Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 363. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минспорта РФ от 09.08.2016 N 947 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКИХ АНТИДОПИНГОВЫХ ПРАВИЛ"

Дата документа09.08.2016
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Правила · Определение

    

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 9 августа 2016 г. N 947

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКИХ АНТИДОПИНГОВЫХ ПРАВИЛ

 
    В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 50, ст. 7355; 2013, N 27, ст. 3477) приказываю:
    1. Утвердить Общероссийские антидопинговые правила, разработанные общероссийской антидопинговой организацией, на основании положений Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в городе Париже 19 октября 2005 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2835) и ратифицированной Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. N 240-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1 (1 ч.), ст. 3) и пунктом 1 части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 50, ст. 7355).
    2. Признать утратившим силу приказ Минспорта России от 18 июня 2015 г. N 638 "Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил".
    3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
 

Министр
В.Л. МУТКО

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минспорта России
от 9 августа 2016 г. N 947

 

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ АНТИДОПИНГОВЫЕ ПРАВИЛА

 

I. Общие положения

 
    1.1. Правовое основание Правил.
    Общероссийские антидопинговые правила (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 19, ст. 2272, N 29, ст. 3612, N 48, ст. 5726, N 51, ст. 6150; 2010, N 19, ст. 2290, N 31, ст. 4165, N 49, ст. 6417, N 51 (ч. 3), ст. 6810; 2011, N 9, ст. 1207, N 17, ст. 2317, N 30 (ч. 1), ст. 4596, N 45, ст. 6331, N 49 (ч. 5), ст. 7062, N 50, ст. 7354, N 50, ст. 7355; 2012, N 29, ст. 3988, N 31, ст. 4325, N 50 (ч. 5), ст. 6960, N 53 (ч. 1), ст. 7582; 2013, N 19, ст. 2331, N 23, ст. 2866, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. 1), ст. 4025, N 30 (ч. 1), ст. 4031; 2014, N 23, ст. 2930, N 26 (ч. 1), ст. 3376; 2015, N 1, ст. 43, ст. 76, N 14, ст. 2018).
    Положения настоящих Правил соответствуют положениям Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в городе Париже 19.10.2005 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2835) и ратифицированной Федеральным законом от 27.12.2006 N 240-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 3) (далее - Конвенция), Всемирного антидопингового кодекса 2015 года, утвержденного Всемирным антидопинговым агентством 15.11.2013 (далее - Кодекс), и Международных стандартов ВАДА.
    1.2. Особый характер Правил.
    Антидопинговые правила, включающие правила международных спортивных федераций, настоящие правила, правила организаторов крупных соревнований, являются специфическими спортивными правилами и процедурами, нацеленными на всеобщее и скоординированное применение правил борьбы с допингом, и отличаются по своей сути от уголовного и гражданского процесса. Рассматривая факты и правовую сторону какого-либо случая, все суды, третейские суды и другие выносящие юридические решения органы призваны полностью понимать и уважать существенные отличия антидопинговых правил, изложенных в Правилах и Кодексе, и тот факт, что Кодекс является результатом консенсуса сторон, заинтересованных в честном спорте во всем мире.
    Антидопинговые программы призваны сохранить то, что действительно важно и ценно для спорта, что часто называют "духом спорта". Это является сущностью олимпийского движения - стремление к достижению человеком превосходства благодаря совершенствованию природных талантов каждого человека. Это то, что определяет наше стремление к честной игре. Дух спорта - это прославление человеческого духа, тела и разума и отображение следующих ценностей, которые мы находим в том числе в самом спорте и благодаря ему:
    - этика, справедливость и честность;
    - здоровье;
    - высочайший уровень выступления;
    - характер и образование;
    - удовольствие и радость;
    - коллективизм;
    - преданность и верность обязательствам;
    - уважение к правилам и законам;
    - уважение к себе и к другим участникам соревнований;
    - мужество;
    - общность и солидарность.
    Допинг в корне противоречит духу спорта.
    1.3. Область применения правил.
