Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 273. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 16.07.2016 N 1506-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ИНВАЛИДОВ" И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ"

Дата документа16.07.2016
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Концепция · Перечень · План

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 июля 2016 г. N 1506-р

 
    1. Утвердить прилагаемые:
    Концепцию создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - Концепция);
    план мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов".
    2. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Концепции в установленной сфере деятельности.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2016 г. N 1506-р

 

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ИНВАЛИДОВ"

 

I. Общие положения

 
    Настоящая Концепция разработана в целях реализации прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в части предоставления им гарантированных мер социальной защиты, осуществления контроля за ходом, объемом и качеством предоставляемых услуг, а также предоставления услуг инвалидам и информирования инвалидов об их праве на меры социальной защиты (поддержки).
    Настоящая Концепция определяет цели и задачи создания федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - информационная система), ее структуру, состав информационных ресурсов, этапы создания и развития, а также основные принципы функционирования информационной системы.
    Информационная система обеспечит возможность обращения в электронной форме инвалидов в федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, органы местного самоуправления, предоставляющие муниципальные услуги, и организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также межведомственное информационное взаимодействие указанных органов исполнительной власти путем размещения и получения сведений, содержащихся в информационных системах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов.
    Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет общую координацию деятельности по созданию, ведению и использованию информационной системы.
    Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме и осуществляет координацию деятельности по подключению информационной системы к указанной инфраструктуре и единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Пенсионный фонд Российской Федерации является оператором информационной системы, а также государственным заказчиком работ по ее созданию и развитию.
    Правомочия обладателя информационной системы и обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием информационной системы, в том числе на программные средства федерального реестра инвалидов, от имени Российской Федерации осуществляет оператор информационной системы.
    Информация, содержащаяся в информационной системе, является официальной и юридически значимой. Информационная система подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
    Используемые в целях настоящей Концепции понятия означают следующее:
    "инвалид" - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
    "информационная система" - федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр инвалидов", функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации, в целях учета сведений об инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты;
    "пользователи информации" - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, юридические лица, индивидуальные предприниматели, инвалиды (их законные представители), использующие информацию, размещенную в информационной системе;
    "поставщики информации" - органы и организации, размещающие информацию в информационной системе;
    "участники информационного взаимодействия" - оператор информационной системы, поставщики информации и пользователи информации.
 

II. Предпосылки создания информационной системы

 
    Создание информационной системы осуществляется в рамках реализации статьи 5.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), устанавливающей необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов.
    Информация в отношении инвалидов по отдельным показателям (образование, трудоустройство, пенсионное обеспечение, выполнение индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов и программ реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинские услуги, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, получение льгот, нуждаемость в улучшении жилищных условий и т.д.) находится в ведении различных ведомств и не доступна в оперативном и актуальном режиме.
    В настоящее время в Российской Федерации отсутствует информационная система, содержащая актуальные сведения об инвалидах, которые могут использоваться как самими инвалидами (их законными представителями), так и государственными органами в целях выработки государственной политики и планирования своей деятельности.
    Отсутствие достоверной информации о фактической численности инвалидов, об их уровне образования, трудовой занятости и потребности в мерах социальной защиты негативно сказывается на решении задач по контролю деятельности организаций, оказывающих услуги инвалидам, а также значительно затрудняет проведение анализа социально-экономического положения инвалидов.
    Не решена проблема единой персонификации инвалидов в различных ведомственных системах. Отсутствие единого эталонного источника персонифицированной учетной записи инвалида значительно усложняет задачу корреляции данных о нем из различных источников.
    Для повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и организаций созданы различные информационные системы, в том числе:
    информационные системы Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенные для обеспечения выполнения возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач (программно-технический комплекс "Федеральная база данных пенсионеров" и программно-технический комплекс "Система персонифицированного учета");
    государственная информационная система "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы", предназначенная для автоматизации процесса проведения медико-социальной экспертизы;
    государственная информационная система "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах", предназначенная для обеспечения выполнения задач, возложенных на Фонд социального страхования Российской Федерации;
    информационные системы в сфере охраны здоровья, предназначенные для обеспечения предоставления медицинских услуг и лекарственного обеспечения (единая государственная информационная система в сфере здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации);
    информационные системы Федеральной службы по труду и занятости, предназначенные для обеспечения предоставления выплат отдельным категориям граждан, а также регистр получателей услуг, содержащий информацию об услугах по содействию занятости населения (программное обеспечение по центральным выплатам получателям ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий; программное обеспечение по формированию и обновлению баз данных получателей федеральных компенсационных выплат; автоматизированная информационная система "Реестр получателей государственных пособий гражданам, имеющим детей"; информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России");
    единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, создание которой осуществляется в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. N 2125-р для обеспечения развития общего, профессионального и дополнительного образования.
    Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданы собственные информационные системы, которые также нуждаются в актуальных сведениях об инвалидах для выработки и реализации государственной региональной политики.
    В реализации системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, принимают участие:
    федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социального обеспечения инвалидов (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.);
    государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
    организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, участвующие в предоставлении мер социальной защиты (поддержки) инвалидам;
    иные организации, а также индивидуальные предприниматели, участвующие в предоставлении услуг инвалидам в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) контрактами;
    общественные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, в соответствии со своими учредительными документами участвующие в социальном обеспечении инвалидов.
    Совершенствование процедур и методов государственного управления определяет требования к новым механизмам и инструментам организации информационных потоков в социальной сфере, соответствие которым возможно обеспечить только путем развития информационных технологий, перевода их на качественно новый уровень сбора, обработки и использования информации.
    Создание информационной системы позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем, содержащих информацию об инвалидах.
    Создаваемая информационная система позволит исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг и снизить количество документов и информации, подлежащих представлению для получения таких услуг.
 

