Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 049. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ФНС РФ от 10.10.2016 N ГД-4-14/19159@ "О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО СПОРАМ С УЧАСТИЕМ РЕГИСТРИРУЮЩИХ ОРГАНОВ N 3 (2016)"

Дата документа10.10.2016
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Обзор

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 10 октября 2016 г. N ГД-4-14/19159@

 
    Федеральная налоговая служба в целях формирования положительной судебной практики направляет "Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2016)" (далее - Обзор).
    Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо и прилагаемый к нему Обзор до нижестоящих территориальных органов ФНС России для руководства и применения в работе.
 

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю. ГРИГОРЕНКО

 
 
    

Приложение

ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО СПОРАМ С УЧАСТИЕМ РЕГИСТРИРУЮЩИХ ОРГАНОВ N 3 (2016)

 
    1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
    1.1. Установив, что представленное для государственной регистрации уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003 было заполнено с нарушением пунктов 4.7.6, 4.7.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, принимая во внимание, что представление в регистрирующий орган ненадлежащим образом оформленного уведомления расценивается как его непредставление, суды признали обоснованным решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.
    По делу N А60-48050/2015 Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 08.04.2015 об отказе в государственной регистрации юридического лица, взыскании с Инспекции убытков в размере 8 900 руб., судебных расходов по составлению заявления в сумме 8 000 руб.
    Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
    Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить и удовлетворить заявленные требования.
    Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
    Как следовало из материалов дела, 03.04.2015 заявитель обратился в Инспекцию для государственной регистрации сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме присоединения, представил следующие документы: уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, решение единственного участника ООО "К." о реорганизации N 5 от 27.03.2015, протокол общего собрания учредителей (участников) Общества от 31.03.2015.
    Решением Инспекции N 3344А от 08.04.2015 в государственной регистрации юридического лица - Общества отказано на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
    В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
    Пунктом 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены формы и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
    Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с данным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
    В соответствии с пунктом 4.7.6 Требований раздел 6 "Сведения о лице, засвидетельствовавшем подлинность подписи заявителя в нотариальном порядке" заполняется с учетом положений подпункта 2.20.6 данных Требований, согласно которым в пункте 6.2 указывается идентификационный номер налогоплательщика - лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя.
    В уведомлении о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003 подлинность подписи заявителя засвидетельствована М.А.В., временно исполняющей обязанности нотариуса П.Г.Ю., при этом в п. 6.2 "ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя" указан ИНН 745100014762, принадлежащий согласно данным Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) нотариусу П.Г.Ю.
    В п. 4.7.3 Требований указано, что раздел 3 "Сведения об управляющей организации реорганизуемого юридического лица" заполняется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, в случае, если в разделе 2 значение "3" проставлено в отношении управляющей организации реорганизуемого юридического лица, представившего уведомление.
    На странице 1 Листа Б уведомления по форме N Р12003 в пунктах 3 - 4 "Сведения об управляющей организации реорганизуемого юридического лица" и "Сведения о заявителе" указано, что сведения представлены в регистрирующий орган руководителем управляющей организации реорганизуемого лица, при этом в пункте 2 "Заявителем является" (страница 1 Листа Б уведомления по форме N Р12003) проставлено цифровое значение "1" - руководитель постоянно действующего исполнительного органа.
    Установив, что представленное для государственной регистрации уведомление по форме N Р12003 нарушает пункты 4.7.6, 4.7.3 Требований, принимая во внимание, что представление в регистрирующий орган ненадлежащим образом оформленного уведомления расценивается как его непредставление, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным решение Инспекции N 3344А от 08.04.2015 об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, в связи с чем пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
    При этом доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что п. 6.2 "ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя" уведомления по форме N Р12003 заполнялся не заявителем, а лицом, временно исполняющим обязанности нотариуса, были отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку государственная регистрация носит заявительный характер, документы на государственную регистрацию представляются заявителем, который несет ответственность за правильность их оформления, заполнения форм документов в соответствии с Требованиями.
    1.2. Неисполнение юридическим лицом обязанности по уведомлению уполномоченного государственного органа о начале реорганизации в форме преобразования послужило основанием для оставления без удовлетворения требований, направленных на оспаривание решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.
    По делу N А65-25611/2015 закрытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к межрайонной инспекции об отмене решения от 23.07.2015 N 31259А и обязании внести запись о реорганизации закрытого акционерного общества в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
    Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016, в удовлетворении требований заявителя отказано.
    Закрытое акционерное общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме, указывая, что у юридического лица, участники которого приняли решение о реорганизации в форме преобразования, отсутствует обязанность уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации.
    Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
    Как следовало из материалов дела, 16.07.2015 от заявителя в регистрирующий орган поступило заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью, с приложением соответствующих документов.
    По результатам рассмотрения указанного заявления и комплекта документов регистрирующим органом принято решение от 23.07.2015 N 31259А об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
    В обоснование отказа в государственной регистрации налоговым органом указано на нарушение заявителем порядка реорганизации юридических лиц, установленного статьей 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из законности оспариваемого решения, выданного уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством, не нарушающим права и законные интересы заявителя.
    Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов.
    Да, действительно в силу абзаца второго пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются положения статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Вместе с тем, исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" исключением из правила, установленного пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, является обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации, в том числе в форме преобразования.
    Учитывая изложенное, судебные инстанции обоснованно указали, что при преобразовании юридического лица в регистрирующий орган представляется уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", с приложением решения о реорганизации (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
    На основании вышеуказанного уведомления регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о начале процедуры реорганизации в форме преобразования (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
    При этом, исходя из положений абзаца второго пункта 4 статьи 57, абзаца второго пункта 1 статьи 60.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования (статья 14, статья 15 Федерального закона N 129-ФЗ), допускается по истечении трех месяцев со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.
    В рассматриваемом случае закрытым акционерным обществом не была исполнена обязанность по уведомлению уполномоченного государственного органа о начале реорганизации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации.
    Необходимо отметить, что документы для государственной регистрации реорганизации в форме преобразования были представлены Обществом 16.07.2015, то есть после издания постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
    Следовательно, регистрирующий орган обоснованно руководствовался разъяснениями, содержащимися в указанном постановлении Пленума.
    Таким образом, в отсутствие письменного сообщения в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации заявителем были нарушены положения норм статьи 60.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что регистрирующий орган в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом исполнил процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения положениям действующего законодательства, основан на материалах дела и нормах права вывод судебных инстанций о законности решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации от 23.07.2015 N 31259А.
    1.3. Учитывая, что представленные в регистрирующий орган документы не соответствовали требованиям пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", суды пришли к выводу о наличии предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.
    По делу N А40-227866/15 Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к межрайонной инспекции о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об обществе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), вынесенное 21.09.2015; об обязании межрайонной инспекции зарегистрировать изменения, вносимые в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Ведется подготовка документа. Ожидайте