    1.3.1. Общероссийская антидопинговая организация.
    Общероссийская антидопинговая организация (далее - РУСАДА) была создана в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона.
    В соответствии с Федеральным законом РУСАДА выполняет функции, указанные в статье 26 Федерального закона и статье 20.5 Кодекса, а именно:
    - планирует, координирует, осуществляет, контролирует и совершенствует процедуру допинг-контроля;
    - сотрудничает с другими заинтересованными организациями, агентствами и другими антидопинговыми организациями;
    - способствует проведению взаимных тестирований между национальными антидопинговыми организациями;
    - содействует проведению научных исследований в области борьбы с допингом;
    - в рамках своей юрисдикции решительно преследует все возможные нарушения антидопинговых правил, включая выяснение в каждом случае, причастны ли персонал спортсмена или иные лица к нарушению антидопинговых правил, и отслеживает надлежащее исполнение последствий;
    - способствует продвижению антидопинговых образовательных программ;
    - проводит автоматическое расследование в отношении персонала спортсмена, находящегося под ее компетенций, в случае любого нарушения антидопинговых правил несовершеннолетним или если персонал спортсмена оказывал содействие более чем одному спортсмену, нарушившему антидопинговые правила;
    - в полной мере сотрудничает с ВАДА при расследовании, проводимом ВАДА, в соответствии с его полномочиями.
    1.3.2. Общероссийские спортивные федерации.
    Правила распространяются на общероссийские спортивные федерации (национальные федерации), которые в соответствии с Федеральным законом в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним:
    - публикуют в общероссийских периодических печатных изданиях и (или) размещают на своих официальных сайтах в сети интернет Правила и антидопинговые правила, утвержденные международными федерациями по соответствующим видам спорта, на русском языке;
    - предоставляют в соответствии с Правилами необходимую РУСАДА информацию для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
    - уведомляют спортсменов в соответствии с Правилами о включении их в регистрируемый пул тестирования РУСАДА;
    - содействуют в проведении тестирования в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;
    - применяют санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, персоналом спортсмена, а также персоналом в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;
    - информируют о примененных санкциях федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, РУСАДА, международную федерацию;
    - выполняют иные требования Федерального закона и антидопинговых правил.
    1.3.3. Физические лица.
    1.3.3.1. Правила распространяются на следующих лиц:
    а) всех спортсменов, являющихся гражданами или резидентами Российской Федерации, держателями лицензии или членами физкультурно-спортивных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, включая спортсменов, не являющихся гражданами или резидентами Российской Федерации, но находящихся на территории Российской Федерации, а также на спортсменов, принимающих участие в спортивных соревнованиях, организованных физкультурно-спортивной организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации;
    б) весь персонал спортсмена, работающий, оказывающий медицинскую помощь и помогающий спортсменам, указанным в подпункте 1.3.3.1(a) и участвующим либо готовящимся к участию в спортивных соревнованиях.
    1.3.3.2. Спортсменами национального уровня считаются спортсмены, принимающие участие в чемпионатах России и первенствах России, а также в любых иных национальных спортивных соревнованиях, организованных общероссийской спортивной федерацией, если только они в соответствии с критериями, установленными соответствующей международной федерации, не относятся к спортсменам международного уровня.
    1.3.3.3. Спортсмены и иные лица, перечисленные в данном пункте, также могут подпадать под действие правил других антидопинговых организаций (например, в случае со спортсменами международного уровня это антидопинговые правила международной федерации). Правила не имеют целью ограничить ответственность спортсменов или иных лиц по правилам других антидопинговых организаций, под юрисдикцией которых они также находятся. Вопросы распределения полномочий на проведение обработки результатов должны решаться в соответствии с Кодексом.
 

