Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 806. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.09.96 N 1098 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОТХОДЫ"

Дата документа13.09.1996
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 1996 г. N 1098

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОТХОДЫ"

 
    В целях предотвращения загрязнения окружающей природной среды и повышения эффективности использования бытовых и производственных отходов Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Отходы" (далее именуется - Программа), содержащую мероприятия на 1996-2000 годы.
    2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.
    Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды решить в установленном порядке вопрос о передаче части функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых реализуются мероприятия Программы.
    3. Министерству экономики Российский Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета начиная с 1997 года.
    4. Министерству экономики Российский Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по науке и технологиям и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федеральной инвестиционной программы и федерального бюджета на 1997 и последующие годы предусматривать в установленном порядке выделение средств из федерального бюджета для осуществления намеченных Программой мероприятий.
    5. Принять к сведению, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся мероприятия Программы, согласовано выделение не менее 84 процентов средств, необходимых для ее реализации, из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, городов, районов, а также из внебюджетных источников.
    6. Признать утратившим силу c 1 января 1997 г. постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 216первоочередных мероприятиях на 1996-1998 годы по решению проблемы отходов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1111).
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

 
 

Утверждена
Постановлением Правительства РФ
от 13 сентября 1996 г. N 1098

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОТХОДЫ"

 

Паспорт
Федеральной целевой программы "Отходы"

 

Наименование Программы федеральная целевая программа "Отходы"
Основание для разработки Программы постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы"
Государственный заказчик Программы Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды
Основные разработчики Программы научные организации Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства строительства Российской Федерации, других министерств и ведомств, Российской академии наук, Российской академии естественных наук
Цели и задачи Программы концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами; создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот; организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов; создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов; реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы накопленных в стране отходов
Сроки и этапы реализации Программы 1996 - 2000 годы: 1 этап - 1996 - 1998 годы; 2 этап - 1999 - 2000 годы
Перечень подпрограмм и основных мероприятий мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы; мероприятия по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, промышленные предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности
Объемы и источники финансирования общий объем финансирования - 2744,5 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе за счет средств: федерального бюджета - 439,1 млрд. рублей; бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 477,4 млрд. рублей; Федерального экологического фонда Российской Федерации - 88,3 млрд. рублей; региональных и местных экологических фондов - 157 млрд. рублей; средств предприятий и привлеченных ими средств - 1582,7 млрд. рублей. По направлениям затрат: капитальные вложения - 2722,2 млрд. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 22,3 млрд. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения; новые технологии по переработке и обезвреживанию для 16 видов отходов; уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; увеличение ресурсно-сырьевого потенциала страны и объема производимой товарной продукции; производство более 40 видов пользующейся спросом товарной продукции, изготовленной из (или с применением) отходов, объемом 10 млн. тонн ежегодно, в том числе черных, цветных, редких металлов и их соединений, строительных материалов, органических удобрений и других; прибыль от реализации продукции в объеме 693, 6 млрд. рублей в год начиная с 2000 года; предотвращенный экологический ущерб в объеме 2013 млрд. рублей в год
Система контроля за исполнением Программы контроль за исполнением Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды. Текущее управление мероприятиями осуществляет дирекция Программы, формируемая Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды. При дирекции создается наблюдательный совет, включающий представителей заинтересованных органов исполнительной власти

    

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

 
    Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.
    Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6 процента. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. тонн.
    Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.
    Неиспользуемые отходы - это миллиарды тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов, многими видами которых страна практически уже не располагает.
    До настоящего времени не завершена разработка эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами. Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду.
    Мероприятия, включенные в Программу, представляют собой научно-технические мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами и развитию системы управления в сфере обращения с отходами, а также мероприятия по строительству пилотных (опытно-промышленных, экспериментальных, демонстрационных) установок, реализация которых требует системной увязки их по срокам, ресурсам, исполнителям и формам управления и позволит отработать технологические, организационные и экономические аспекты решения проблемы отходов в стране. В дальнейшем предполагается тиражирование предприятиями технологии и техники, отработанных на реализуемых в рамках Программы пилотных проектах.
    Создание современной нормативной и технологической базы для формирования и реализации эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами требует программного метода на федеральном уровне при решении этой проблемы, имеющей особую значимость для функционирования экономики в целом, отдельных ее отраслей и регионов, для социального развития и условий проживания населения.
 