III. Цели и задачи создания информационной системы

 
    Основными целями создания информационной системы являются: персонифицированное информирование граждан об их правах на меры социальной защиты (поддержки);
    сокращение многократных обращений инвалидов в различные инстанции;
    повышение качества государственных и муниципальных услуг посредством осуществления эффективного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, организаций, подведомственных указанным органам, участвующих в предоставлении мер социальной защиты (поддержки) инвалидов, государственных внебюджетных фондов, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, участвующих в предоставлении услуг инвалидам;
    организация статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций актуальной статистической и аналитической информацией об инвалидах.
    Информационная система должна обеспечивать решение следующих задач:
    формирование федерального реестра инвалидов на основе учета сведений о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях (включая потребность в медицинских услугах, лекарственном обеспечении, технических средствах реабилитации, услугах в сфере образования, сопровождении при трудоустройстве и др.), производимых денежных выплатах инвалиду и об иных мерах социальной защиты;
    отражение потребности инвалидов в обучении для прогнозирования необходимого количества мест для обучающихся с особыми образовательными потребностями в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и своевременного создания для них специальных условий для получения образования;
    отражение потребности инвалидов в реабилитационных мероприятиях в части профессиональной реабилитации и профессиональной ориентации, трудовой деятельности, трудоустройства (доступные виды труда, оснащение (оборудование) специальных рабочих мест с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации);
    создание базы данных для выработки государственной политики в отношении инвалидов, разработки документов для целей стратегического планирования на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований, разработки государственных программ, бюджетного планирования на основе детального учета потребностей инвалидов, их демографического состава и социально-экономического положения;
    сокращение сроков оказания государственных и муниципальных услуг инвалидам, исполнения государственных функций, в том числе путем сокращения количества документов и информации, подлежащих представлению для получения государственных или муниципальных услуг, либо полного исключения необходимости представления инвалидом таких документов и информации;
    обеспечение возможности обращения в электронной форме в органы и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги;
    обеспечение доступа инвалида к сведениям о ходе реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации этого инвалида, а также программы реабилитации инвалида, инвалидность которого наступила вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний;
    обеспечение доступа инвалида к сведениям о предусмотренных законодательством Российской Федерации мерах социальной защиты (поддержки);
    обеспечение доступа инвалида к сведениям об исполнителях, ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки), сроках и условиях их предоставления, в том числе в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, а также программы реабилитации инвалида, инвалидность которого наступила вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний;
    обеспечение доступа инвалида к аналитическим сведениям о социально-экономическом положении инвалидов и их демографическом составе;
    обеспечение актуального информирования гражданина о его правах на получение государственных услуг и иных сервисов и возможности их получения в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", с возможностью направления отзыва о качестве оказанных государственных и муниципальных услуг на специализированный сайт ("Ваш контроль") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
    обеспечение возможности направления в вышестоящие органы и организации инвалидом обращения в случае оспаривания действий (решений, бездействия) государственного или иного органа, организации, ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки), должностного лица, государственного или муниципального служащего либо использования иных внесудебных процедур урегулирования споров;
    организация эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также межрегиональное взаимодействие;
    предоставление контрольно-надзорным органам доступа к сведениям о нарушении прав инвалидов при оказании им государственных и муниципальных услуг с целью планирования и проведения контрольно - надзорных мероприятий;
    обеспечение возможности выявления отдельных особо уязвимых категорий граждан из числа инвалидов в целях разработки в отношении них специальных мер государственной поддержки, в том числе инвалидов (детей-инвалидов) - выпускников образовательных организаций, ищущих работу впервые;
    обеспечение интеграции информационной системы с порталом открытых данных Российской Федерации в части размещения агрегированных данных об инвалидах для их использования заинтересованными лицами и организациями.
 

