 (ред. от 27.12.2010 с изменениями, вступившими в силу с 18.01.2011) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"

Дата документа29.08.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2001 г. N 637

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.12.2006 N 793, от 12.12.2007 N 865, от 02.06.2008 N 423, от 01.04.2009 N 294, от 29.12.2009 N 1108, от 27.12.2010 N 1146)

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (далее именуется - Программа).
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2006 N 793)
    2. Утвердить Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий государственным заказчиком Программы.
    Пункт 3. - Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2006 N 793)
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 августа 2001 г. N 637

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.12.2006 N 793, от 12.12.2007 N 865, от 02.06.2008 N 423, от 01.04.2009 N 294, от 29.12.2009 N 1108, от 27.12.2010 N 1146)

 

Паспорт федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года"

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года"
   
Дата принятия решения о разработке Программы  - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 января 2001 г. N 125-р
   
Государственный заказчик-координатор  - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
   
Государственные заказчики  - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
  Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
  Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2009 N 294)
  Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 N 865)
  Федеральное медико-биологическое агентство,
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 423)
Абзац - Исключен.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 423)
  Федеральное агентство лесного хозяйства, Российская академия медицинских наук
   
Основные разработчики Программы  - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
  Российская академия медицинских наук
   
Цель и задачи Программы  - целью Программы является завершение в основном в 2010 году мероприятий, связанных с обеспечением в Российской Федерации защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий на производственном объединении "Маяк", Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне (далее - подвергшиеся радиационному воздействию граждане), и социально-экономической реабилитацией территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварий на производственном объединении "Маяк", Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне (далее - загрязненные территории), включая возвращение указанных территорий в хозяйственный оборот, снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от потенциально опасных источников загрязнения.
  Задачами Программы являются:
  создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на загрязненных территориях;
  разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья подвергшихся радиационному воздействию граждан, включая адресную специализированную медицинскую помощь;
  создание условий для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) лесопользования на загрязненных территориях;
  совершенствование целевых систем мониторинга и их элементов, а также прогнозирования обстановки на загрязненных территориях;
  информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязненных территориях
   
Важнейшие целевые индикаторы и показатели  - эффективность реализации Программы оценивается с использованием целевых показателей, характеризующих следующие индикаторы:
  повышение качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой подвергшимся радиационному воздействию гражданам;
  обеспечение населения, проживающего на загрязненных территориях, устойчивыми источниками газо- и водоснабжения;
  приведение лесов на загрязненных территориях в безопасное (с учетом установленных норм радиационной безопасности) состояние по сравнению с 2005 годом;
  повышение эффективности информационного обеспечения населения, проживающего на загрязненной территории
   
Срок и этапы реализации Программы  - 2002-2010 годы, в том числе:
 первый этап - 2002-2006 годы;
 второй этап - 2007-2010 годы
   
Объемы и источники финансирования  - объем финансирования Программы в 2002-2006 годах составляет 3 433,62 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
  за счет средств федерального бюджета - 2 449,61 млн. рублей
  (из них на НИОКР - 23,32 млн. рублей, на капитальные вложения - 2 158,39 млн. рублей, на прочие нужды - 267,9 млн. рублей);
  за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 934,91 млн. рублей. Объем финансирования Программы в 2007-2010 годах не превысит 5295,24 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.12.2007 N 865, от 01.04.2009 N 294, от 29.12.2009 N 1108)
  за счет средств федерального бюджета - 3765,55 млн. рублей
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.12.2007 N 865, от 01.04.2009 N 294, от 29.12.2009 N 1108)
  (из них на НИОКР - 32,33 млн. рублей, на капитальные вложения - 2320,95 млн. рублей, на прочие нужды - 1412,27 млн. рублей);
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.12.2007 N 865, от 01.04.2009 N 294, от 29.12.2009 N 1108)
  за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1529,69 млн. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2009 N 1108)
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности  - улучшение качества жизни населения, проживающего на загрязненной территории, путем создания инфраструктуры, обеспечивающей условия безопасной (с учетом установленных норм радиационной безопасности) жизнедеятельности, снижение рисков распространения радиоактивного загрязнения и создание условий, способствующих устойчивому социально-экономическому развитию указанных территорий.
  В 2010 году планируется достичь следующих показателей:
  доля подвергшихся радиационному воздействию граждан, получивших консультативную медицинскую помощь, составит до 45 процентов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2009 N 294)
  доля подвергшихся радиационному воздействию граждан, получивших амбулаторную специализированную медицинскую помощь, составит до 55 процентов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2009 N 294)
  доля подвергшихся радиационному воздействию граждан, получивших стационарную специализированную медицинскую помощь, составит до 55 процентов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2009 N 294)
  доля подвергшихся радиационному воздействию граждан, зарегистрированных в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре граждан, составит не менее 55 процентов;
  доля обеспеченных безопасными устойчивыми источниками газоснабжения граждан, проживающих на загрязненных территориях, составит не менее 60 процентов;
  доля обеспеченных безопасными устойчивыми источниками водоснабжения и канализацией граждан, проживающих на загрязненных территориях, составит не менее 60 процентов;
  средняя площадь лесных пожаров в зонах отчуждения и отселения в 2010 году не превысит 91 процент от средней площади лесных пожаров в указанных зонах в 2005 году;
  увеличение площади лесов, возвращенных в хозяйственный оборот, составит до 7 процентов;
  уровень информированности населения по вопросам безопасной жизнедеятельности на загрязненных территориях составит не менее 60 процентов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2009 N 294)
  В результате реализации Программы за счет средств федерального бюджета планируется достичь общего экономического эффекта мероприятий Программы в размере не менее 17,7 млрд. рублей за весь период ее реализации
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2009 N 294)