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

 
    Основными целями федеральной целевой программы "Отходы" являются создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
    К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:
    организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;
    создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;
    реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап крупномасштабного решения проблемы накопленных в стране отходов и технического перевооружения производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
    Реализация Программы рассчитана на 1996-2000 годы. Сроки реализации мероприятий в зависимости от их масштабности и подготовленности устанавливаются от 1 до 5 лет.
    По каждому мероприятию определены этапы реализации, которые предусматривают предпроектные проработки, разработку технологической документации, выполнение проектов, изготовление и закупку оборудования, строительно-монтажные работы (новое строительство, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение), освоение производства и выход на проектную мощность.
    В целях принятия неотложных мер по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности использования отходов в Программе определены первоочередные мероприятия на 1996 - 1998 годы.
    Первоочередные мероприятия отличаются:
    наибольшей экономической эффективностью достижения эколого-экономических и социальных результатов;
    проработанностью технических решений и ожидаемыми позитивными результатами их осуществления;
    выходом на проектную мощность в основном в сроки от 1 до 3 лет;
    наибольшей подготовленностью к последующему тиражированию.
    Реализация первоочередных мероприятий позволит решить в 1996 - 1998 годах значительную часть поставленных в Программе задач. На первоочередных мероприятиях концентрируются финансовые, материальные и другие ресурсы, а также организационная поддержка федеральных и региональных органов государственного управления и местного самоуправления.
 

3. Система программных мероприятий

 
    Программные мероприятия сформированы на основе предложений отраслевых министерств и ведомств, территориальных органов исполнительной власти и природоохранных органов, исследований и разработок научных и проектных организаций.
    Программные мероприятия представлены по следующим направлениям:
    мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы (приложение N 1);
    мероприятия по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов (приложение N 2).
    Мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы включают в себя разработку и совершенствование технологий по обращению с отходами и нормативно-правовых актов, необходимых для развития федеральной системы управления в сфере обращения с отходами.
    Мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами включают в себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание или совершенствование технологий комплексной переработки отходов на более высоком техническом уровне и прогрессивных ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
    Мероприятия, направленные на развитие федеральной системы управления в сфере обращения с отходами, включают в себя разработку документов по правовому регулированию и нормативно-методическому обеспечению обращения с отходами, по экономическому механизму управления отходами, создание систем информационного обеспечения управления отходами и мониторинга влияния отходов на окружающую среду, разработку учебно-методической документации для подготовки и переподготовки специалистов по обращению с отходами.
    Одной из задач Программы, направленной на сокращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и улучшение ресурсообеспечения экономики, является реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию ряда видов твердых отходов, а также отходов, улавливаемых средозащитными сооружениями в процессе очистки сбросов в водные объекты и выбросов в атмосферу. Перечень отходов, являющихся объектами пилотных проектов, включает: ртутьсодержащие отходы, мышьяксодержащие отходы, отходы гальванического производства, отходы хроматного производства, шламы и пыли металлообработки, фосфогипс, золошлаковые отходы, нефелиновые хвосты, отходы углеобогащения, древесные отходы, отходы целлюлозно-бумажной промышленности, отходы сельскохозяйственного производства (включая ядохимикаты), медицинские отходы, твердые бытовые отходы, осадки городских и промышленных сточных вод, отходы добычи и переработки горнорудного сырья.
    Практически все отходы из приведенной выше номенклатуры являются токсичными (не ниже III класса опасности), средний уровень использования этих отходов не превышает 10-12 процентов. Таким образом, около 90 процентов образующихся отходов этой номенклатуры поступают в окружающую природную среду и являются мощнейшим фактором ее загрязнения. Потери земельных площадей под складирование таких отходов на свалках, в отвалах, хвосто- и шламохранилищах составляют сотни тысяч га.
    Ресурсная ценность перечисленных выше отходов подтверждена технико-экономическими исследованиями и практическими результатами, полученными на основе их опытной переработки.
    При включении пилотных проектов в состав программных мероприятий учитывались следующие показатели: наличие апробированных технологий и оборудования для переработки и обезвреживания отходов; наличие производственных площадей и мощностей соответствующей инфраструктуры, а также финансовых и материальных ресурсов у предприятия; готовность региональных и местных органов власти оказать финансовую и организационную поддержку реализации пилотного проекта.
 

