Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 976. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.06.98 N 650 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В 1998-2000 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

Дата документа24.06.1998
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Программа
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 1998 г. N 650

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В 1998-2000 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

 
    В целях реализации государственной политики в области развития медицинской промышленности и эффективного использования научно-технического и производственного потенциала отрасли, позволяющего значительно увеличить степень удовлетворения потребности лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и населения в современной медицинской продукции, Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года" (далее именуется - Программа).
    2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство экономики Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации.
    3. Финансирование Программы в 1998 году осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству экономики Российской Федерации на развитие медицинской промышленности.
    4. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на 1999 год включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджетных средств.
    5. Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию оказывать содействие в освещении в средствах массовой информации хода реализации Программы.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июня 1998 г.
N 650

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В 1998-2000 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В 1998-2000 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года"
   
Дата принятия решения о разработке Программы  - Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации"
   
Государственные заказчики Программы  - Министерство экономики Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации
   
Основные разработчики Программы  - Министерство экономики Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации
   
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели  - целью Программы является развитие научно-технического и производственного потенциала медицинской промышленности для удовлетворения не менее чем на 70 процентов потребностей здравоохранения и населения за счет отечественных диагностических и лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники надлежащего качества. В Программе определены тактические (на 1998-2000 годы) и стратегические (на 2001-2005 годы) цели, которые достигаются поэтапно. Основными задачами Программы являются: обеспечение в первоочередном порядке выпуска медицинской продукции для диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний: сердечно-сосудистых, онкологических, психических, инфекционных (включая СПИД, гепатиты, краснуху, туберкулез), сахарного диабета, а также для охраны здоровья матери и ребенка; формирование эффективной системы обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений и населения; разработка эффективного механизма привлечения финансовых средств коммерческих банков и других внебюджетных источников на развитие медицинской промышленности; обеспечение развития малых предприятий медицинской промышленности; совершенствование системы мер по привлечению на конкурсной основе инвестиций для развития медицинской промышленности; стимулирование лизинга для оснащения предприятий отрасли технологическим оборудованием и приборами; гармонизация нормативно-правовой документации в области производства и реализации медицинской продукции с аналогичной документацией стран - членов Европейского союза и государств - участников СНГ; широкое использование возможностей конверсии и диверсификации предприятий оборонной промышленности; реформирование и реструктуризация предприятий, научных и проектно-конструкторских организаций медицинской промышленности; осуществление мер государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в медицинской промышленности, включая поддержку питомников лабораторных животных; создание современной системы организационно-экономического и информационно-аналитического обеспечения в сфере производства и реализации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, а также в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; техническое перевооружение, реконструкция, расширение и строительство предприятий на базе прогрессивных технологий; производство импортозамещающей продукции; развитие экспортного потенциала медицинской промышленности; развитие производства субстанций лекарственных средств; развитие на предприятиях медицинской промышленности инфраструктуры, направленной на охрану окружающей среды; создание дополнительных рабочих мест за счет ввода в действие новых производственных мощностей; разработка нормативного и метрологического обеспечения медицинской промышленности
   
Сроки и этапы реализации Программы  - первый этап (1998-2000 годы) - преодоление последствий финансового кризиса, повышение эффективности инвестиционных вложений за счет избирательного подхода к развитию производства готовых лекарственных средств и субстанций, пользующихся спросом на внутреннем и внешнем рынках медицинской продукции, модернизация и реформирование предприятий, развитие малых предприятий медицинской промышленности, обеспечение выпуска импортозамещающей, конкурентоспособной продукции. Реализация плана мероприятий Программы на первом этапе позволит сформировать эффективную систему обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений и населения. Второй этап (2001-2005 годы) - экономический рост и реконструкция научно-производственного потенциала. На этом этапе осуществляется создание нового технологического фундамента для наращивания производства на основе высоких технологий
   
Перечень основных мероприятий Программы  - строительство, реконструкция, расширение предприятий - производителей медицинской продукции; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов лекарственных средств и современных технологий их производства, медицинской техники, изделий медицинского назначения и современных технологий их производства; составление плана мероприятий по следующим разделам: активизация инвестиционной политики; активизация инновационной политики; оптимизация налоговой и таможенной политики в целях поддержки отечественных производителей; реформирование и реструктуризация предприятий, научных и проектно-конструкторских организаций; повышение качества лекарственных средств; формирование эффективной системы обеспечения медицинской продукцией; нормативно-правовое обеспечение; информационно-аналитическое и организационно-экономическое обеспечение
   
Основные исполнители Программы  - предприятия, организации и учреждения медицинской, химической и других отраслей промышленности, федеральные органы исполнительной власти
   
