Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 819. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ФНС РФ от 04.07.2016 N ГД-4-14/11938@ "О НАПРАВЛЕНИИ "ОБЗОРА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО СПОРАМ С УЧАСТИЕМ РЕГИСТРИРУЮЩИХ ОРГАНОВ N 2 (2016)"

Дата документа04.07.2016
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Обзор

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 4 июля 2016 г. N ГД-4-14/11938@

 
    Федеральная налоговая служба в целях формирования положительной судебной практики направляет "Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2016)" (далее - Обзор).
    Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо и прилагаемый к нему Обзор до нижестоящих территориальных органов ФНС России для руководства и применения в работе.
 

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю. ГРИГОРЕНКО

 
 
    

Приложение

ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО СПОРАМ С УЧАСТИЕМ РЕГИСТРИРУЮЩИХ ОРГАНОВ N 2 (2016)

 
    1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
 
    1.1. Ввиду того, что вопрос несоответствия содержания и порядка заполнения представленного в регистрирующий орган заявления установленным требованиям судами первой и апелляционной инстанций не исследовался, суд кассационной инстанции отменил соответствующие судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
    По делу N А55-15756/2015 Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции о признании недействительным решения от 03.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений согласно заявлению Общества от 27.08.2014 N 1805.
    Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016, заявленные требования удовлетворены.
    В кассационных жалобах Управление и Межрайонная инспекция ставили вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и просили принять по делу новый судебный акт.
    Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
    Как следует из материалов дела, 11.07.2014 Общество получило заявление одного из его участников - Общества "С." о выходе из состава учредителей.
    В связи с этим, Общество обратилось в Межрайонную инспекцию с Заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма N Р14001) с приложением протокола общего собрания участников Общества от 11.08.2014 и заявления Общества "С." о выходе из состава участников.
    По результатам рассмотрения заявления Инспекцией принято решение от 03.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Законом о государственной регистрации документов со ссылкой на то, что в представленном заявлении содержатся сведения об участнике - российском юридическом лице - Обществе, тогда как согласно Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" Общество не может быть участником в самом обществе. В качестве правового обоснования отказа указан подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
    Не согласившись с отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
    Удовлетворяя заявленные требования суды со ссылкой на нормы статей 93, 94 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 8, 14, 23, 24, 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.1999 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" посчитали, что то обстоятельство, что к Обществу перешла доля Общества "С." в размере 80% уставного капитала, не придает Обществу статус участника, то есть оно не становится участником самого себя, в связи с чем пришли к выводу, что решение Инспекции от 03.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица не соответствует требованиям Закона о государственной регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
    Между тем судами не учтено следующее.
    Выяснение обстоятельств, касающихся существа заявленных требований, определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства осуществляются при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии со статьями 133 и 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
    Пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" предусмотрено, что в силу пункта 1 статьи 133 АПК РФ арбитражный суд обязан самостоятельно определять характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению. В связи с этим в целях единообразного толкования и применения норм материального права и норм процессуального права необходимо в каждом случае при подготовке дела к судебному разбирательству проанализировать судебную практику применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
    Пунктом 4 статьи 5 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации.
    Статьей 17 Закона о государственной регистрации определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
    Установленная законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, в связи с чем для ее проведения необходимо не только выполнение требований в части предоставления полного пакета документов, но и в части их соответствия по форме и содержанию установленным нормативными актами формам и порядку их заполнения.
    Нарушение порядка заполнения установленных форм по существу приравнивается к непредставлению необходимых документов и влечет отказ в государственной регистрации на основании статьи 23 указанного Закона.
    Судебными инстанциями установлено, что согласно протоколу общего собрания участников Общества от 11.08.2014 Общество "С." вышло из состава учредителей путем отчуждения доли Обществу.
    Нарушение порядка заполнения установленных форм по существу приравнивается к непредставлению необходимых
    Исходя из представленного пакета документов (протокол общего собрания Общества от 11.08.2014 и заявление Общества "С."), Обществу в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" необходимо было заполнить в заявлении по форме N Р14001 листы, содержащие сведения о прекращении участия Общества "С." и сведения о доле в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащей Обществу.
    Фактически Общество в разделе 1 (причины внесения сведений) листа В (страница 004) заявления по форме N Р14001 заполнило опцию N 1 - внесение сведений о новом участнике - Обществе.
    В связи с неправильным заполнением заявления по форме N Р14001 Общество стало новым участником российского юридического лица - Общества.
    Регистрирующий орган в отзыве и в процессе судебного разбирательства приводил доводы о том, что исходя из содержания сведений листа В заявления по форме N Р14001, Общество становится участником самого себя, что не соответствует представленным документам и Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
    Таким образом, заявленный спор носит не правовой характер, а имело место быть техническая ошибка при заполнении Обществом заявления по форме N Р14001.
    Об этом регистрирующий орган указывал и в поданных апелляционных жалобах.
    Однако в нарушение статей 133 и 135 АПК РФ суд первой инстанции не определил в полной мере характер спорного правоотношения и подлежащее применению законодательство, круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
    Так, в ходе рассмотрения дела суды ограничились исследованием вопроса правомерности передачи Обществу 80% доли выбывшего участника.
    Вопрос несоответствия содержания и порядка заполнения заявления по форме N Р14001 установленным требования носил не правовой, а технический характер и остался без исследования судом первой инстанции.
    Указанные недостатки не были устранены и судом апелляционной инстанции.
    Между тем, отсутствие заявления, поданного по утвержденной форме, с соблюдением установленного законом порядка обращения в регистрирующий орган, препятствует совершению регистрационных действий и является основанием для отказа регистрирующим органом в их совершении в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
    Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10, суды на основании части 1 статьи 133, части 1 статьи 168 АПК РФ с учетом обстоятельств, приведенных в обоснование иска, должны самостоятельно определить характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению, а в случае необходимости и неясности предмета спора предложить сторонам уточнить заявленные требования.
    Данные процессуальные нарушения судами учтены не были, что привело к неверной квалификации спора, а именно подмены технической ошибки Общества при заполнении заявления по формы N Р14001, правом Общества на изменение содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в связи с выходом одного из его участников.
    При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
 