4. Ресурсное обеспечение Программы

 
    Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, Федерального экологического фонда Российской Федерации, региональных и местных экологических фондов, средств предприятий и привлеченных ими средств.
    В целом для реализация Программы в 1996-2000 годах требуется финансирование в объеме 2744,5 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе за счет средств федерального бюджета - 439,1 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 477,4 млрд. рублей, средств Федерального экологического фонда Российской Федерации - 88,3 млрд. рублей, региональных и местных экологических фондов - 157 млрд. рублей, предприятий и привлеченных ими средств - 1582,7 млрд. рублей.
    Объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет в 1997-2000 годах 22,3 млрд. рублей.
    Объем финансирования пилотных проектов по внедрению технологий обезвреживания и переработки отходов - 2722,2 млрд. рублей.
    В таблице приведены объемы капитальных вложений на реализацию пилотных проектов по субъектам Российской Федерации.
    Выделение средств из федерального бюджета по ряду мероприятий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе".
    Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета.
 

Таблица

 

Объемы
капитальных вложений на реализацию пилотных проектов
по субъектам Российской Федерации

 

Наименование региона Объем финансирования на весь период реализации (млрд. рублей, в ценах 1996 года)
всего в том числе по источникам финансирования
федеральный бюджет бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты Федеральный экологический фонд Российской Федерации, региональные и местные экологические фонды средства предприятий и привлеченные ими средства
Республика Башкортостан 24,4 2,5 2,7 3,6 15,6
Республика Карелия 3,5 0,4 0,5  2,6
Республика Мордовия 45 5,6 10,5 8,4 20,5
Чувашская Республика 15,6 2,2 2,1 4,7 6,6
Алтайский край 90 12 49 9 20
Краснодарский край 22,6 6,8 0,6 1,2 14
Красноярский край 33,6 3,1 4,6 2,2 23,7
Архангельская область 106 17 6 3 80
Владимирская область 32 10 9 6 7
Волгоградская область 23 4,8 2,8 5,9 9,5
Вологодская область 25,2 5,8 2,3 3,4 13,7
Воронежская область 66,4 12 14 10 30,4
Калужская область 232,8 28,9 37,1 15 151,8
Кемеровская область 48 7 7,1 2,4 31,5
Костромская область 50 7,5 20 2,5 20
Ленинградская область 109,3 14,3 16 9,3 69,7
Московская область 88,7 20,5 30 8,9 29,3
Мурманская область 274,4 38 36 9 191,4
Нижегородская область 57,6 12,1 6 13,1 26,4
Новосибирская область 2,1 0,3 0,3 0,3 1,2
Пермская область 204,4 31,7 31,7 9,8 131,2
Псковская область 43 6,4 6,4 2,8 27,4
Рязанская область 30,6 4,2 13,5 4,3 8,6
Самарская область 485 72,3 88,9 36 287,8
Саратовская область 174 23,8 22,4 5,6 122,2
Свердловская область 31,8 4,9 4,5 3,9 18,5
Тверская область 100,6 12,6 29,4 12,6 46
Томская область 185,8 29,3 23,3 28 105,2
Тульская область 64,6 6,1 6,5 6,7 45,3
Тюменская область 3,2 0,2 0,5  2,5
Челябинская область 23,2 3,9 2,3 3,7 13,3
г. Москва 25,8 4,6 10,4 7,6 3,2
Итого 2722,2 416,8 477,4 245,3 582,7

