Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 823. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 1998 г. N 453

 

О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ НА ПЕРИОД 1998 - 2000 ГОДОВ

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Одобрить Концепцию реформирования российской науки на период 1998 - 2000 годов (прилагается).
    2. Министерству науки и технологий Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской академии наук и отраслевым академиям наук, имеющим государственный статус, организовать работу по реализации Концепции реформирования российской науки на период 1998 - 2000 годов.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Кириенко
__________________________
 
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 1998 г.
N 453
 

КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ НА ПЕРИОД 1998 - 2000 ГОДОВ

 
    1. Наука - важнейший ресурс экономического и духовного обновления России
 
    К концу ХХ века человечество пришло с большими научными и технологическими достижениями, коренным образом изменившими уклад жизни. Именно в этом веке освоены источники энергии, сопоставимые по мощности с природными явлениями, созданы вычислительные машины, позволяющие расширить интеллектуальные возможности людей, осуществлено искусственное воспроизводство биологических особей, созданы системы связи и транспорта, сблизившие людей и континенты, начато освоение внеземного пространства.
    Мы являемся свидетелями и участниками бурного развития науки и техники. Новые технологические возможности реально влияют на ход эволюционного развития Земли. Это накладывает на человечество огромную ответственность, связанную с опасностью усиления негативного антропогенного воздействия на природу. Однако данное обстоятельство неспособно остановить или замедлить научно-технический прогресс: наука стала мощной производительной силой, а научно-технический потенциал - решающим фактором конкурентоспособности стран на мировом рынке. Сложились качественно новые политические, социальные и экономические механизмы, стимулирующие инновационное, поступательное развитие общества, его гармоничное взаимодействие с природой. Именно поэтому эффективное и целенаправленное использование научных разработок является важнейшим фактором устойчивого развития человечества в третьем тысячелетии. Тем самым в повестке дня - разработка и реализация курса на превращение отечественной науки в важнейший фактор обновления и развития России, укрепления и наращивания ее интеллектуального, социально-экономического потенциала, обеспечения национальной безопасности.
    Обладая исключительно высокой экономической результативностью, современные научные исследования становятся все более дорогими. И это объективный процесс, так как уровень и сложность решаемых научных проблем постоянно повышаются. Высокая стоимость научных исследований заставляет все индустриальные страны самым внимательным образом относиться к выбору научных приоритетов и механизмов их реализации. С одной стороны, в области фундаментальных наук быстро расширяется международная кооперация, а с другой - прикладные разработки становятся все более закрытыми и их результаты рассматриваются как национальное достояние, имеющее стратегическое значение.
    Наука в СССР занимала весьма привилегированное положение и достаточно хорошо финансировалась. В целях обеспечения военной и технологической безопасности страны исследования велись по всем направлениям фундаментальных и прикладных наук и дали немало выдающихся открытий. Вместе с тем стремление сохранить паритет с другими странами по всем направлениям научно-технического развития реализовывалось путем образования большого числа научных учреждений, не всегда имевших нужный кадровый и технический потенциал и в силу этого не достигших мирового уровня исследований.
    Недостаточное внимание к использованию лучших научных достижений в гражданских областях и неэффективность механизма внедрения технологий в практику привели к тому, что, имея мощный научно-образовательный потенциал, СССР в последнее десятилетие своего существования утратил передовые позиции по ряду важных для развития страны направлений.
    В России реформирование научной сферы пришлось на исключительно сложный период перехода к рыночной экономике. Наука оказалась одной из тех областей деятельности, для которых последствия перехода к рынку носили наиболее деструктивный характер. Так, ассигнования на науку из федерального бюджета в течение 1991-1996 годов реально сократились в 6 раз, а среднемесячная заработная плата - почти в 3 раза. Численность занятых в науке уменьшилась за этот период в 2 раза. В том, что в нынешних тяжелых условиях российская наука еще достаточно активно функционирует, главную роль играет преданность своему делу большинства ученых старшего и среднего возраста.
    Значительное уменьшение объемов финансирования создало ситуацию, при которой реформирование науки сочетается с решением проблем выживания и сохранения активной части научно-технического потенциала страны. В этой сложной ситуации предпринятые государственными органами управления меры позволили в определенной степени смягчить последствия кризиса, сохранить существенную часть накопленного научно-технического потенциала, а также остаться на передовых позициях по ряду важных направлений развития современной науки и техники.
    Следует признать, что, хотя кризисные явления в научно-технической сфере весьма остры, налицо и первые успешные примеры адаптации научных учреждений к новым условиям хозяйствования. Российская наука стала более открытой и демократичной, расширилось участие российских ученых, а также научных организаций в различных международных программах и проектах, исчезли идеологические ограничения и жесткий административный контроль.
    Естественным шагом явилось развитие в России механизмов функционирования научной сферы, характерных для рыночной экономики. К ним относятся, прежде всего, финансирование исследований и разработок на конкурсной основе через бюджетные и внебюджетные фонды, формирование и реализация целевых программ.
    С учетом исторической специфики российской науки были предприняты меры по сохранению ведущих научных школ и преодолению разобщенности науки, образования и производства.
    Однако научно-техническая сфера до сих пор не стала базовым элементом социально-экономического прогресса российского общества, как это определено Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и указами Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", от 13 июня 1996 г. N 884 "О доктрине развития российской науки", от 15 апреля 1996 г. N 558 "О мерах по развитию фундаментальной науки в Российской Федерации и статусе Российской академии наук". Одновременно предстоит реализовать провозглашенную в этих основополагающих документах поддержку развития науки в качестве приоритетной задачи государства.
    Формирование динамично развивающегося научно-технического потенциала, отвечающего современным требованиям и ресурсным возможностям страны, повышение эффективности его использования в целях обеспечения духовного и физического здоровья нации, конкурентоспособности экономики и обороны государства являются стратегическими целями реформирования научно-технической сферы.
    Основная задача ближайших лет - создание необходимых условий для сохранения и развития наиболее перспективной части российской науки и системы подготовки научных кадров, определение приоритетных направлений в научно-технической сфере и концентрация на этих направлениях имеющихся ресурсов, реформирование научно-технического комплекса, создание технологической базы перехода на путь экономического роста и повышения благосостояния населения.
    На основе данной Концепции должна быть сформирована государственная программа реформирования науки, содержащая план действий на каждый год.
 
