Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 942. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Ростехнадзора от 06.02.2014 N 42 (ред. от 28.04.2016 с изменениями, вступившими в силу с 10.06.2016) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ КАНАТНЫХ ДОРОГ И ФУНИКУЛЕРОВ"

Дата документа06.02.2014
Статус документаДействует
МеткиПриказ

    
    Зарегистрировано в Минюсте России 13 мая 2014 г. N 32252
    


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

 

ПРИКАЗ
от 6 февраля 2014 г. N 42

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ КАНАТНЫХ ДОРОГ И ФУНИКУЛЕРОВ"

 

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)

 
    В соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108), приказываю:
    1. Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров".
    2. Считать не подлежащим применению постановление Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 33 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации, 1999, регистрационный N 1816; Российская газета, N 120/1, 21 июня 2003 г.).
    3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.
 

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 6 февраля 2014 г. N 42

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ КАНАТНЫХ ДОРОГ И ФУНИКУЛЕРОВ"

 

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров" (далее - ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; 2010, N 31, ст. 4196, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108).
    2. Настоящие ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение несчастных случаев, аварий, инцидентов на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются пассажирские канатные дороги и фуникулеры (далее - КД).
    3. Настоящие ФНП устанавливают требования промышленной безопасности на всех этапах жизненного цикла КД.
    4. В настоящих ФНП использованы термины и определения, приведенные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также дополнительные термины, определения и сокращения, приведенные в приложении N 1 к настоящим ФНП.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    5. Действие настоящих ФНП распространяется на следующие КД:
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    а) пассажирские подвесные канатные дороги (далее - ППКД) - КД, подвижной состав которых поддерживается и приводится в движение одним или несколькими канатами:
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    маятниковые канатные дороги (далее - МКД) - КД, подвижной состав которых перемещается между станциями без смены стороны пути;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    канатные дороги с кольцевым движением - КД, подвижной состав которых движется по замкнутой траектории по обеим сторонам пути. В качестве подвижного состава используются кабины и/или кресла, которые в ходе работы не отцепляются или отцепляются от каната на станциях;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    б) буксировочные канатные дороги (далее - БКД), в том числе безопорные (далее - ББКД) - КД, на которых пассажиры на лыжах или другом снаряжении, определенном правилами пользования БКД (ББКД), перемещаются по снегу или другой поверхности с помощью буксировочных устройств, постоянно закрепленных на тяговом канате или отцепляемых на станциях;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    в) комбинированные канатные дороги (далее - ККД) - КД, совмещающие свойства подвесных и буксировочных;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    г) фуникулеры (далее - наземные канатные дороги, НКД) - КД, в том числе работающие в туннелях и на эстакадах, с ручным или автоматическим управлением, подвижной состав которых перемещается по направляющим и приводится в движение одним или несколькими тяговыми канатами.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    6. Действие настоящих ФНП не распространяется на:
    грузовые канатные дороги;
    стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, в том числе водные канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    паромы, приводимые в движение канатами.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    7. Оборудование КД, приобретаемое за рубежом, должно соответствовать требованиям настоящих ФНП.
    8. Техническая и эксплуатационная документация на КД должна быть выполнена на русском языке и соответствовать требованиям настоящих ФНП.
    9. КД, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих ФНП, подлежат экспертизе промышленной безопасности в следующих случаях:
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки КД, установленных организацией-изготовителем;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    при отсутствии в технической документации данных о сроке службы КД, если фактический срок ее службы превышает двадцать лет;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов КД, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых КД была повреждена.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    При отрицательном заключении экспертизы промышленной безопасности дальнейшая эксплуатация КД не допускается.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    10. Собственник (владелец) КД обеспечивает содержание КД в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации соответствующего обслуживания, ремонта, производственного контроля, технического освидетельствования и экспертизы промышленной безопасности КД.
    11. КД должны быть оснащены средствами (лестницы, площадки, проходы) для безопасного доступа ко всем зонам технического обслуживания. Части КД, где находится персонал, должны исключать скольжение, спотыкание или падение персонала на них или с них.
    12. На КД и ее элементах наносятся четкие и нестираемые надписи о видах опасности. Информационные знаки устанавливаются в местах КД, где существует угроза опасности. Опоры КД нумеруются по порядку, начиная с нижней опоры.
    13. Устройства аварийной остановки должны быть расположены в местах, доступных для обслуживающего персонала.
    14. Информирование пассажиров должно осуществляться и при отключенном питании КД. Установка системы информирования пассажиров на БКД и ББКД не требуется.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
 