 

5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом
ее выполнения

 
    Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, который в случае необходимости в установленном порядке может передавать осуществление части функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия Программы.
    Мероприятия Программы, связанные с реализацией пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов, реализуются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
    Текущее управление Программой осуществляется дирекцией, формируемой государственным заказчиком.
    Для координации и контроля выполнения Программы учреждается наблюдательный совет, в состав которого войдут специалисты Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Министерства строительства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства оборонной промышленности Российской Федерации, Министерства промышленности Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологиям, других заинтересованных министерств и ведомств, а также представители субъектов Российской Федерации, научных, финансовых и общественных организаций.
    На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования указанной Программы и направляет их в Министерство экономики Российской Федерации.
    Государственный заказчик Программы заключает договоры с учетом выделенных лимитов с субъектами Российской Федерации, местными органами власти, Федеральным экологическим фондом Российской Федерации, региональными и местными экологическими фондами и предприятиями.
    Источником финансирования мероприятий Программы могут быть целевые кредиты коммерческих банков, предоставляемые под государственные гарантии.
    Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональных природоохранных органов организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом главное внимание уделяется срокам и объемам выполнения программных мероприятий и заданий, целевому и эффективному использованию выделенных средств.
    По результатам экспертных проверок подготавливается заключение и предложения о продолжении работ и финансировании Программы, о продлении сроков и по другим вопросам реализации мероприятий Программы.
    Государственный заказчик Программы ежегодно направляет в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе реализации мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
 

6. Оценка ожидаемой эффективности, экологических
и социально-экономических последствий от реализации Программы

 
    Результаты реализации Программы должны обеспечить: создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; увеличение ресурсно-сырьевого потенциала страны и объема производимой товарной продукции; создание и отработку эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов, эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения.
    Эколого- и социально-экономическими результатами проведения совокупности программных мероприятий являются: снижение на 20-30 процентов негативного воздействия отходов на окружающую среду в районах осуществления пилотных проектов переработки и обезвреживания отходов; сокращение отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов после реализации пилотных проектов; экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл; накопление опыта для тиражирования проектов с целью вовлечения в процессы использования и обезвреживания образующихся и накопленных отходов; создание рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; насыщение рынка пользующимися спросом товарами, изготовленными из (или с применением) отходов.
    В результате реализации пилотных проектов будет перерабатываться более 55 млн. тонн в год отходов и производиться более 40 видов товарной продукции различного назначения. Всего будет получено более 10 млн. тонн продукции в год, в том числе металлов и их соединений - 124,1 тыс. тонн, строительных материалов (кирпич, цемент, строительные и облицовочные плиты и плитки, пористый заполнитель, клинкер и другие) - 8,4 млн. тонн, пропантов - 18 тыс. тонн, угля, включая кокс, - 330 тыс. тонн, нефелиновых окатышей - 200 тыс. тонн, абразивов - 10 тыс. тонн, вторичных нефтепродуктов - 10 тыс. тонн, гранулированных древесных отходов - 5,5 тыс. тонн, органических удобрений - 560 тыс. тонн. Кроме того, будут созданы мощности по производству 100 штук в год модулей по переработке гальванических шламов, 25 штук в год установок для перевода котельных на топливную щепу, 12 штук в год блочно-модульных установок для переработки медицинских отходов, полигон в г. Томске для захоронения гальваношламов и других токсичных отходов и типовая региональная система сбора и переработки медицинских отходов.
    Прибыль от реализации продукции, полученной на основе переработки отходов, составит 693,6 млрд. рублей в год. Срок окупаемости капитальных вложений в производственные мощности по переработке отходов колеблется от 2 до 6 лет. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составит 2013 млрд. рублей в год.
    Для создания современной производственной базы по переработке и обезвреживанию отходов будут разработаны для последующего внедрения новые эффективные технологии и оборудование, а также прогрессивные ресурсосберегающие и малоотходные технологии.
    Для обеспечения функционирования системы управления в сфере обращения с отходами будет разработано более 50 правовых, нормативных, методических, справочных и информационных документов федерального и регионального уровня, две национальные информационные системы (учета образования, использования и размещения отходов и мониторинга отходов), более 20 учебных пособий для подготовки и переподготовки кадров в области обращения с отходами.
 
