Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 929. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ от 10.08.2016 N ИН-015-53/60 "О КЛЮЧЕВОМ ПРИНЦИПЕ СТРАХОВАНИЯ "КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ СТРАХОВЫХ НАДЗОРОВ"

Дата документа10.08.2016
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 10 августа 2016 г. N ИН-015-53/60

 

О КЛЮЧЕВОМ ПРИНЦИПЕ СТРАХОВАНИЯ "КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ СТРАХОВЫХ НАДЗОРОВ"

 
    Банк России представляет неофициальный перевод ключевого принципа страхования N 7 "Корпоративное управление" <1> (Insurance core principle N 7 - далее ICP 7), являющегося составной частью документа "Основные принципы страхования, стандарты, инструкции и методология оценок" (Insurance core principles - далее - ICP), разработанного и рекомендованного к внедрению и применению своим членам Международной ассоциацией страховых надзоров (далее - МАСН).
    


    <1> В редакции от ноября 2015 г.
 
    МАСН является добровольной членской организацией органов страхового надзора и регуляторов из более чем 200 юрисдикций почти в 140 странах мира. Целью МАСН является поддержание стабильного устойчивого развития страховых рынков, учитывающих и защищающих интересы страхователей и способствующих глобальной финансовой стабильности, а также содействие осуществлению эффективного надзора за страховой отраслью.
    Вопросы совершенствования корпоративного управления актуальны как для мировой финансовой системы в целом, так и для страховой отрасли в частности, и заслуживают особого внимания, а также нуждаются в регулировании со стороны надзорных органов.
    ICP представляют собой основу, опираясь на которую национальные надзорные органы могут способствовать обеспечению надлежащего корпоративного управления в страховых организациях своих стран. Принципы служат ориентиром и для самих страховых организаций, предпринимающих усилия для совершенствования своего корпоративного управления.
    ICP сформулированы на основе и в развитие Принципов корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (далее - Принципы ОЭСР), опубликованных в 2004 году <1>. Получившие широкое распространение и прошедшие проверку временем Принципы ОЭСР призваны содействовать правительствам разных стран в их усилиях по оценке состояния и совершенствованию мер по укреплению корпоративного управления, а также определить ориентиры для участников и регуляторов финансовых рынков <2>.
    
    <1> "Principles of Corporate Governance", OECD, April 2004, документ доступен по ссылке в сети Интернет: http://www.oecd.org/dataoecd/32/18/31557724.pdf. Принципы ОЭСР являются одними из двенадцати базовых стандартов Совета по финансовой стабильности в области обеспечения устойчивости финансовых систем.
    <2> ОЭСР разработала глоссарий терминов, связанных с корпоративным управлением в документе "Experience from the Regional Corporate Governance Roundtables", 2003, который доступен по ссылке в сети Интернет: www.oecd.org/dataoecd/19/26/23742340.pdf. Использование данных терминов в представленных формулировках зависит от конкретной юрисдикции.
 
    В соответствии с Принципами ОЭСР корпоративное управление представляет собой "систему взаимоотношений между руководством организации, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами. Кроме того, корпоративное управление является основой для определения целей организации, а также определения средств достижения этих целей и путей контроля за ее деятельностью. Надлежащее корпоративное управление должно создавать соответствующую заинтересованность как совета директоров, так и руководства организации в следовании целям, которые отвечают интересам организации и ее акционеров, а также должно обеспечивать эффективный мониторинг. Наличие эффективной системы корпоративного управления в рамках отдельных организаций, а также в масштабе экономики страны в целом помогает обеспечить должный уровень доверия, необходимый для нормального функционирования рыночной экономики.".
    В ICP 7 (приложение к настоящему информационному письму) сформулированы ключевые аспекты корпоративного управления. Ниже приводятся основные положения документа:
    В организации должно быть надлежащее распределение контрольных и управленческих обязанностей.
    Совет директоров (наблюдательный совет) <1> должен активно участвовать в утверждении стратегии страховщика.
    