II. Общие требования, предъявляемые к КД

 

Техническая документация КД

 
    15. Техническая документация КД (кроме ББКД) должна содержать:
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    основные технические данные о канатной дороге, параметры отдельных элементов КД (канаты, зажимы, натяжные устройства, приводы, подвижной состав, тормоза, трасса, нагрузки);
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    план и профиль КД с данными о всех пересечениях с другими КД, трассами и прочими транспортными и водными путями, линиями электропередачи и связи, нефте-, газо-, водопроводами;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    поперечные сечения (в масштабе 1:50 или 1:100) на станциях, трассе с указанием габаритов приближения при прохождении мимо построек и препятствий искусственного и естественного характера, находящихся в зонах безопасности;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    комплект чертежей узлов, оборудования, гидравлическую, пневматическую, электрическую схемы, включая системы энергоснабжения, управления, связи и сигнализации;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    техническое описание в случае отсутствия его в руководстве по эксплуатации;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    руководство по эксплуатации;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    паспорт (рекомендуемый образец паспорта ППКД и БКД приведен в приложении N 2 к настоящим ФНП, рекомендуемый образец паспорта НКД приведен в приложении N 3 к настоящим ФНП);
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    паспорта или сертификаты на механическое, электрическое оборудование и металлоконструкции;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    руководство по использованию аварийно-спасательного оборудования. Техническая документация ББКД должна содержать:
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    план и продольный профиль;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    паспорт КД (с указанием предельных параметров длины, перепада высот и производительности);
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    техническое описание в случае отсутствия его в руководстве по эксплуатации;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    руководство по эксплуатации;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    руководство по монтажу и демонтажу;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    паспорта или сертификаты на механическое, электрическое оборудование и металлоконструкции.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    16. Техническая документация КД дополнительно должна содержать для:
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    НКД - расчет несущих конструкций и основания трассы, значения усилий натяжения каната, опорных усилий прилегания тягового каната на поддерживающих конструкциях, а также габарита приближения строений, хода натяжного груза или штока гидравлического цилиндра (в случае их наличия), максимальной мощности привода и требуемого тормозного усилия, а также гарантированного восприятия окружного усилия;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    ППКД - расчет продольного профиля, усилий натяжения канатов, значения углов наклона канатов и опорных усилий прилегания на поддерживающих конструкциях, а также габарита приближения строений, провесов, хода натяжного груза или гидроцилиндра, максимальной мощности привода, требуемого тормозного усилия, а также гарантированного восприятия окружного усилия;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    БКД - расчет продольного профиля, усилий натяжения каната, значения углов наклона каната и опорных усилий прилегания каната на поддерживающих конструкциях, а также габарита приближения строений, провесов, хода натяжного груза или гидроцилиндра, максимальной мощности привода и требуемого тормозного усилия, а также гарантированного восприятия окружного усилия.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    17. Руководство (руководства) по эксплуатации, разработанное (разработанные) организацией - изготовителем КД (дубликат (дубликаты) руководства (руководств) по эксплуатации, представленный (представленные) организацией - изготовителем КД) или в случае ее отсутствия специализированной организацией, должно включать:
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    идентификационные данные рабочей документации КД;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    наименование, тип КД;
    наименование организации-изготовителя КД;
    назначение и технические характеристики;
    указания по наладке, регулировке, техническому обслуживанию и ремонту;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    порядок проведения испытаний, проверок и их периодичности;
    правила эксплуатации КД;
    меры по обеспечению безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании, всех видах ремонта, ревизии, диагностировании, испытаниях;
    назначенные показатели в зависимости от конструктивных особенностей - срок службы или ресурс канатной дороги;
    перечень возможных неисправностей, отказов и способы их устранения;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    сведения о быстроизнашиваемых деталях и критериях их замены;
    требования к персоналу;
    указания по использованию и меры по обеспечению безопасности при перевозке пассажиров.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    сведения о спасательном оборудовании, которое должно входить в комплект КД и способах его применения (кроме БКД и ББКД).
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
 