 
 

Приложение N 1
к федеральной целевой программе "Отходы"

 

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ

 

Наименование мероприятия Срок выполнения Объемы финансирования (млрд.рублей, в ценах 1996 года)
Разработка и совершенствование технологий и оборудования по обезвреживанию и переработке отходов (как по видам отходов, включенным в Программу, так и по другим экологически опасным видам отходов), ресурсосберегающих и малоотходных технологий 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 8 4
Разработка нормативных правовых актов по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению токсичных промышленных и твердых бытовых отходов, проектированию, строительству и эксплуатации полигонов для обезвреживания и размещения отходов производства и потребления 1997-2000 годы, в том числе в годах 1,3 1997-1998 0,6
Разработка пакета нормативнотехнической и нормативно-методической документации по вопросам обращения с отходами производства и потребления 1997-2000 годы, в том числе в годах 4,9 1997-1998 2,4
Разработка правовых актов и дополнений к действующему законодательству, направленных на экономическое стимулирование предприятий и организаций, занимающихся сбором, переработкой, обезвреживанием и экологически безопасным размещением отходов 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 0,7 0,3
Создание единой системы учета 1997-2000 годы, 1,6
1997-1998 обезвреживания и размещения отходов, их качественных и экологических показателей, мест их размещения и захоронения 0,8 годах
Создание единой системы управления информационными базами данных по отходам 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 2,2 1,1
Разработка системы мониторинга влияния отходов на окружающую среду 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 3,2 1,6
Разработка учебно-методической документации (стандарты, программы, пособия и так далее) для подготовки и переподготовки специалистов по обращению с отходами 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 0,4 0,2
Итого 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 22,3 11

    
 

Приложение N 2
к федеральной целевой программе "Отходы"

 

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ ОТХОДОВ

 
    Ртутьсодержащие отходы
    Отходы гальванического производства
    Мышьяксодержащие отходы
    Отходы хроматного производства
    Отходы углеобогащения
    Золошлаковые отходы
    Фосфогипс
    Отходы обогащения апатито-нефелиновых руд
    Шламы и пыли металлообработки
    Древесные отходы
    Отходы целлюлозно-бумажной промышленности
    Медицинские отходы
    Сельскохозяйственные отходы
    Твердые бытовые отходы
    Осадки городских и промышленных сточных вод
    Отходы добычи и переработки горнорудного сырья
 