    2. Активизация государственной научно-технической политики
 
    Разработка новых приоритетов в развитии науки будет базироваться на современных общенациональных социально-экономических целях развития страны с учетом мировых тенденций, историко-культурных и научных традиций России. При этом особое внимание следует уделить согласованности научной, образовательной, промышленной и оборонной концепций развития страны.
    Определение стратегических направлений фундаментальной науки должно проводиться исходя из оценки возможности получения новых знаний и наличия в стране ученых, способных решать поставленные проблемы. Прикладная наука призвана ориентироваться на практическую реализацию новых знаний в целях повышения уровня жизни населения, обеспечения конкурентоспособности экономики, охраны окружающей среды и укрепления оборонного потенциала страны.
    Формирование государственного заказа науке, определяемого стратегией развития общества, составляет главное звено проводимой научной политики и системы ее реализации. Основным механизмом при этом является конкурсный отбор предложений ученых, товаропроизводителей и потребителей продукции.
    Конкурсный отбор производится открыто, на основе государственной экспертизы, определяющей обоснованность предложений и их соответствие следующим критериям: перспективность исследований, обеспечение экономической и оборонной безопасности, развитие интеллектуального потенциала общества, эффективность использования бюджетных ассигнований, потребности рынка и др. В области прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ основным должен быть принцип межотраслевого решения задач в рамках проектов, ориентированных на использование результатов исследований в экономике.
    В рамках государственной программы реформирования науки следует предусмотреть выделение целевых бюджетных ассигнований на реструктуризацию научно-технической сферы и развитие ее рыночной инфраструктуры, обновление технической базы научных организаций, а также на поддержку ведущих научных школ, содержание уникальных научных установок. Срочного решения требуют вопросы строительства и ремонта объектов научной сферы.
    Учитывая общемировоззренческую роль фундаментальной науки и ее значение как базиса для прикладных исследований и разработок, следует сделать особый акцент на государственной поддержке фундаментальных исследований. Это важно не только в целях создания задела на будущее, но и для сохранения уникальной научной культуры России, являющейся мировым достоянием.
    В области фундаментальных исследований выбор направлений определяется как потребностями общества, так и закономерностями развития самой науки. Поэтому с учетом социальных мотивов использования научных результатов, ориентируясь на стратегические цели, следует обеспечивать свободу научного поиска, сохранять завоеванные научные позиции, соразмерять объемы естественно-научных и гуманитарных исследований, стремиться к сбалансированному развитию смежных научных направлений.
    Особую роль в решении этих задач призван сыграть академический сектор науки, и в первую очередь - Российская академия наук, которая является общепризнанным лидером в проведении фундаментальных исследований. Важный вклад в развитие соответствующих областей знаний должны внести отраслевые академии, имеющие государственный статус. Инициатива научного сообщества в развитии научно-исследовательской сферы будет проявляться, в частности, в деятельности наряду с государственным негосударственного сектора науки, включающего академии, научные общества, ассоциации и т. д.
    Новый импульс следует придать развитию системы государственных научных центров, объединяющих основной научно-технический потенциал страны в области прикладных исследований. Необходимо более жестко связать объемы их государственного финансирования с уровнем и объемом выполняемых по государственному заказу работ. Огромная экспериментальная база, сосредоточенная в государственных научных центрах, должна при поддержке государства стать полигоном для активной инновационной деятельности, способным привлекать соизмеримые с государственными внебюджетные средства.
    Основным инструментом реализации приоритетов научно-технического развития является программно-целевой метод. Его стержень составляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые в рамках федеральных целевых программ.
    Министерство науки и технологий Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета на предстоящий период должно совместно с координационными советами по приоритетным направлениям развития науки и техники обеспечить концентрацию средств на наиболее актуальных и близких к завершению темах, исключить дублирование проектов, поддерживаемых научными фондами, и на этой основе определить объемы финансирования фундаментальных исследований, разработки перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.
    В ходе реформы необходимо усилить процесс интеграции науки и образования, превращения вузов в мощные центры научно-инновационного развития. Ориентиром могут стать вузы, в которых ведущие научные сотрудники научно-исследовательских институтов участвуют в подготовке научных кадров, а преподаватели и студенты активно работают над современными научными проблемами в академических и отраслевых лабораториях, в научно-исследовательских институтах при вузах. Реализацию президентской программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы" следует рассматривать как важный шаг в этом направлении.