IV. Основные принципы создания и функционирования информационной системы

 
    Создание и функционирование информационной системы основывается на применении следующих принципов:
    полнота, достоверность, актуальность информации об инвалидах и своевременность ее размещения в информационной системе;
    использование электронной подписи в целях придания юридической значимости сведениям, размещенным в информационной системе;
    однократность размещения соответствующих сведений в информационной системе для их дальнейшего использования пользователями информации;
    открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в информационной системе, равный доступ к такой информации и к информационной системе для всех инвалидов, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
    использование для информационного обмена между ведомственными информационными системами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
    бесплатность размещения в информационной системе информации, а также доступа к такой информации и подключения к иной системе;
    обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационной системы с организацией многоуровневой защиты информации и информационных каналов;
    единство стандартов, классификаторов, технологий, форматов для поставщиков информации для размещения в информационной системе;
    интеграция и взаимодействие информационной системы с иными информационными системами;
    обеспечение единой системы персонификации инвалидов с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета;
    соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований по защите персональных данных от несанкционированного доступа;
    ведение истории записей в федеральном реестре инвалидов; обеспечение доступа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и иных заинтересованных организаций к статистической и аналитической информации об инвалидах;
    обеспечение доступа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов к персональной информации об инвалидах с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
    обеспечение доступа к информационной системе всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к ресурсам информационных систем;
    этапность формирования информационной системы; обеспечение возможности развития и модернизации информационной системы.
 

V. Функциональные требования к информационной системе

 
    Информационная система обеспечит реализацию функций консолидации, систематизации и учета на федеральном уровне сведений об инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты.
    Основанием для включения сведений об инвалиде в федеральный реестр инвалидов являются полученные от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы сведения о проведении освидетельствования и об установлении инвалидности.
    Представление сведений об установлении инвалидности для размещения в информационной системе осуществляется в режиме реального времени при внесении информации об установлении инвалидности в государственную информационную систему "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" учреждениями медико-социальной экспертизы.
    Представление иных сведений для размещения в информационной системе, предусмотренных статьей 5.1 Федерального закона, осуществляется поставщиками информации также в режиме реального времени при внесении соответствующей информации в информационные системы, указанные в разделе II настоящей Концепции.
    Информационная система обеспечивает персонифицированный учет сведений об инвалиде, позволяющий обобщить все сведения в отношении конкретного лица, подлежащие размещению в информационной системе.
    Персонифицированный учет инвалидов обеспечивается с использованием сведений, содержащихся в информационных системах Пенсионного фонда Российской Федерации, в части сведений, указанных в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования инвалида, и сведений, получаемых Пенсионным фондом Российской Федерации от органов записи актов гражданского состояния в части сведений из записей актов гражданского состояния и от Министерства внутренних дел Российской Федерации - в части сведений о месте жительства и месте пребывания.
    После введения в эксплуатацию единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния, создание которого предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования", Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает использование сведений, содержащихся в указанном ресурсе, и их представление поставщикам информации для персонифицированного учета инвалидов в информационной системе.
    При ведении информационной системы будут также использоваться сведения о смерти инвалида на основании соответствующих сведений, содержащихся в указанном едином федеральном информационном ресурсе.
    Информационная система должна обеспечивать функционирование личного кабинета инвалида в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для возможности получения инвалидом (его законным представителем) сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
    В случае если при прохождении очередной медико-социальной экспертизы (переосвидетельствовании) группа инвалидности (категория "ребенок-инвалид") не установлена либо поступила информация о смерти инвалида, сведения, содержащиеся в информационной системе в отношении данного лица, переносятся в архивную часть информационной системы.
    Соблюдение требований, установленных федеральными законами "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О персональных данных" и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", обеспечивается всеми участниками информационного взаимодействия с информационной системой.
    Информационная система обеспечивает при размещении сведений проверку электронной подписи уполномоченного лица поставщика информации, а также последующее формирование аналитической и статистической отчетности.
 

VI. Порядок формирования информационной системы

 
    Формирование и ведение информационной системы осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственных информационных системах, операторами которых являются федеральные органы исполнительной власти, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, Фонд социального страхования Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, участвующие в предоставлении государственных услуг инвалидам.
    Представление сведений для размещения в информационной системе осуществляется в режиме реального времени при внесении информации в государственные информационные системы, операторами которых являются поставщики информации.
    Формирование и ведение информационной системы может обеспечиваться как путем представления сведений поставщиками информации с использованием информационных систем, операторами которых они являются, так и с использованием других государственных или муниципальных информационных систем, которые обеспечивают обработку соответствующих сведений.