    <1> Для целей настоящего информационного письма в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) роль совета директоров (наблюдательного совета), предусмотренная ICP 7, может выполняться коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией) страховщика.
 
    Страховщик должен выработать корпоративную культуру, способствующую достижению целей и задач деятельности.
    Система корпоративного управления должна быть надлежащим образом структурирована.
    Совет директоров (наблюдательный совет) страховщика должен осуществлять контроль за структурой и реализацией системы управления рисками и системы внутреннего контроля.
    Политики выплаты вознаграждений должны соответствовать долгосрочным целям страховщика.
    Совет директоров (наблюдательный совет) страховщика должен обеспечить процесс подготовки достоверной финансовой отчетности в интересах всех заинтересованных сторон.
    Совет директоров (наблюдательный совет) страховщика должен обеспечить наличие необходимых условий надлежащей, своевременной и эффективной коммуникации с регулятором по проблемам управления страховщика.
    Документ на английском языке доступен на web - сайте МАСН (см. http://www.iaisweb.org/page/supervisory-material/insurance-core-principles/)
    Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
 

В.В. ЧИСТЮХИН

 
 
    

Приложение
к информационному письму Банка России
от 10.08.2016 N ИН-015-53/60
"О ключевом принципе страхования
"Корпоративное управление" Международной
ассоциации страховых надзоров"

 

1. Введение.

 
    Регулятор требует от страховщика разработать и внедрить структуру корпоративного управления, направленную на достижение поставленных целей деятельности страховщика, обеспечивающую соблюдение требований законодательства, защищающую интересы страхователей.
    1.1 Система корпоративного управления страховщика:
    внедрение и эффективный контроль четко формализованных внутренних политик и процедур, направленных на поддержание целей деятельности страховщика;
    определяет роли и обязанности лиц, ответственных за управление и контроль деятельности страховщика, обладающих обязанностями и полномочиями действовать в определенных обстоятельствах от имени страховщика, а также
    определяет требования к порядку принятия решений, в том числе документальное обоснование важных или существенных решений;
    содержит положения по политике вознаграждений, учитывающей долгосрочные интересы страховщика с учетом политики по управлению рисками и предотвращению принятия чрезмерных рисков;
    обеспечивает надлежащее и своевременное взаимодействие страховщика с органом страхового надзора и принятие надлежащих мер при несоблюдении или недостатках в надзоре, контроле или управлении.
    1.2 Эффективное корпоративное управление обеспечивает гибкость, прозрачность и ответственность за деятельность страховщика путем принятия своевременных решений и правильного распределения ресурсов.
    Система корпоративного управления поддерживает и усиливает потенциал отвечающих за корпоративное управление ключевых лиц страховщика, а именно совета директоров (наблюдательного совета), старшего менеджмента и лиц, выполняющих контрольные функции, с целью надежного и пруденциального управления деятельностью страховщика.
    1.3 Организационные структуры.
    Страховщик с целью достижения стратегических целей должен создать прозрачную организационную структуру. Совет директоров (наблюдательный совет) и старший менеджмент должны знать и понимать организационную структуру и риски, которым она может подвергаться.
    Способы выбора организационной структуры могут зависеть от ряда факторов:
    действующее корпоративное право, разрешающее или требующее создания различных структур совета директоров (одно- или двухуровневый);
    особенностей организационно-правовой формы;
    осуществления деятельности в качестве самостоятельной организации, в качестве филиала или в составе группы.
    Эти особенности могут влиять на создание и реализацию страховщиком системы корпоративного управления и рассматриваются далее более подробно. Для регулятора важно понимать эти особенности с целью адекватной оценки эффективности системы корпоративного управления страховщика.
    1.4 Стандарты корпоративного управления в рамках ICP разработаны с достаточной гибкостью в целях осуществления эффективного надзора вне зависимости от различий в корпоративных структурах и правовых системах.