    Действенным механизмом реализации государственного заказа науке будет являться федеральная контрактная система в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Она основана на системе публичных конкурсов, предметом которых станет право заключения контракта на выполнение работ по заданию заказчика. Реализация этой системы будет способствовать решению задач использования результатов исследований в интересах общества, защиты интеллектуальной собственности, отработки механизма привлечения внебюджетных средств для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на долевой основе.
    Перестройка российских вооруженных сил должна способствовать распространению в гражданском секторе технологий двойного назначения. Вместе с тем многие гражданские исследования и разработки могут найти достойное применение в оборонном комплексе. Следует ликвидировать наметившийся в последнее время разрыв между гражданским и оборонным научно-техническим комплексом и активизировать процессы интеграции усилий научно-исследовательских организаций гражданской и военной науки в области проведения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, разработки перспективных технологий, в том числе двойного назначения. В обозримой перспективе военно-техническая сфера останется одним из ключевых факторов присутствия России на мировых рынках наукоемкой продукции.
    Специфика развития общественных наук в России определяется особенностями перехода на новые экономические и социальные отношения. Необходимо изучение общих законов рыночной экономики с учетом специфики России как страны с высоким интеллектуально-технологическим потенциалом и богатыми природными ресурсами, изучение проблем федерализма и укрепления российской государственности, развития демократических начал, поддержки и защиты прав человека.
    Следует сосредоточить усилия на таких вопросах, как способы формирования менталитета гражданского общества в условиях российской действительности, научные основы борьбы с преступностью, в первую очередь с организованной, борьбы с пороками современного общества - алкоголизмом, наркоманией и проституцией, проблемы формирования морали и нравственности, гражданской позиции и причастности к судьбе отечества.
    Выработка, реализация и корректировка научно-технической политики должны проводиться с широким участием всех заинтересованных сторон - государственных структур, крупных промышленных формирований, банковского капитала, представителей малого бизнеса, различных слоев общества. Свою роль здесь призваны сыграть научные союзы и ассоциации, в том числе общественные академии.
 
    3. Укрепление взаимосвязи науки и общества
 
    Тенденцией исторического развития человечества является повышение общественной значимости науки. Будучи неотъемлемой составляющей общественного воспроизводства, наука должна рассматриваться как полноправная часть экономики. Вместе с тем следует учитывать, что научные знания непосредственно воздействуют на общественную, духовную и политическую жизнь страны. В постиндустриальном обществе наука, сохранив эту важную роль, усилит свое воздействие на систему государственного управления. Уже сейчас успех политических, управленческих и организационных решений во многом зависит от того, насколько они опираются на научную методологию и экономический расчет.
    Формирование стратегии развития общества должно исходить из научно обоснованного прогноза, позволяющего на системной основе обеспечивать интеграцию научно-технической и промышленной политики, определять общенациональные технологические приоритеты, учитывающие национальные особенности и глобальные тенденции. В условиях современной кризисной ситуации в экономике России составление научного прогноза является исключительно сложной задачей, которая может быть решена только при участии широкого круга ученых, занятых как фундаментальными, так и прикладными исследованиями. Организация этой деятельности должна стать одной из важных функций Министерства науки и технологий Российской Федерации.
    Постоянно увеличивающийся разрыв в уровне образования разных слоев общества может стать дестабилизирующим фактором развития нашей страны. Образовательная и просветительская функции науки в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса должны непременно расширяться. Происходящее сейчас беспрецедентное распространение паранауки и мистицизма - свидетельство неблагополучия в деле формирования научного мировоззрения.
    Наша наука обязана в доступной форме популяризировать свои достижения в средствах массовой информации, показывая обществу эффективность проведенных научных исследований и соответствующих затрат, а также те выгоды, которые общество получит при реализации результатов этих исследований.
    Министерству науки и технологий Российской Федерации совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за формирование и реализацию государственной научно-технической политики, следует выработать систему согласованных действий по пропаганде научно-технических знаний и достижений отечественной и мировой науки.
 