Трасса, зоны безопасности

 
    18. Расположение трассы КД должно обеспечивать безопасность пассажиров, персонала и третьих лиц во время эксплуатации КД и при ее остановке.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    19. Расположение трассы КД должно учитывать:
    особенности ландшафта, в том числе с точки зрения проведения спасательных работ;
    опасности природного характера.
 

Дополнительные требования к трассе НКД

 
    20. Прокладку трассы НКД необходимо выбирать с учетом:
    бокового ускорения;
    надежности прохождения каната по роликам;
    равномерного распределения нагрузки на колеса;
    характеристик подвижного состава;
    диапазона досягаемости рукой пассажира.
    Диапазон досягаемости рукой пассажира составляет:
    1 м - при полностью открывающихся окнах и в открытых вагонах;
    0,2 м - для откидывающихся окон, открывающихся на 0,2 м, причем нижняя кромка открытого окна должна находиться на высоте не менее чем 1,8 м от пола кабины;
    0,5 м - для откидывающихся окон, открывающихся на 0,2 м, причем нижняя кромка открытого окна должна находиться на высоте не менее чем 1,5 м от пола кабины.
    21. Коэффициент устойчивости подвижного состава во всех направлениях с учетом наиболее неблагоприятного действия на него нагрузок должен быть не менее:
    2,0 - с учетом силы ветра при движении подвижного состава;
    1,4 - с учетом силы ветра в нерабочем состоянии и при открытых станциях.
    22. Максимальный продольный уклон пола вагона относительно горизонтали не должен превышать +/- 11°30'. При этом максимальный фактический продольный уклон рельсового пути относительно горизонтали не должен превышать +/- 60°.
    23. При определении длины участка разъезда учитываются:
    тормозной путь вагона, идущего к нижней станции после срабатывания колодочного тормоза вследствие возникновения слабины каната;
    тормозной путь вагона, идущего к верхней станции, вследствие движения по инерции с последующим освобождением колодочных тормозов из-за возникновения слабины каната, изменения направления движения (если такое происходит) и/или превышения скорости.
    24. Радиус поворота пути на линии вне зон разъезда и приближения к станциям должен составлять не менее 50 м.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    25. Динамические габариты, определяемые габаритами подвижного состава, составляют +/- 0,05 м.
    26. Боковое ускорение не должно превышать 0,65 м/с2. В рабочем режиме движения ускорение/замедление не должно превышать 0,35 м/с2.
    27. В аварийном режиме замедление не должно превышать 3,2 м/с2.
 