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 

1. Постановка проблемы и причины ее возникновения

 
    Федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (далее - Программа) направлена на преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк", Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне (далее - радиационные катастрофы и инциденты).
    Радиационные катастрофы и инциденты вызвали появление комплекса проблем, требующих решения на федеральном уровне.
    В 1949-1956, 1957 и 1967 годах радиоактивному загрязнению подверглись около 23,5 тыс. кв. км территорий Уральского региона. Были изъяты из землепользования 119 тыс. гектаров земель и переселены из радиоактивно загрязненных населенных пунктов в другие районы 18,5 тыс. человек.
    Вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. были загрязнены более 56 тыс. кв. км территорий, входящих ныне в состав территории Российской Федерации, в том числе около 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн. гектаров земель лесного фонда. На указанных территориях проживали около 3 млн. человек, из них более 52 тыс. человек были переселены в организованном порядке или переселились самостоятельно. В ликвидации последствий аварии приняли участие более 200 тыс. человек.
    Воздействие радиации на население Алтайского края и Республики Алтай вызвано испытаниями ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в 1949-1962 годах.
    Последствия радиационных катастроф и инцидентов явились одним из факторов, обусловивших негативные тенденции в изменении медико-демографической ситуации в Челябинской, Свердловской, Курганской, Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, Алтайском крае и Республике Алтай.
    В Российской Федерации начиная с 1991 года государственная политика в области преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов осуществляется на законодательном уровне.
    Необходимость применения программно-целевого метода при решении данной проблемы обусловлена ее комплексностью, характеризующейся взаимосвязанностью и сложностью задач в области защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных катастроф и инцидентов (далее - подвергшиеся радиационному воздействию граждане), а также социально-экономической реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие радиационных катастроф и инцидентов (далее - загрязненные территории).
    На реализацию ряда федеральных целевых программ в 1992-2001 годах из федерального бюджета было выделено 3 895 млн. рублей капитальных вложений и 534 млн. рублей по статье прочие нужды (в ценах соответствующих лет). Кроме того, на эти цели выделялись средства из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
    Одним из приоритетных направлений реализации указанных программ являлось оказание государственной поддержки в целях реабилитации загрязненных территорий и их социально-экономического развития. Основным мероприятием по данному направлению было строительство объектов социальной сферы.
    За указанный период были введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 1 791,6 тыс. кв. метров, дошкольные учреждения на 4 535 мест, общеобразовательные школы на 30 787 ученических мест, больницы на 3 754 койки, поликлиники на 5 471 посещение в смену, клубы и дома культуры на 3 960 мест, газовые сети протяженностью 371,4 км. Проведена диспансеризация около 3 млн. подвергшихся радиационному воздействию граждан. В федеральных организациях здравоохранения получили консультативную помощь более 100 тыс. человек, амбулаторное лечение - более 60 тыс. человек, стационарное лечение - более 20 тыс. человек. В организациях здравоохранения субъектов Российской Федерации получили консультативную помощь более 70 тыс. человек, прошли амбулаторное и стационарное лечение около 200 тыс. человек.
    Были созданы медико-дозиметрические регистры подвергшихся радиационному воздействию граждан. Регистры функционируют как составная часть Национального радиационно-эпидемиологического регистра (далее - Национальный регистр) и являются информационной основой для оптимизации мер по защите пострадавшего населения и лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных катастроф и инцидентов, а также для организации медицинского обслуживания облученных граждан.
    К концу 2000 года исследованы на содержание радиоактивных веществ свыше 95 тыс. проб почвы, получена информация об уровнях радиоактивного загрязнения 12 тыс. населенных пунктов, расположенных на территориях 24 субъектов Российской Федерации.
    На основе этих обследований подготовлены и в 1993 году изданы карты загрязнения цезием-137, стронцием-90 и плутонием европейской части России (масштаб 1 : 500 000). В 1995 году изданы уточненные карты загрязнения Российской Федерации цезием-137 (масштаб 1 : 2 500 000). В 1998 году изданы Атлас радиоактивного загрязнения европейской части России, Белоруссии и Украины после аварии на ЧАЭС и Атлас загрязнения Европы цезием после чернобыльской аварии.
    Осуществлены мероприятия по реабилитации территорий, на которых ранее вводились ограничения на потребление продуктов питания местного производства и ведение хозяйственной деятельности, что позволило возвратить в сельскохозяйственный оборот десятки тысяч гектаров земель, возобновить на этих территориях экономическую деятельность. Почти на всех указанных территориях проводилось известкование кислых почв, внесение повышенных доз удобрений, коренное улучшение лугов и пастбищ. Меры, принятые в отношении большинства загрязненных территорий, позволили избежать получения растениеводческой продукции с содержанием радионуклидов свыше установленных нормативов (за исключением наиболее загрязненных районов Брянской и Калужской областей).
    В целях обеспечения устойчивого и безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) ведения лесного хозяйства проведено полное обследование и созданы карты-схемы радиоактивного загрязнения земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В Уральском регионе обследовано 80 процентов лесных земель на загрязненных территориях.
    Разработана система радиационного мониторинга лесов на загрязненных территориях, радиационного контроля древесины, отпускаемой на корню, и ресурсов побочного лесопользования, заготавливаемых в указанных лесах.
    Вместе с тем мероприятия указанных программ были выполнены не в полном объеме, так как их финансирование составило около 12 процентов, что обусловило необходимость разработки и принятия Программы.