    4. Реструктуризация сети научных организаций
 
    Принципиальной основой организации научной деятельности в стране должен стать учет новых экономических отношений. Одной из важнейших задач новой государственной политики в научно-технической сфере является формирование государственного сектора науки с учетом имеющихся финансовых и кадровых возможностей.
    Государственный сектор должен объединить научно-исследовательские организации, имеющие крупные научные достижения и способные по своему оснащению и кадровому потенциалу обеспечить их продвижение на отечественный и мировой рынок научно-технической продукции. Такие научные организации могли бы стать не только основным исполнителем, но и координатором фундаментальных и поисковых исследований, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ, крупных межрегиональных и межгосударственных проектов.
    Ограниченность бюджетных средств требует пересмотра приоритетов финансирования, ликвидации организаций, утративших свой научный потенциал. При этом простое сокращение количества научных организаций и численности исследователей до уровня, обеспечиваемого бюджетными ассигнованиями, является недопустимым, фактически лишает Россию перспектив развития. Задача преобразований состоит в том, чтобы добиться повышения эффективности научных исследований и привлечения на этой основе средств из новых финансовых источников. Целесообразно рассмотреть возможность объединения в межотраслевые центры государственных научных организаций, занимающихся схожими исследованиями, требующими дорогостоящей экспериментальной и испытательной базы. Следует возложить на них ответственность за проведение работ по важнейшим направлениям исследований и практическое использование полученных результатов.
    Формирование интеграционных научно-образовательных комплексов должно стать одним из важных направлений реализации взаимосвязей между наукой и высшим образованием, рационализации их структуры, функционирования и взаимодействия.
    Эффективным инструментом, позволяющим осуществлять скоординированную научно-техническую политику по отношению к государственному и негосударственному секторам научно-технического комплекса страны, призвана стать государственная аккредитация, предоставляющая научной организации независимо от формы собственности установленные законодательством льготы и проводимая на добровольной основе.
    Рестуктуризация сети научных организаций будет основываться на анализе и оценке их деятельности, проводимой федеральными органами исполнительной власти. По ее итогам эти органы принимают решение о сохранении и месте научной организации в государственном секторе.
    Реструктуризация государственного сектора науки может осуществляться путем передачи части организаций, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации. В последнем случае представляется перспективным объединение научных организаций с финансово-промышленными группами, все более нуждающимися в ускорении инновационных процессов.
    В реформировании нуждается академическая наука. Учитывая специфику фундаментальных исследований, традиции творческого поиска, сложность формирования государственных приоритетов в этой области, в основу преобразований научных организаций Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус, следует положить тщательно взвешенные и учитывающие позицию научной общественности критерии оценки качества и уровня научных работ. Необходимо детально изучить и распространить опыт институтов и отдельных научных коллективов, успешно работающих в современных условиях.
    Важно иметь в виду, что реструктуризация сети научных организаций потребует средств на их реорганизацию и возможную ликвидацию. Процесс реструктуризации должен сочетаться с мероприятиями по социальной защите высвобождаемых научно-технических кадров, их переподготовке, трудоустройству и достойному пенсионному обеспечению, что должно быть отражено в государственной программе реформирования науки.
    Залогом успеха реструктуризации сети научных организаций является стабильное и своевременное выполнение государством финансовых обязательств.
 