Дополнительные требования к трассе ППКД

 
    28. ППКД в плане должна быть прямолинейна. Разрешается отклонение каната на опоре в плане не более:
    для несущих канатов - 17';
    для несуще-тяговых канатов - 30'.
    29. При горизонтальном смещении канатов вследствие ветровых нагрузок учитывается влияние на длине пролета скоростного (динамического) давления:
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    не менее 0,2 кН/м2 - в рабочем режиме дороги;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    не менее 1,2 кН/м2 - в нерабочем режиме.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    30. При равномерном движении груженого подвижного состава следует учитывать добавочную величину провеса каната для:
    несущих канатов -10%;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    тяговых и несуще-тяговых канатов - 20 %.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    31. Максимальные значения углов поперечного раскачивания подвижного состава должны составлять для закрытых кабин и открытого подвижного состава без пассажиров - 19°30'. В случае установки на линейном оборудовании направляющих это значение может быть уменьшено:
    без проводника и скоростью движения более 5 м/с - до 14°20';
    без проводника и скоростью движения до 5 м/с - до 11°30'.
    32. Максимальное значение угла поперечного раскачивания для кабин с проводником и кабин, оснащенных дистанционным управлением, с помощью которого можно остановить дорогу или регулировать скорость движения, составляет:
    при скорости больше 7 м/с - 8°35';
    при скорости меньше или равной 7 м/с - 6°50'.
    33. Максимальное значение угла поперечного раскачивания для груженых открытых кабин и кресел с учетом диапазона досягаемости рукой, ногой пассажира и лыжами - 11°30'.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    34. Максимальное значение угла продольного раскачивания подвижного состава для:
    кольцевых и маятниковых КД на трассе - 19°30'.
    маятниковых КД на станциях - 8°35'.
    35. Диапазон досягаемости рукой, ногой, лыжами:
    диапазон досягаемости рукой составляет для закрытых кабин (вагонов):
    1 м - при всех открытых окнах;
    0,2 м для откидывающихся окон, открывающихся на 0,2 м, причем нижняя кромка открытого окна должна находиться выше пола кабины на 1,8 м;
    0,5 м для откидывающихся окон, открывающихся на 0,2 м, причем нижняя кромка открытого окна должна находиться выше пола кабины на 1,5 м;
    у открытых кабин и кресел диапазон досягаемости рукой составляет 1 м со всех сторон и на высоте от поверхности сиденья кресла 1 м;
    на дорогах с перевозкой пассажиров в кабинах стоя диапазон досягаемости рукой составляет 1 м со всех сторон кабины;
    диапазон досягаемости лыжами находится ниже уровня сидения на 0,5 м и параллельно ему. Длина зоны для лыж составляет 1 м по ходу движения дороги и столько же в обратном направлении.
    36. Колея ППКД принимается из расчета того, чтобы при отклонении кресел (кабин) внутрь колеи на 11°30' между ними было расстояние не менее:
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    для одноканатных дорог с кольцевым движением отцепляемого и неотцепляемого подвижного состава:
    в пролете длиной до 200 м - 1 м;
    в пролете длиной более 200 м - 1 м + 0,2 м на каждые дополнительные (полные или неполные) 100 м;
    для двухканатных дорог с кольцевым движением отцепляемого подвижного состава и с маятниковым движением:
    в пролете длиной до 300 м - 1 м;
    в пролете длиной более 300 м - 1 м + 0,2 м на каждые дополнительные (полные или неполные) 100 м.
 

Дополнительные требования к трассе БКД и ББКД

 
    37. Буксировочная дорожка должна располагаться так, чтобы в случае длительной остановки дороги или падения пассажира на буксировочной дорожке все пассажиры могли самостоятельно быстро покинуть линию подъема (буксировочную дорожку).
    38. Длина ББКД в плане не должна превышать 400 м и вся буксировочная дорожка должна быть видна с конечных станций.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    39. Продольный уклон буксировочной дорожки не должен превышать следующих значений:
    для ББКД:
    у шкивов - 14°;
    на линии - 22°;
    для БКД:
    с двухместными буксировочными устройствами - 26°;
    с одноместными буксировочными устройствами - 30°.
    Продольный уклон на отдельных участках БКД с двухместными буксировочными устройствами может быть увеличен до 30°, если до и после таких участков расположены пологие участки с уклоном до 20° длиной равной длине участка с увеличенным продольным уклоном.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    40. Поперечный уклон буксировочной дорожки не допускается.
    41. Ширина буксировочной дорожки должна быть не менее:
    у двухместных БКД - 2,5 м;
    у одноместных БКД - 2 м.
    Эту ширину необходимо увеличивать на мостах и во впадинах на 0,5 м.
    42. Максимальное значение угла поперечного раскачивания буксировочных устройств не должно превышать 11°30'.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    43. Узел соединения буксировочного устройства с тяговым канатом должен иметь упоры, ограничивающие продольное качание жесткой части устройства на угол +/- 80° от вертикали.
 