    1.2. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и отрывная часть к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации.
    По делу N А14-11359/2015 К.Е.Л. обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции (далее - регистрирующий орган) и Управлению о признании незаконными решения регистрирующего органа N 1933А от 18.02.2015 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя и решения Управления N 11-29/0973 от 22.05.2015.
    Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2016 признано незаконным решение регистрирующего органа N 1933А от 18.02.2015 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Суд обязал регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов К.Е.Л. путем осуществления государственной регистрации К.Е.Л. в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления с вх. N 1933А от 12.02.2015. В требовании к Управлению отказано.
    Не согласившись с принятым судебным актом, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой ссылался на неверное применение судом норм материального права и просил отменить решение суда и отказать К.Е.Л. в удовлетворении ее требований.
    Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
    Как следует из материалов дела, К.Е.Л. является гражданкой Украины.
    На основании заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации К.Е.Л. 22.14.2014 получила временное убежище на территории Воронежской области в упрощенном порядке (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке").
    12.02.2015 К.Е.Л. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р21001, представив соответствующий комплект документов, необходимых для государственной регистрации:
    - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (копия паспорта),
    - копию свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ,
    - документ, подтверждающий право пребывания на территории РФ;
    - квитанцию об оплате государственной пошлины.
    Решением от 18.02.2015 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации на том основании, что заявителем не представлены определенные статьей 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) необходимые для государственной регистрации документы, а именно: заявление о государственной регистрации по форме N Р21001, ввиду невозможности установить достоверность адреса, указанного в заявлении, поскольку в свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории РФ отсутствует отметка о месте жительства заявителя на территории РФ.
    06.05.2015 К.Е.Л. обратилась в Управление с жалобой на решение регистрирующего от 18.02.2015.
    Решением N 11-29/0973 от 22.05.2015 Управление отказало К.Е.Л. в удовлетворении ее жалобы на действия регистрирующего органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
    Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
    Согласно подпункту "е" пункта 1 статьи 22 Закона N 129-ФЗ при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина или лица без гражданства, такое лицо должно представить в регистрирующий орган в числе прочего копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
    Как установлено судом, в регистрирующий орган заявителем в качестве документа, подтверждающего право К.Е.Л. временно проживать в Российской Федерации, была представлена копия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ ВУ N 0225840 от 22.12.2014, сроком действия до 22.12.2015 (решением УФМС России по ВО от 17.09.2015 срок пребывая продлен на один год), а также отрывная часть к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания по адресу: Воронежская область, Терновский район, с. Липяги, ул. Советская, д. 13.
    Исследовав указанные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные К.Е.Л.

Ведется подготовка документа. Ожидайте