Наименование мероприятия Срок выполнения Объемы финансирования млрд. рублей, в ценах 1996 года)
всего в том числе за счет средств федерального бюджета
Ртутьсодержащие отходы
Реконструкция металлургического завода Краснодарского рудника для совместной переработки вторичного и первичного ртутьсодержащего сырья мощностью 5 тыс. тонн в год ртутных отходов в Краснодарском крае 1) 1996-1999 годы, в том числе в 1996-1998 годах 18,9 6,4 12,9 4,4
Создание предприятия по переработке 2 млн. штук в год люминесцентных ламп и 100 тыс. штук в год ртутьсодержащих приборов в г. Самаре 1) 1996-1998 годы 16,6 4,3
Создание предприятия по переработке ртутьсодержащих отходов потребления мощностью 2 тыс. тонн в год в г. Москве 1997-1998 годы 4,8 0,4
Создание установки по переработке ртутьсодержащих электрохимических источников тока мощностью 500 тонн в год в Рязанской области 2) 1997-1998 годы 4 0,4
Отходы гальванического производства
Создание комплекса по выделению металлов из отходов гальванических производств мощностью 90 тыс. тонн в год в г. Чебоксары 1),2) 1996-1998 годы 15,6 2,2
Строительство предприятия по переработке и утилизации гальванических шламов очистных сооружений мощностью 4 тыс. тонн в год в г. Воронеже 1),2) 1996-1998 годы 40 4,2
Создание производства по переработке медно-никелевых гальванических шламов мощностью 2,7 тыс. тонн в год в г. Калуге 1) 1996-1998 годы 3 0,7
Строительство полигона для обезвреживания, переработки и захоронения 30 тыс. тонн в год гальванических и других токсичных отходов в г. Томске 1),2) 1996-2000 годы, в том числе в 1996-1998 годах 175 28 62 14,6
Создание производственных мощностей по выпуску 100 штук в год модулей для совместной переработки 10 тыс. тонн в год отходов гальванического производства и целлюлозно-бумажной промышленности в Нижегородской области 1) 1996-1998 годы 8,4 2,1
Создание типовой единомодульной установки обезвоживания 800 тонн в год осадков гальванических и травильных производств с утилизацией ценных металлов в г. Новосибирске 2) 1997-1998 годы 2,1 0,3
Мышьяксодержащие отходы
Создание мощностей по производству оксида мышьяка из отходов металлургической переработки концентратов сульфида мышьяка мощностью 2,5 тыс. тонн в год на обжиговом заводе в Челябинской области 1) 1996-1998 годы 8,2 1,5
Отходы хроматного производства
Изготовление промышленной установки и организация переработки отходов хроматного производства мощностью 20 тыс. тонн в год в г. Первоуральске Свердловской области 1) 1996-1999 годы, в том числе в 1996-1998 годах 11,5 2 8,6 1,5
Отходы углеобогащения
Создание установок по полному использованию угольных шламов мощностью 0,9 млн. тонн в год в Кемеровской области 1) 1996-1999 годы, в том числе в 1996-1998 годах 17,8 2,9 12,4 2,1
Реконструкция Щуровского цементного завода для использования отходов углеобогащения мощностью 20 тыс. тонн в год в Московской области 1) 1996-1998 годы 4,7 0,9
Создание цехов мощностью 0,7 млн. тонн в год по экологически безопасному использованию отходов обогащения углей Кузнецкого бассейна в Кемеровской области 2) 1997-1998 годы 30,2 4,1
Золошлаковые отходы
Создание технологической линии по производству пропантов из золошлаковых отходов мощностью 100 тыс. тонн в год по золошлаковым отходам в Тульской области 1) 1996-2000 годы, в том числе в 1996-1998 годах 36,8 3,2 30,8 1,7
Создание производства по переработке золошлаковых отходов в цемент мощностью 600 тыс. тонн в год в г. Жигулевске Самарской области 1) 1996-1998 годы 30 4,8
Создание производства по совместной переработке золошлаковых и шламовых отходов мощностью 120 тыс. тонн в год в г. Дзержинске Нижегородской области 1) 1996-1998 годы 49,2 10
Создание производства по совместной переработке золошлаковых и шламовых отходов мощностью 60 тыс. тонн в год в г. Волгограде 1) 1996-1998 годы 23 4,8
Фосфогипс
