Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 369. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 13.03.98 N СШ-6-05/174 "О ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ"

Дата документа13.03.1998
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПисьмо
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 13 марта 1998 г. N СШ-6-05/174

 

О ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 
    В соответствии с пунктом 7 Национального плана проверок налогоплательщиков на 1998 год, утвержденного Госналогслужбой России и согласованного с Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации направляется для практического применения в работе примерная Программа проверок соблюдения налогового законодательства страховыми организациями за 1997 год.
    Обобщенные материалы проверок просим представить в Управление налогообложения финансово - кредитных институтов до 20.05.98.
    Контактные телефоны: 200-19-53, 200-46-61, 200-18-02.
 

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
С.ШТАРЕВ

 
 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗА 1997 ГОД

 

1. Общие указания

 
    1.1. Во исполнение пункта 7 Национального плана проверок налогоплательщиков Государственной налоговой службы на 1998 год Государственным налоговым инспекциям субъектов Российской Федерации необходимо проверить соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками за 1997 год из расчета каждой госналогинспекцией, в том числе территориальной, в двух страховых организациях или филиалах, являющихся плательщиками налога на прибыль (далее - налогоплательщики).
    1.2. Периодом проверки, результаты которой должны быть направлены в Госналогслужбу России, является 1997 год.
    1.3. Основной целью проверки является выявление нарушений налогового законодательства страховыми организациями, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней.
    1.4. Информацию о результатах проверок следует представить в форме пояснительной записки и аналитических таблиц N N 1, 2, 3, 4, 5 (прилагаются). Если госналогинспекцией будет осуществляться проверка также за период, предшествовавший 1997 году, то в пояснительной записке следует отразить общую сумму доначислений в связи с выявленными нарушениями, в том числе в связи с нарушениями, выявленными за 1997 год.
    В приведенных примерах о допущенных нарушениях должны быть указаны название организации, номер и дата лицензии, описание нарушения, сумма заниженной налогооблагаемой базы, сумма доначислений в связи с данным нарушением и другая важная информация.
    В таблицах должны быть отражены данные только за 1997 год.
 

2. Указание по составлению пояснительной записки

 
    В пояснительной записке, составленной по результатам проведенных проверок, в каждом соответствующем разделе должно быть отражено следующее:
    2.1. Количество ГНИ, в которых состоит на налоговом учете проверяемая категория налогоплательщиков и количество ГНИ, которые проводили проверку.
    2.2. Состав страховых организаций - юридических лиц и филиалов - плательщиков налога на прибыль:
    В этой части необходимо указать общее количество налогоплательщиков на 01.01.97 и на 01.01.98. В этот показатель должны быть включены налогоплательщики - страховые организации (страховщики) и филиалы страховых организаций, имеющие баланс с конечным финансовым результатом и расчетный (текущий) счет, и получившие лицензию страхового надзора России на осуществление страховой деятельности.
    При этом следует иметь в виду, что в государственный реестр налогоплательщиков, который ведется каждой ГНИ, классификационный код "страхование" присваивается как страховым организациям, осуществляющим страховую деятельность в соответствии с лицензией органа страхового надзора России, так и другим организациям, к примеру, фондам обязательного медицинского страхования, фондам социального страхования. В состав проверенных страховых организаций должны быть включены страховые организации, которые осуществляют страховую деятельность на основании лицензии органа страхового надзора. В записке должно быть указано, сколько было проверено страховых организаций из числа состоящих на налоговом учете - юридических лиц и филиалов, какой удельный вес проверенных страховых организаций от общего числа состоящих на учете? Если наблюдается снижение количества налогоплательщиков, то следует указать основные причины сокращения. Необходимо также указать число налогоплательщиков, не осуществляющих страховую деятельность и не представляющих отчетность в налоговую инспекцию.
    2.3. Анализ доходов, полученных налогоплательщиками:
    При проверке страховой организации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
    - соответствие заключенных договоров страхования требованиям страхового законодательства и правилам страхования, на которые получена лицензия, в том числе наличие в договорах страхования страховой суммы, страхового платежа, порядок его уплаты, вступления договора страхования в силу, перечня страховых событий, порядка страховых выплат, имея ввиду, что страховыми могут быть выплаты по страховым событиям, предусмотренным условиями страхования по договорам страхования, заключенным в соответствии со страховым законодательством;
    - метод ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации. Порядок контроля за хозяйственными операциями;
    - правильность и полноту учета по счетам бухгалтерского учета поступивших страховых платежей (по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни), других доходов от страховой, инвестиционной и другой деятельности.
    Обращаем внимание на то, что порядок возврата страховым организациям Правил страхования, на основании которых была выдана лицензия, с отметкой Росстрахнадзора, введен в действие Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ с 29.06.94 и распространяется на документы, представленные на лицензирование в страховой надзор после 29.06.94.
    При проведении анализа основных показателей деятельности страховых организаций необходима полная и объективная характеристика состава полученных страховой организацией доходов. Доходы страховщика должны определяться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 491 и Планом счетов бухгалтерского учета страховой организации.
    Данная информация должна быть также представлена в аналитической таблице N 2 (прилагается). При этом должны быть проанализированы отдельно доходы страховщика, полученные от операций по страхованию жизни, по страхованию иному, чем страхование жизни, доходы, полученные от размещения средств резервов, а также доходы, полученные от прочей не запрещенной законом деятельности.
    В данном пункте пояснительной записки следует отметить, правильно ли страховщики определяют состав доходов, имеются ли факты занижения или завышения доходов, количество налогоплательщиков, допустивших данные нарушения. Привести соответствующие примеры и указать сумму заниженных или завышенных доходов.
    2.5. Анализ расходов, произведенных налогоплательщиками:
    При описании основных показателей расходных статей баланса страховых организаций необходимо указать общую сумму расходов, произведенных в проверяемом периоде. В таблице N 2 следует указать структуру расходов страховщика, привести примеры, когда суммы расходов, в том числе произведенные выплаты, превысили сумму доходов.
    Необходимо проанализировать состояние страховых резервов на 01.01.98 (резерв по страхованию жизни, резерв по страхованию иному, чем страхование жизни), обратив при этом внимание на правильность формирования резерва произошедших, но не заявленных убытков и других технических резервов. Также следует иметь в виду, что страховые организации должны формировать страховые резервы на основании Положения страховщика о порядке формирования страховых резервов, утвержденного страховым надзором.
    Следует обратить внимание также на правильность формирования и расходования средств резерва предупредительных мероприятий (РПМ). Отчисления в резерв предупредительных мероприятий должны производиться в размере, соответствующем проценту в структуре тарифа по видам страхования, утвержденного страховым надзором. Использование данного резерва может осуществляться в соответствии с примерным Положением о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, разработанным страховым надзором или Положением, согласованным со страховым надзором, если оно отличается от примерного Положения.