Зоны безопасности КД

 
    44. При определении габаритов КД должны учитываться отклонения, провесы канатов и подвижного состава под действием ветровой нагрузки при работе дороги, а также провесы и отклонения несущих, несуще-тяговых, тяговых и других канатов при остановленной дороге и воздействии нормативной ветровой нагрузки в месте размещения КД.
    45. При определении низших точек КД к расчетной величине статического провеса должна добавляться составляющая, учитывающая динамический характер нагрузок при ее работе. За указанную составляющую принимается наибольшая из следующих величин:
    10 % наибольшего провеса несущего каната в данной точке;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    20 % наибольшего провеса тягового или несуще-тягового каната в данной точке.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    46. Безопасное расстояние до строений одной КД (зона безопасности) не должно пересекаться с зоной безопасности другой КД, транспортного пути или с местом прохождения линии электропередач.
    47. При прохождении КД в лесистой местности необходимо исключить возможность падения деревьев на линию КД, ее элементы, оборудование и подвижной состав. Просека под линией канатной дороги должна быть освобождена от лесонасаждений и иметь ширину не менее колеи КД с учетом поперечных колебаний канатов и подвижного состава. Исключения составляют случаи, когда проектом КД не предусмотрена вертикальная эвакуация пассажиров с подвижного состава.
    48. Все пересечения КД или параллельное следование с ней железных дорог, линий электропередач, рек, каналов и других водных препятствий, шоссе, прокладка дороги над сооружениями, а также установка опор и станций КД вблизи аэродрома должны быть согласованы на стадии проектирования КД.
    49. Прохождение трассы КД над территорией детских дошкольных и образовательных организаций запрещено.
    50. При пересечении и сближении высоковольтной линии (далее - ВЛ) электропередачи с ППКД такие сближения и пересечения должны быть согласованы с владельцем ВЛ, а также должны быть выполнены следующие требования:
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    расстояние от подвижных частей ППКД до опор ВЛ не должно быть меньше 4 м;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    угол пересечения в плане линии ППКД и линии ВЛ не должен быть меньше 15°;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    расстояние от проводов ВЛ до элементов ППКД, учитывая все отклонения проводов ВЛ и элементов ППКД в метрах, должно быть не меньше 1,5 + 0,015U, где U - номинальное напряжение ВЛ;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    ВЛ напряжением до 1 кВ должна проходить под ППКД, при этом ППКД должна иметь снизу мостки и/или сетки для ограждения проводов ВЛ;
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    провода ВЛ напряжением свыше 1 кВ должны располагаться над ППКД и иметь заземленные защитные устройства, предотвращающие падение проводов на элементы ППКД. В исключительных случаях допускается прохождение ВЛ до 220 кВ под 1111КД, которые должны иметь мостки для ограждения проводов ВЛ. Крепление мостков на опорах ВЛ не допускается.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
 

Дополнительные требования к зонам безопасности НКД

 
    51. Минимальный габарит от зон досягаемости рукой до препятствий по горизонтали и вертикали, а также между зонами досягаемости рукой движущихся навстречу вагонов должен составлять 0,1 м.
    52. Проходы для персонала и эвакуации пассажиров вдоль трассы должны иметь ширину не менее 0,6 м и высоту не менее 2,0 м.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    Переезды и пешеходные переходы, пересекающиеся с трассой, должны располагаться на разных уровнях с рельсовым путем, направляющими или эстакадой фуникулера.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
 