    5. Кадровое обеспечение и социальная политика в научной сфере
 
    Хорошо развитая система подготовки научных кадров - основа воспроизводства научно-технического потенциала нашей страны. Однако наблюдающийся в последние годы отток молодежи из научной сферы серьезно изменил кадровый состав российской науки и привел к его заметному старению.
    Необходимым условием улучшения кадровой ситуации является восстановление в обществе престижности научного труда и соответствующая его оплата. Только решив данную проблему, можно привлечь в науку талантливую молодежь и способствовать возвращению в Россию уехавших за рубеж ученых. Как показывает опыт многих стран, в том числе и России, этот аспект имеет исключительно важное значение для повышения эффективности научных исследований в новых экономических условиях.
    В качестве первоочередных мер, способных смягчить кадровые проблемы, следует считать активизацию процесса интеграции вузов и организаций академической и прикладной науки, введение бронирования от призыва в армию молодых специалистов научных организаций, получивших государственную аккредитацию, строительство жилья для молодых специалистов. Существенное значение для закрепления в науке молодежи имеют программа поддержки ведущих научных школ и гранты Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых ученых - докторов наук. Необходимо восстановить в полном объеме их финансирование, уменьшенное в результате секвестра федерального бюджета в 1997 году.
    Существование научных школ является уникальной особенностью российской науки, в силу чего они должны стать самостоятельным объектом кадровой политики. При этом будут обеспечиваться преемственность поколений в науке, развиваться такие важные элементы научного потенциала, как традиции, нормы, неформальные знания и т. д. Таким образом, появится возможность сохранения научной интеллектуальной среды в условиях реформирования научной сферы.
    Действенным механизмом кадровой политики призвана стать контрактная система, введение которой целесообразно начинать с молодых специалистов. Она позволит отбирать для конкретной научной работы наиболее подходящих кандидатов и повышать мобильность научных кадров.
    Система подготовки научных кадров должна быть согласована с потребностями и приоритетами развития научно-технической сферы. Большое внимание следует уделить подготовке научных кадров высшей квалификации в аспирантурах и докторантурах высшей школы, а также академических институтов и государственных научных центров, включая разработку единой программы подготовки кадров высшей квалификации. Кроме того, необходимо расширить подготовку специалистов, владеющих новыми социальными и экономическими технологиями, а также управленческого персонала для сферы науки.
    Ядром научных коллективов являются специалисты высшей квалификации - доктора наук, профессора, возглавляющие научные школы или имеющие перспективных учеников. Поэтому при распределении базового финансирования между организациями следует учитывать долю этих категорий сотрудников. Одновременно следует принимать во внимание наличие в организациях талантливой молодежи. В условиях дефицита ресурсов резко возрастает роль аттестации научных кадров, которая призвана содействовать выявлению наиболее продуктивных исследователей.
    Особой заботой государства и общества должна стать систематическая работа со школьниками в целях выявления и подготовки к творческой работе одаренных подростков. Следует возродить практику создания профильных школ, научных обществ учащихся, разветвленной системы конкурсов научных проектов, олимпиад всех уровней и организации научно-популярных лекций ведущих ученых для учителей и школьников. Большая часть этих мероприятий должна быть выполнена Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской академией наук, Российской академией образования и обществом "Знание" России.
 