Создание производства строительных изделий и материалов мощностью по фосфогипсу 300 тыс. тонн в год в Саратовской области 1) 1996-1999 годы, в том числе в 1996-1998 годах 174 23,8 98 12,6
Создание производства облицовочных и перегородочных плит, стеновых блоков и других строительных изделий из фосфогипса мощностью 200 тыс. тонн в год в Вологодской области 1),2) 1996-2000 годы, в том числе в 1996-1998 годах 25,2 5,8 16,7 4,1
Создание производства кальцинированного гипса на основе обработки фосфогипса мощностью 3,0 млн. тонн в год в Ленинградской области 2) 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 83 10,5 45,5 5
Создание производства стеновых камней мощностью по фосфогипсу 140 тыс. тонн в год в Республике Башкортостан 2) 1997-1998 годы 18,2 1,7
Создание производства стеновых плит, стеновых блоков и штукатурных смесей мощностью по фосфогипсу 1 млн. тонн в год в Ленинградской области 2) 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 20,4 2,5 11,5 1,1
Отходы обогащения апатито-нефелиновых руд
Создание производства нефелиновых окатышей для разжижения шлаков в металлургической промышленности мощностью 200 тыс. тонн в год в г.Кировске Мурманской области 1),2) 1996-1998 годы 50,4 6
Создание производства пигментной двуокиси титана из сфенового концентрата мощностью 75 тыс. тонн в год в Мурманской области 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 224 32 3 0,1
Шламы и пыли металлообработки
Создание производства по переработке шламовых отходов мощностью 1 тыс. тонн в год в г. Томске 1) 1996-1998 годы 10,8 1,3
Создание кустового комплекса селективного сбора, хранения и переработки отходов металлообработки машиностроительных предприятий мощностью 150 тыс. тонн в год в г. Туле 1997-1998 годы 7,8 2,9
Древесные отходы
Создание производства по гранулированию мягких и пылевидных отходов мощностью 5,5 тыс. тонн в год по продукции в Ленинградской области 1),2) 1996-1998 годы 5,9 1,3
Создание цехов малой мощности по переработке древесной зелени мощностью 600 тыс. куб. метров в год в Республике Карелия 2) 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 3,5 0,4 1,8 0,2
Создание производства по изготовлению оборудования для перевода котельных на отходы лесозаготовок мощностью 25 установок в год производительностью 25 тыс. куб. метров в год в Свердловской области 2) 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 20,3 2,9 9,1 1,3
Отходы целлюлозно-бумажной промышленности
Создание производства по сушке и сжиганию осадков сточных вод мощностью 80 тыс. тонн в год в г. Коряжме Архангельской области 1),2) 1996-1998 годы 106 17
Создание производства по очистке сточных вод мощностью 25 тыс. тонн в год и по переработке макулатуры мощностью 30 тыс. тонн в год в Красноярском крае 1),2) 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 33,6 3,1 23,2 2
Медицинские отходы
Создание производственных мощностей по выпуску 12 штук в год блочно-модульных установок 5 типоразмеров производительностью от 0,5 до 10 тыс. тонн в год для плазменной переработки опасных медицинских отходов в г. Москве 1) 1996-1998 годы 21 4,2
Создание типовой региональной системы сбора и переработки опасных медицинских отходов мощностью 10 тыс. тонн в год в г. Тольятти Самарской области 1) 1996-1998 годы 15,4 4,2
Сельскохозяйственные отходы
Создание экспериментальной установки на базе ракетного двигателя по переработке непригодных для использования пестицидов мощностью до 0,5 тыс. тонн в год в Рязанской области 1) 1996-1998 годы 26,6 3,8
Создание передвижной опытно-промышленной установки термического обезвреживания непригодных для использования пестицидов мощностью 200 тонн в год в Воронежской области 1) 1996-1998 годы 16,4 3,4
Создание сооружений по безотходной переработке осадков сточных вод животноводческого комплекса на 108 тыс. голов свиней в Тверской области 1) 1996-1998 годы 56 9,8
Создание сооружений по безотходной переработке осадков сточных вод животноводческого комплекса на 216 тыс. голов свиней в Пермской области 1) 1996-2000 годы, в том числе в 1996-1998 годах 204,4 1,7 107,8 17,3