Дополнительные требования к зонам безопасности ППКД

 
    53. На станциях кресельных канатных дорог боковое безопасное расстояние между свободно висящим креслом без пассажиров и неподвижными деталями ППКД на уровне сиденья должно составлять:
    со стороны оси дороги - не менее 0,8 м от края кресла;
    снаружи - не менее 1 м от края кресла.
    Если поперечное раскачивание кресел на станциях ограничивается направляющими, то безопасное расстояние со стороны оси дороги может быть снижено до 0,6 м.
    54. При установке направляющих подвижного состава ППКД необходимо соблюдать следующие требования:
    направляющие не должны наносить повреждения канатам с учетом продольного раскачивания подвижного состава;
    направляющие на линейном оборудовании трассы устанавливают для ограничения поперечного раскачивания закрытых вагонов (кабин) вне диапазона досягаемости рукой и на высоте нахождения центра тяжести вагона (кабины);
    направляющие на станциях или в непосредственной близости от них необходимо устанавливать вне диапазона досягаемости рукой;
    направляющие на станциях должны быть установлены таким образом, чтобы кабины при продольных колебаниях 14°20' и одновременных поперечных колебаниях 14°20' не могли соприкасаться;
    направляющие на станциях устанавливают для ограничения поперечного раскачивания кресел на 28°30';
    направляющие на опорах и направляющие планки на кабинах необходимо располагать так, чтобы обеспечить безопасное движение кабин при одновременных продольных колебаниях на 19°30' и поперечных колебаниях на 11°30'. У подвесных канатных дорог с двумя несущими канатами поперечное раскачивание уменьшают до 9°45'.
    55. Ко всем сооружениям ППКД должны быть предусмотрены подходы либо подъезды.
    56. Расстояние по вертикали от низшей точки подвижного состава ППКД до земли должно быть не менее:
    3 м - с учетом снежного покрова в тех местах, где возможно присутствие людей;
    2 м - с учетом снежного покрова в тех местах, где исключается присутствие людей.
    Расстояние по вертикали от низшей точки подвижного состава ППКД должно быть не менее:
    1,5 м - до верха деревьев;
    2 м - до высшей точки здания или сооружения, находящегося под трассой ППКД, а также до верха железнодорожного, автодорожного или судоходного габарита.
    57. Максимальное расстояние от низшей точки подвижного состава до земли для ППКД с закрытым подвижным составом не должно превышать 30 м. Расстояние до земли может быть увеличено до 60 м, если в этом пролете находятся не более 5 кабин на каждой ветви каната.
    58. В случае когда эвакуацию пассажиров предусмотрено проводить путем перемещения подвижного состава либо при помощи специального устройства путем его продвижения по канату, разрешается неограниченное увеличение расстояния по вертикали от низшей точки подвижного состава до поверхности земли или водной поверхности на отдельных участках трассы.
    59. Максимальное расстояние по вертикали от низа подвижного состава до земли или водной поверхности для ППКД с открытым подвижным составом не должно превышать 18 м.
    На участках протяженностью не более 1/3 длины пролета ППКД с открытым подвижным составом разрешается увеличение не более чем на 10 м от максимального расстояния по вертикали от низа подвижного состава до земли или водной поверхности.
 

Дополнительные требования к зонам безопасности БКД

 
    60. Приближение строений или естественных препятствий к внешним габаритам БКД должно составлять не менее 2 м.
    61. Естественные препятствия, которые могут представлять опасность для пассажиров, должны быть ограждены.
    62. Если буксировочная дорожка проходит рядом с местом катания лыжников, то буксировочную дорожку необходимо обозначить (выделить).
    63. В случае параллельного прохождения двух БКД, когда оба тяговых каната со стороны подъема проходят рядом друг с другом, минимальное расстояние между буксировочными дорожками должно составлять 3,2 м.
    При параллельном прохождении БКД и ББКД минимальное расстояние между буксировочными дорожками должно составлять 15 м.
    64. Пересечение лыжной дорожки с трассой для катания на одном уровне запрещено.
    65. При прохождении буксировочной дорожки через мост ее ограждают с обеих сторон перилами, минимальная высота которых должна быть на один метр выше снежного покрова.
    66. Высота прохождения тягового каната у БКД с барабанными буксировочными устройствами должна обеспечить прохождение опорных тарелок и траверс на расстоянии не менее 2,3 м над поверхностью снежного покрова по всей длине трассы.
    67. Угол между вытянутым вытяжным канатом и нормалью должен оставаться не менее 17° при всех условиях эксплуатации.
    68. У БКД с буксировочными устройствами штангового типа расстояние от тягового каната до снежного покрова не должно превышать длины буксировочного устройства с нагрузкой на опорную тарелку или траверсу - 200 Н.
    69. На ББКД канат на стороне подъема должен проходить на одинаковой высоте по всей длине трассы.
 