    6. Улучшение финансовой ситуации и рационализация использования ресурсов
 
    Первоочередная задача совершенствования системы финансирования науки в условиях реформирования научно-технической сферы заключается в обеспечении ее реструктуризации и развития в условиях ограниченных денежных ресурсов. Бюджетная политика должна быть ориентирована на максимальное удовлетворение потребностей государства и общества в этой сфере. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо отойти от постатейного финансирования науки.
    Значительного улучшения финансовой ситуации в науке можно добиться путем перераспределения и концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях, селективной поддержки ведущих отраслевых научных организаций, а также привлечения средств внебюджетных источников и частного капитала.
    Для реализации поставленной цели необходимо при разработке проектов федерального бюджета на 1999 год и 2000 год руководствоваться уровнем государственного финансирования научно-технической сферы, определенным Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". При этом требуется обеспечить стабильность выделения средств и безусловное исполнение плановых назначений. В дальнейшем, по мере развития экономики, следует довести долю расходов на науку в валовом внутреннем продукте до уровня развитых стран.
    В условиях ограниченности бюджетных средств необходимо рационализировать их распределение между федеральными органами исполнительной власти с учетом изменения количества научных организаций и численности работающих, а также общей ситуации в экономике страны. В частности, это перераспределение должно учитывать такие факторы, как резкое сокращение государственного оборонного заказа, существенно возросшую зависимость спроса на научные исследования и разработки от конъюнктуры на мировых рынках высоких технологий, изменение места российской науки в международном разделении труда и усиление конкуренции в этой сфере.
    Следует разработать и внедрить в практику механизмы финансирования прикладных исследований на возвратной основе. С этой целью необходимо в законодательном порядке разрешить финансировать из федерального бюджета расходы на выполнение высокоэффективных прикладных исследований и разработок, имеющих коммерческое значение, на условиях частичного или полного возврата, а также определить размер средств, направляемых на эти цели.
    Для прикладной науки исключительно важное значение имеют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Именно они могут и должны стать стимуляторами развития внутреннего рынка технологий, и поэтому необходимо принять меры по их целенаправленному формированию.
    В условиях недостатка средств на закупку оборудования и приборов необходимо обеспечить функционирование действенного механизма передачи высвобождаемого в процессе реорганизации научно-технической сферы научного, технологического, испытательного оборудования и приборов в заинтересованные научно-исследовательские организации.
    Хорошо зарекомендовала себя введенная несколько лет назад конкурсная система финансирования научных проектов через Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд технологического развития, ряд специализированных и региональных фондов. Эта важная форма поддержки конкурсных начал в распределении финансов для проведения научных исследований и разработок должна развиваться наряду с государственной финансовой поддержкой научных организаций. Следует обеспечить максимальную объективность при проведении конкурсных отборов проектов в фондах путем привлечения независимых экспертов, их периодическую ротацию, совершенствование методики экспертизы.
    Наряду с прямой государственной поддержкой науки и инноваций необходимо разработать комплекс косвенных методов стимулирования, включающий налоговые льготы, механизмы ускоренной амортизации, льготные тарифы и т. д. Из широкого арсенала мер, выработанных в этой области мировой практикой, нужно выбрать наиболее адекватные нынешней ситуации и российской специфике, с тем чтобы способствовать углублению взаимодействия науки с частным сектором, росту масштабов финансовых поступлений в науку за счет оплаты исследований и разработок коммерческими структурами.
    В условиях достигнутой в стране финансовой и экономической стабилизации необходимо искать новые источники и формы внебюджетной финансовой поддержки исследований и разработок. В частности, следует активнее переходить от прямого кредитования инновационных проектов к практике компенсации ставки банковских кредитов и предоставления гарантийных обязательств. Эти меры позволят в рамках выделяемых средств поддержать большее число проектов путем привлечения частных инвестиций, которые могут стать основой для развертывания сети венчурных фондов поддержки науки и инноваций.
    Перспективным является совместное финансирование важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государственным и негосударственным секторами экономики, позволяющее приводить в соответствие общественные и частные интересы, объединять государственные приоритеты с предпринимательской инициативой.
    Вся система государственного финансирования научно-исследовательских разработок и расходования организациями выделенных ассигнований должна быть "прозрачной", для того чтобы исключить злоупотребления и обеспечить эффективность использования бюджетных средств.
 
    7. Укрепление научно-технического потенциала регионов
 
    Неотъемлемой частью государственной научно-технической политики должно являться содействие укреплению научно-технического потенциала регионов, который по целому ряду объективных причин оказался более жизнестойким, чем в научных мегаполисах. Решение общих вопросов науки находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Между тем, за исключением нескольких положительных примеров (г. Москва, Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан и др.), доля бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемая на науку и технику, редко превышает десятые доли процента. Предстоит разработать четкий механизм взаимодействия органов государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации с целью согласования общенациональных и региональных интересов в области научно-технического развития.
    В рамках реализации региональной составляющей государственной научно-технической политики на ближайшую перспективу особое внимание будет уделено решению проблем наукоградов, академгородков, развитию информационной сети на базе телекоммуникаций и созданию инфраструктуры инновационной деятельности, в первую очередь в регионах с высокой концентрацией научно-технического потенциала.
    Решение проблемы наукоградов потребует соответствующего законодательного обеспечения, отработки форм и методов государственной поддержки, а также механизмов бездотационного развития градообразующих научно-производственных комплексов.
    Следует учитывать особые условия создания и функционирования наукоградов как уникальных образований с исключительно высоким научным и инновационным потенциалом. Определенную часть нагрузки по финансированию исследований и разработок в наукоградах должны нести субъекты Российской Федерации, на территориях которых они расположены, особенно в отношении работ, выполняемых в интересах самих субъектов Российской Федерации. При этом важным катализатором может стать реформирование системы местного налогообложения и самоуправления, наделяющее значительными правами ученых и научные организации.
    В основу развития инновационной инфраструктуры будет положено создание в регионах научных и технологических парков, инновационно-технологических центров с последующим объединением их в сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на всей территории России. Важную роль в активизации этой деятельности могут и должны сыграть вузы.
    В ходе реструктуризации сети научных организаций предполагается совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможной передаче части организаций, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации.
    При долевом финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках федеральных целевых программ и региональных научно-технических программ, направленных на решение важнейших проблем субъектов Российской Федерации, особое внимание будет уделено усилению конкурсных начал при отборе проектов и использованию контрактной системы как основного организационного механизма их выполнения.
    Необходимо в полной мере использовать потенциал вузовской науки с целью усиления ее влияния на процессы преобразования в экономической и социальной сфере субъектов Российской Федерации.
 