Создание экспериментального цеха по переработке птичьего помета мощностью 1250 куб. метров в сутки на птицефабрике в Воронежской области 1) 1996-1998 годы 10 4,4
Создание опытного производства мощностью 200 тыс. куб. метров в год по безотходной переработке стоков животноводческого комплекса на 18 тыс. голов крупного рогатого скота во Владимирской области 1997-1999 годы, в том числе в 1997-1998 годах 32 10 22 7
Твердые бытовые отходы
Создание опытно-промышленной установки по переработке твердых бытовых отходов и промышленных отходов в шлаковом расплаве мощностью 30 тыс. тонн в год с выпуском товарной продукции в г. Троицке Московской области 1) 1996-1998 годы 84 19,6
Создание опытно-промышленной установки по высокотемпературной переработке твердых бытовых отходов мощностью 10 тыс. тонн в год в г. Челябинске 1) 1996-1998 годы 15 2,4
Строительство опытно-экспериментального завода по термической переработке твердых бытовых отходов мощностью 90 тыс. тонн в год в г. Бийске Алтайского края 1) 1996-1999 годы, в том числе в 1996-1998 годах 90 18 63 12
Создание экспериментального комплексного предприятия по переработке твердых бытовых отходов мощностью 270 тыс. тонн в год в г. Самаре 1997-1999 годы, в том числе в 1997-1998 годах 423 13 59 28,2
Создание производства по переработке твердых бытовых отходов биотермическими методами в органическое удобрение и гранулированное топливо мощностью 60 тыс. тонн в год в г. Костроме 1997-1999 годы, в том числе в 1997-1998 годах 50 7,5 36 4,4
Осадки городских и промышленных сточных вод
Создание опытно-производственного комплекса по обработке осадков городских сточных вод с обезвоживанием на центрифугах мощностью по сухому веществу 25 тыс. тонн в год в г. Твери 1) 1996-1999 годы, в том числе в 1996-1998 годы 44,6 2,8 34,6 2,1
Создание опытно-производственного комплекса по обработке осадков городских сточных вод с применением технологии двухступенчатого сбраживания мощностью по сухому веществу 14,6 тыс. тонн в год в г. Саранске 1) 1996-1999 годы, в том числе в 1996-1998 годах 45 5,6 35 4,2
Создание экспериментального комплекса по переработке илового осадка и гальванических шламов мощностью 158 тыс. тонн в год по осадкам и 1,6 тыс. тонн в год по гальваническим шламам в г. Пскове 1) 1996-1998 годы 43 6,4
Создание установки по переработке отходов производства синтетических жирных кислот мощностью 30 тыс. тонн в год в г. Уфе 1997-1998 годы 6,2 0,8
Создание установки для обезвоживания осадков сточных вод производительностью 75 куб. метров в сутки в г. Геленджике Краснодарского края 1997-1998 годы 3,7 0,4
Создание установки для безреагентного механического обезвоживания осадков биологической очистки на порофильтре и шнековом фильтрпрессе производительностью 500 куб. метров в сутки в г. Ишиме Тюменской области 1997-1998 годы 3,2 0,2
Строительство завода-центра по использованию и обезвреживанию сложных промышленных отходов мощностью 7,9 тыс. тонн в год по органическим отходам и 9,8 тыс. тонн в год по неорганическим отходам в г. Калуге 1997-2000 годы, в том числе в 1997-1998 годах 229,8 28,2 80,2 11,4
Отходы добычи и переработки горнорудного сырья
Создание производства по переработке отходов обогащения железных руд с получением медного концентрата мощностью по отходам 2 млн. тонн в год и ликвидация Черемшанского шламохранилища в Свердловской области 1),3) 1996-1998 годы 22,3 5
Итого 1996-2000 годы, в том числе в 1996-1998 годах, в 1999-2000 годах 2722,2 1025,4 270,8 1696,8 416,8 146

    


    1) Первоочередные программные мероприятия.
    2) Выделение средств из федерального бюджета осуществляется по результатам конкурсного отбора проектов.
    3) Финансирование мероприятия осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Переработка техногенных образований в Свердловской области", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 738.