Проходы и рабочие зоны

 

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)

 
    70. Движущиеся и вращающиеся части КД, находящиеся в зонах, где могут находиться пассажиры, а также в зонах площадок обслуживания, должны быть оборудованы защитными устройствами.
    71. Помещение оператора и другие помещения, в которых персонал осуществляет контроль эксплуатации КД, должны быть расположены так, чтобы были видны зоны входов и выходов, у кресельных канатных дорог - зоны стабилизации, зоны безопасности и приближения, у дорог с отцепляемыми зажимами - также зоны посадки-высадки.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    72. Проходы для пассажиров и персонала должны быть безопасными при любых погодных условиях.
    Проходы для пассажиров и персонала, используемые пешеходами, не должны иметь уклон более 5°. При большем уклоне они должны быть оборудованы лестницами.
    73. Проходы для пассажиров, за исключением зон посадки-высадки, должны быть расположены за пределами зон безопасности.
    74. Высота проходов для пассажиров под транспортными путями и рабочими зонами должна быть не менее 2,5 м.
    На рабочих площадках обслуживания подвижного состава и в местах расположения проходов для персонала, где нависают детали конструкции, достаточно прохода высотой 2 м. Эти детали конструкции должны быть обозначены (выделены) и освещены.
    75. Минимальная ширина проходов для пассажиров должна соответствовать пропускной способности дороги и быть не менее 1,25 м.
    Контрольные зоны для предъявления проездных документов и входы для КД с креслами и БКД должны быть шириной не менее 0,6 м.
    76. Для доступа пассажиров в креслах-каталках подъездные пути должны быть оборудованы:
    полом с горизонтальной поверхностью или поверхностью с уклоном не более 3°, исключающим скольжение кресел-каталок;
    пандусом с уклоном до 5° с горизонтальными площадками длиной 1,5 м через каждые 10 м;
    лестничными площадками для изменения направления движения кресел-каталок;
    порогами высотой не более 0,02 м.
    проходами в контрольных зонах для предъявления проездных документов и входами для КД шириной не менее 0,9 м.
    77. Проходы и площадки, которые находятся выше уровня земли, должны быть ограждены перилами высотой не менее 1 м и сплошным ограждением по низу на высоту не менее 0,1 м.
    78. На станциях, расположенных горизонтально, на которых пассажиры производят посадку и высадку, расстояние по горизонтали между подвижным составом (кабины и вагоны) и краем платформы должно составлять не более 0,05 м.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    79. У КД с креслами расстояние между поверхностью земли и сиденьем в зонах посадки-высадки должно составлять при статической нагрузке 500 ± 50 мм, расстояние измеряют от середины передней кромки сиденья. При измерении учитывают высоту снежного покрова.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    Высота от пола станции по вертикали должна позволять прохождение груженого кресла КД с опущенной подножкой.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    Угол поперечного уклона сиденья при односторонней статической нагрузке в зоне посадки-высадки не должен превышать 5°.
    80. Для предотвращения травмирования персонала со стороны буксировочных устройств, натяжного груза или других подвижных частей, механизмов и элементов БКД при их неконтролируемом движении в зонах станций БКД должны быть установлены ограждения.
 

Зоны посадки и высадки кресельных КД

 
    81. Зоны посадки на КД с креслами рекомендуется устраивать в соответствии с параметрами, изображенными на рисунке 1.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
 

 

Рисунок 1. Зоны посадки на кресельных КД
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)

 
    1 - зона посадки; 2 - зона стабилизации; 3 - зона безопасности; 4 - защитная сетка; 5 - зона безопасных расстояний до земли; 6 - путь, который проходит кресло при остановке дороги рабочим тормозом; E - точка посадки; S - линия прохождения сидений кресел.
 
    82. Посадочные площадки КД с креслами выполняются горизонтальными.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    Длина зоны посадки пешеходов и лыжников составляет от 2,5 до 3,5 м. Расстояние от начала зоны посадки до точки посадки Е составляет не более 1/3 длины зоны посадки.
    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
    Начало посадочной площадки у КД с креслами с неотцепляемыми зажимами располагается на участке после объезда шкива креслами. В конце площадки должны располагаться зоны стабилизации и безопасности согласно рисунку 1.