    8. Повышение инновационной активности
 
    Проблема повышения эффективности использования научных разработок - важный аспект государственной политики всех индустриальных стран. Для России она имеет особое значение, поскольку наиболее слабым звеном является взаимодействие фундаментальной науки со сферой прикладных исследований и разработок, а также внедрение их результатов в производство.
    В условиях дефицита собственных денежных средств у предприятий, а также ограниченности государственной поддержки важнейшим условием активизации инновационной деятельности выступает привлечение финансов из негосударственных источников для целей коммерциализации технологий. Отечественный научно-технический потенциал обладает большими возможностями для разработки коммерчески ценных технологий и при создании благоприятной организационно-экономической среды может стать для инвесторов выгодной сферой вложения средств. Большие перспективы привлечения частного капитала в научно-техническую сферу открывает формирование отечественной системы венчурного и лизингового финансирования технологических проектов. Для снижения рисков частных инвесторов необходимо предусмотреть участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии.
    Как показывает мировой опыт, решающее значение для активизации инновационной деятельности приобретает создание разветвленной инновационной инфраструктуры. Наиболее эффективный путь внедрения научных разработок лежит через сеть малых и средних инновационных фирм, способных в короткие сроки и с минимальными затратами разрабатывать конкурентоспособную наукоемкую продукцию. Широкое развитие инновационного предпринимательства в России позволит вовлечь в процесс рыночных преобразований и оживления отечественной экономики большой научно-технический потенциал.
    К числу очередных задач относятся также развитие системы подготовки специалистов в области инновационного менеджмента, создание специализированных учебных центров на базе вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов.
    Необходима координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе зарубежных партнеров, осуществляющих в регионах поддержку малого инновационного предпринимательства.
    Развитие инновационной деятельности невозможно без постоянного совершенствования нормативно-правовой базы по охране и защите интеллектуальной собственности, введения ее в хозяйственный оборот, приведения норм, стандартов и систем сертификации продукции в соответствие с мировыми подходами в этой области. Значительная часть этих вопросов решается в рамках межведомственной и отраслевых программ активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере.
    Стратегическим направлением государственной политики должно стать формирование и защита отечественного рынка научно-технической продукции. Подавляющее большинство российских производств связывает свое будущее с развитием новых технологий и выпуском конкурентоспособной продукции. Этот огромный рынок может стать мощнейшим двигателем прогресса как в отечественной научно-технической и образовательной сферах, так и во всей экономике Российской Федерации. Незамедлительная разработка национальных приоритетов технологической политики и концентрация средств и ресурсов, направленных на обеспечение качества продукции, не уступающего мировым стандартам, в сочетании с государственным протекционизмом в отношении российской продукции - важнейшие факторы для подъема отечественного высокотехнологичного производства.
    Государству необходимо незамедлительно принять действенные меры по защите своего патентного пространства и поддержке за рубежом отечественных патентообладателей.
    Мероприятия по активизации разработок и производства высококачественной, экономичной продукции должны быть дополнены системой мер государственного стимулирования ее применения, включая поощрение лизинга, с тем чтобы обеспечить действенную обратную связь, при которой доходы от производства отечественной продукции и ее применения позволят финансировать инновационные разработки и освоение производства новой продукции.
 
    9. Развитие информационного обеспечения
 
    Интенсивное использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности существенно изменили представление о месте и роли информации в современном обществе. Все отчетливее проявляет себя новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы, которые становятся одним из важных факторов развития постиндустриального мира.
    Эффективность научной деятельности в решающей степени определяется возможностью доступа к научно-технической информации. Развитие процессов разделения научного труда привело к резкой интенсификации информационного обмена, превратило научно-информационную деятельность в один из важнейших элементов научной инфраструктуры.
    Значение этой сферы для российских ученых сейчас стало особенно важным. Это связано с возросшей открытостью нашего общества, бурным развитием информационных телекоммуникационных технологий, качественно изменивших скорость и характер информационного обмена. Современные глобальные информационные сети и включенные в них базы данных представляют своим пользователям широчайшие возможности. Однако затянувшийся экономический кризис и вызванные им финансовые ограничения не позволяют реализовать новые возможности в полной мере. Более того, существовавшая прежде система информационного обеспечения науки по целому ряду причин попала в крайне тяжелое положение, многие научные библиотеки лишились поступлений зарубежных изданий, сократилось число отечественных научных публикаций. Необходимо принять меры по восстановлению притока отечественных и зарубежных научных изданий в научно-технические библиотеки, выделять в государственном заказе на науку средства на приобретение необходимой научной литературы. Важно предусмотреть специальный комплекс мероприятий для поддержки ведущих российских научных журналов и увеличения их доли в международных потоках научно-технической информации.
    При реализации государственной научно-информационной политики основное внимание должно быть уделено созданию телекоммуникационной инфраструктуры для обмена информацией, поддержке существующих информационных сетей и их совместимости с глобальными сетями, обеспечению доступа российских ученых к мировому богатству научных знаний.
    Следует всемерно поддерживать новые формы научной деятельности, предусматривающие использование современных информационных технологий, - электронные журналы, дистанционный доступ к базам данных, телеконференции и т.д. Это создаст новые предпосылки для структурной перестройки научных организаций, совершенствования методологии проведения исследований и разработок.
    Внедрение новых информационных технологий позволит организовать непрерывный мониторинг научно-технического потенциала, включая такие его аспекты, как статистика науки и инноваций, реструктуризация системы научных организаций, финансирование науки, интеграция высшего образования и науки, оценка результатов реформ как на федеральном, так и на региональном уровнях.
    Использование информационных технологий в науке должно, с одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой - обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью и социальной сферой, повысить качество и ускорить реализацию наукоемких инвестиционных проектов.
 