II. Определение допинга, нарушение Правил

 
    Допинг определяется как совершение одного или нескольких нарушений Правил, приводимых в пунктах 2.1 - 2.10 Правил.
    Целью главы II Правил является описание обстоятельств и действий, которые определяются как нарушение Правил. Слушания по поводу допинговых случаев будут проводиться на основании утверждения о нарушении одного или более из указанных Правил.
    Спортсмены или иные лица несут ответственность за незнание того, что включает в себя понятие "нарушение антидопинговых правил", а также за незнание субстанций и методов, включенных в запрещенный список.
    К нарушениям Правил относятся:
    2.1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена.
    2.1.1. Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в свой организм. Спортсмены несут ответственность за любую запрещенную субстанцию, или ее метаболиты, или маркеры, обнаруженные во взятых у них пробах. Соответственно нет необходимости доказывать факт намерения, вины, небрежности или осознанного использования спортсменом при установлении нарушения в соответствии с пунктом 2.1.
    2.1.2. Достаточным доказательством нарушения Правил в соответствии с пунктом 2.1 Правил является любое из следующих событий: наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров в пробе А спортсмена, в случае когда спортсмен не пользуется своим правом провести анализ пробы Б, и проба Б не анализируется; или когда проба Б берется на анализ, и анализ пробы Б подтверждает наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров, аналогичных обнаруженным в пробе А спортсмена; или когда проба Б спортсмена разделяется на два флакона, и анализ второго флакона подтверждает наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров, аналогичных обнаруженным в первом флаконе.
    2.1.3. За исключением субстанций, в отношении которых в запрещенном списке специально установлен количественный порог, наличие любого количества запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе спортсмена будет считаться нарушением антидопинговых правил.
    2.1.4. В качестве исключений из общего правила пункта 2.1 Правил в запрещенном списке и международных стандартах могут быть установлены специфические критерии для оценки запрещенных субстанций, которые могут также вырабатываться в организме эндогенно.
    2.2. Использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или запрещенного метода.
    2.2.1. Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм, а также неиспользование запрещенного метода. Соответственно нет необходимости доказывать намерение, вину, халатность или осознание использования со стороны спортсмена для установления нарушения антидопингового правила по использованию запрещенной субстанции или запрещенного метода.
    2.2.2. Несущественно, привело ли использование, или попытка использования запрещенной субстанции, или запрещенного метода к успеху или неудаче. Для установления факта нарушения антидопингового правила достаточно того, что имело место использование, или попытка использования запрещенной субстанции или запрещенного метода.
    2.3. Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.
    Уклонение от сдачи пробы или без уважительной причины отказ или неявка на процедуру сдачи пробы после уведомления в соответствии с действующими антидопинговыми правилами.
    2.4. Нарушение порядка предоставления информации о местонахождении.
    Любое сочетание трех пропущенных тестов и (или) непредоставления информации, как это определено в Международном стандарте по тестированию и расследованиям, в течение двенадцати месяцев совершенное спортсменом, состоящим в регистрируемом пуле тестирования (далее - Пул).
    2.5. Фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля.
    Любое поведение, которое препятствует выполнению процедур допинг-контроля, но которое не подпадает под определение запрещенного метода. Фальсификация включает, в том числе, намеренное создание препятствий либо попытку создания препятствий сотруднику допинг-контроля, предоставление ложной информации антидопинговой организации, или запугивание, или попытка запугивания потенциального свидетеля.
    2.6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом.
    2.6.1. Обладание спортсменом в соревновательном периоде любой запрещенной субстанцией или запрещенным методом, или обладание спортсменом во внесоревновательном периоде любой запрещенной субстанцией или запрещенным методом, запрещенными во внесоревновательном периоде, если только спортсмен не доказал, что обладание соответствует разрешению на терапевтическое использование (далее - ТИ), выданному в соответствии с пунктом 4.4 Правил, или имеет другие приемлемые объяснения.
    2.6.2. Обладание персоналом спортсмена в соревновательном периоде любой запрещенной субстанцией или запрещенным методом, или обладание персоналом спортсмена во внесоревновательном периоде любой запрещенной субстанцией или запрещенным методом, запрещенными во внесоревновательном периоде, если это связано со спортсменом, соревнованиями или тренировкой, если только персонал спортсмена не обоснует, что обладание не противоречит ТИ, выданному спортсмену в соответствии с пунктом 4.4, или же имеются другие приемлемые объяснения.
    2.7. Распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции или запрещенного метода.
    2.8. Назначение или попытка назначения любому спортсмену в соревновательном периоде любой запрещенной субстанции или запрещенного метода, или назначение или попытка назначения любому спортсмену во внесоревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного метода, запрещенных во внесоревновательный период.
    2.9. Соучастие.
    Помощь, поощрение, способствование, подстрекательство, вступление в сговор, сокрытие или любой другой вид намеренного соучастия, включая нарушение или попытку нарушения антидопинговых правил, или нарушение иным лицом подпункта 10.11.1 Правил.
    2.10. Запрещенное сотрудничество.
    Сотрудничество спортсмена или иного лица, находящегося под юрисдикцией антидопинговой организации в профессиональном или связанном со спортом качестве, с любым персоналом спортсмена, который:
    2.10.1. В случае попадания под юрисдикцию антидопинговой организации отбывает срок дисквалификации; или
    2.10.2. В случае непопадания под юрисдикцию антидопинговой организации и если дисквалификация не была наложена в ходе обработки результатов в соответствии с Кодексом, был в ходе уголовного, дисциплинарного или профессионального расследования обвинен или признан виновным в участии в действиях, которые признавались бы нарушением антидопинговых правил, в случае применения к данному лицу правил, соответствующих Кодексу. Статус дисквалификации данного лица должен составлять, в зависимости от того, что дольше, шесть лет с даты вынесения уголовного, профессионального или дисциплинарного решения, или длительности наложенной уголовной, дисциплинарной или профессиональной санкции; или
    2.10.3. Действует в качестве подставного лица или посредника для индивида, описанного в подпунктах 2.10.1 или 2.10.2 Правил.
    Для целей применения данного пункта необходимо, чтобы спортсмен или иное лицо ранее были предупреждены в письменном виде антидопинговой организацией, под юрисдикцией которой находится спортсмен или иное лицо, или ВАДА о статусе дисквалификации персонала спортсмена и о возможных последствиях запрещенного сотрудничества, а также о том, что спортсмен или иное лицо должны предпринимать разумные действия с целью избегания подобного сотрудничества. Антидопинговая организация должна также предпринять разумные усилия для того, чтобы довести до сведения персонала спортсмена, о котором сообщается спортсмену или иному лицу, что персонал спортсмена может в течение 15 дней обратиться в антидопинговую организацию и объяснить, почему критерии, описанные в подпунктах 2.10.1 и 2.10.2 Правил, не должны применяться к нему или ней (несмотря на положения главы XVII Правил, данный пункт применяется даже в тех случаях, когда поведение персонала спортсмена, приведшее к дисквалификации, имело место до даты вступления в силу, предусмотренную пунктом 20.1 Правил).
    Бремя доказывания факта, что любое сотрудничество с персоналом спортсмена, описанное в подпункте 2.10.1 или 2.10.2 Правил, не носит профессиональный или связанный со спортом характер, возлагается на спортсмена или иное лицо.
    Антидопинговые организации, которые обладают информацией по персоналу спортсмена, отвечающему критериям, описанным в подпунктах 2.10.1, 2.10.2 или 2.10.3 Правил, должны предоставить такую информацию ВАДА.
 