    10. Международное научно-техническое сотрудничество
 
    Следует признать, что международные связи российской науки, несмотря на их кажущуюся обширность, недостаточно эффективны.
    Предстоит выработать государственную политику в области международного научно-технического сотрудничества в полном соответствии с национальными интересами и реальной геополитической ситуацией в мире, ориентируясь прежде всего на совместные конкурентоспособные разработки и продвижение российской высокотехнологичной продукции на мировой рынок. В условиях расширения научно-технических связей с ведущими государствами и международными организациями следует ускорить процесс кооперации с новыми индустриальными странами. Значительную роль должно играть сотрудничество со странами СНГ, налаживание научных связей и кооперации в области наукоемких технологий с целью обеспечения единого научного и экономического пространства СНГ.
    При осуществлении государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества необходимо максимально учитывать интересы научного сообщества, обеспечивая свободу выбора партнеров, направлений и форм кооперации, общения с зарубежными коллегами и т. п. Предстоящие годы будут характеризоваться переходом от преимущественно чисто гуманитарных программ международной помощи российской науке к проектам, приносящим обоюдную выгоду, в том числе на базе использования уникальных отечественных научных установок. Следует способствовать созданию у нас в стране совместных научных организаций и одновременно с этим активизировать присутствие России в международных организациях, выделить на эти цели необходимые средства и обеспечить их эффективное использование.
    Важным аспектом международного сотрудничества является информационная деятельность. Ряд научных проектов по своей сути глобальны и требуют активного сотрудничества ученых разных стран. При этом на повестку дня в международных организациях и на двустороннем уровне выходят вопросы использования полученных результатов и распределения прав на интеллектуальную собственность.
    Реформирование международного научно-технического сотрудничества должно содействовать дальнейшей интеграции России в мировую систему разделения труда в сфере науки и техники и возрастанию ее роли в решении проблем современной цивилизации.
 
    11. Совершенствование нормативно-правовой базы науки
 
    Разработка и принятие доктрины развития российской науки, Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 543 "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации" обозначили основные ориентиры для совершенствования научной сферы страны. При этом вполне естественно, что развитие социально-политической и экономической ситуации в России требует корректировки нормативно-правовой базы науки.
    Основная задача совершенствования законодательства в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - обеспечение адаптации науки (с учетом ее специфики и общественной значимости) к развивающимся рыночным отношениям. Нормативно-правовая база должна способствовать созданию необходимых условий существования и развития науки, в том числе путем превращения ее в привлекательный объект для инвесторов.
    В качестве основных шагов в этом направлении следует назвать подготовку и принятие в установленном порядке нормативно-правовых документов, позволяющих определять:
    конкретные меры государственного протекционизма в отношении разработки, освоения производства и применения (в том числе посредством лизинга) высококачественной, экономичной отечественной наукоемкой продукции;
    специфику финансирования научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
    порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научных организаций;
    сохранение и эффективное функционирование наукоградов и академгородков;
    порядок реализации прав научных сотрудников на результаты своего труда и получение доходов от их практического использования;
    порядок введения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот;
    права интеллектуальной собственности, в том числе вопросы вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
    условия владения, пользования и распоряжения результатами научно-технической деятельности;
    формы поддержки государством инновационной деятельности;
    участие научных организаций в международном научно-техническом сотрудничестве и внешнеэкономической деятельности;
    особенности деятельности на территории Российской Федерации международных научных центров;
    условия для привлечения инвестиций в научно-техническую и инновационную сферы;
    порядок пенсионного обеспечения и предоставления социальных льгот научным работникам.
    Перечисленные направления реформирования научной сферы являются наиболее существенными. Их реализация способна значительно усилить роль науки в обществе и активно содействовать переходу страны в фазу устойчивого экономического развития.