III. Доказательства допинга

 
    3.1. Бремя и стандарты доказывания.
    На РУСАДА возлагается бремя доказывания того, что нарушение антидопинговых правил имело место. Стандартом доказывания будет выявление РУСАДА нарушения антидопинговых правил на приемлемом уровне для осуществляющих процедуру слушания экспертов, принимая во внимание серьезность сделанных обвинений. Этот стандарт доказывания во всех случаях является более веским, чем лишь баланс вероятностей, но меньше доказанности при отсутствии обоснованных сомнений. Когда Правила возлагают на спортсмена или иное лицо, предположительно совершившее нарушение антидопинговых правил, бремя опровергнуть презумпцию или установить определенные факты или обстоятельства, стандартом доказывания будет баланс вероятностей.
    3.2. Методы установления фактов и презумпций.
    Факты, относящиеся к нарушению антидопинговых правил, могут быть установлены любыми надежными способами, включая признание. В допинговых делах будут применяться следующие правила доказывания.
    3.2.1. Презюмируется, что аналитические методы и пороговые значения, утвержденные ВАДА по итогам консультаций с членами соответствующего научного сообщества и независимой экспертизы, являются научно обоснованными. Спортсмен или иное Лицо, которые хотят оспорить презумпцию научной обоснованности, как условие, предшествующее оспариванию, обязаны проинформировать сначала ВАДА о своем намерении оспорить презумпцию и об основаниях оспаривания. КАС по собственной инициативе может также проинформировать ВАДА о любых таких попытках. По запросу ВАДА арбитры КАС могут привлечь соответствующего научного эксперта для оказания помощи арбитрам в оценке представленных оснований оспаривания. В течение 10 дней с момента получения ВАДА указанного уведомления и получения ВАДА дела от КАС, ВАДА имеет право вступить в дело в качестве одной из сторон либо в качестве эксперта или представить свидетельства любым другим способом.
    3.2.2. Презюмируется, что лаборатории, аккредитованные ВАДА, и другие лаборатории, одобренные ВАДА, осуществляют все процедуры, связанные с исследованием проб и обеспечением их сохранности, в соответствии с Международным стандартом для лабораторий. Спортсмен или иное лицо могут опровергнуть данную презумпцию путем установления наличия отступления от Международного стандарта для лабораторий, которое могло бы по логике вещей стать причиной неблагоприятного результата анализа.
    Если спортсмен или иное лицо успешно оспорило указанную выше презумпцию, показав, что имело место отступление от Международного стандарта для лабораторий, которое могло бы по логике вещей стать причиной неблагоприятного результата анализа, на РУСАДА возлагается бремя доказывания, что указанное отступление не стало причиной неблагоприятного результата анализа.