Объемы и источники финансирования  - объем финансирования Программы в 1998-2005 годах составит 10365,4 млн. рублей, в том числе капитальные вложения - 9664 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 701,4 млн. рублей. Затраты на реализацию мероприятий первого этапа составят 2762,4 млн. рублей, второго этапа - 7603 млн. рублей. Источники финансирования Программы: федеральный бюджет - 1500,4 млн. рублей, в том числе капитальные вложения - 957 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 543,4 млн. рублей, прочие ассигнования - 8865 млн. рублей
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  - предусматривается, что прирост выпуска медицинской продукции составит 13 млрд. рублей к 2005 году по сравнению с 1997 годом, в том числе: в 1998 году - на 800 - 900 млн. рублей; в 1999 году - на 1000 - 1100 млн. рублей; в 2000 году - на 1200 - 1300 млн. рублей; в 2001-2005 годах на 10000 - 10700 млн. рублей. При этом на первом этапе реализации Программы прирост выпуска лекарственных средств составит 2500-2700 млн. рублей, в том числе 1200-1400 млн. рублей за счет повышения эффективности использования производственных мощностей. Прирост выпуска медицинской техники и изделий медицинского назначения составит 500-600 млн. рублей, в том числе 250-300 млн. рублей за счет повышения степени использования производственных мощностей. На втором этапе реализации Программы прирост выпуска лекарственных средств составит 7000-7500 млн. рублей, в том числе 3500-4000 млн. рублей за счет повышения эффективности использования производственных мощностей. Прирост выпуска медицинской техники и изделий медицинского назначения составит 3000-3200 млн. рублей, в том числе 1500-2000 млн. рублей за счет повышения эффективности использования производственных мощностей. Предусматривается, что в 2000 году по сравнению с 1997 годом прирост выпуска химико-фармацевтической продукции в натуральном выражении составит: субстанции лекарственных средств - 4000 тонн; готовые лекарственные формы: 20 млн. флаконов, 540 млн. упаковок (в таблетках и капсулах), 240 млн. ампул, 12 млн. комплектов, 80 млн. доз. В 2005 году по сравнению с 1997 годом намечается прирост выпуска химико-фармацевтической продукции в натуральном выражении в следующих размерах: субстанции лекарственных средств - 14000 тонн; готовые лекарственные формы: 70 млн. флаконов, 1740 млн. упаковок (в таблетках и капсулах), 790 млн. ампул, 49 млн. комплектов, 270 млн. доз. Ввод в действие новых производственных мощностей на предприятиях медицинской промышленности обеспечит в 1998-2005 годах создание дополнительных рабочих мест для 27 тыс. человек. На действующих предприятиях по производству лекарственных средств за счет их переоснащения в соответствии с требованиями GМР в 1998-2005 годах намечается существенное повышение качества и конкурентоспособности медицинской продукции и улучшение условий труда обслуживающего персонала. Предусматриваемое Программой развитие инфраструктуры по охране окружающей среды позволит в 2005 году на предприятиях медицинской промышленности уменьшить сброс в водоемы загрязненных промышленных стоков на 20 процентов и снизить объем вредных газовых выбросов в атмосферу не менее чем на 10 процентов
   
Система контроля за исполнением Программы  - текущее управление и координацию реализации Программы осуществляет дирекция Программы, создаваемая государственными заказчиками - Министерством экономики Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации

 

1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    Федеральная целевая программа "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года" (далее именуется - Программа), разработанная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", определяет основные направления, цели и приоритеты развития медицинской промышленности и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на федеральном и региональных уровнях и финансироваться как за счет средств федерального бюджета, так и прочих источников (из региональных бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, долгосрочных кредитов коммерческих банков, сторонних инвесторов и иностранных кредитов).
    Программа является составной частью мер по закреплению и развитию наметившихся в медицинской промышленности положительных тенденций. Она базируется на следующих основных положениях Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации":
    проведение государственной политики в области обеспечения населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения в необходимом ассортименте, объеме и по доступным ценам;
    проведение государственной политики в области поддержки отечественных производителей лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения;
    совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;
    совершенствование системы закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
    широкое использование финансового лизинга для оснащения предприятий отрасли технологическим оборудованием и учреждений здравоохранения - медицинским оборудованием.
    Медицинская промышленность России - одна из важнейших социально значимых отраслей народного хозяйства страны - включает в себя производство:
    фармацевтических субстанций, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, лекарственного растительного сырья и изделий медицинского назначения;
    медицинской техники (медицинских приборов и аппаратов, оборудования, инструментов).
    Динамика развития промышленного комплекса отрасли в последние годы определялась сохранением спроса на медицинскую продукцию на внутреннем рынке, опережающим ростом издержек производства, конкуренцией со стороны зарубежных производителей. При этом уровень удовлетворения потребности здравоохранения в медицинской продукции отечественного производства снизился с 70-75 процентов в 1990 году до 30 процентов в 1997 году. Доля импортной продукции на российском рынке составляет около 70 процентов.
    Важной составной частью медицинской промышленности является производство субстанций лекарственных средств. В 1992-1997 годах производство субстанций сократилось на 70 процентов. Номенклатура основных выпускаемых субстанций уменьшилась в два с лишним раза, коэффициент использования мощностей по выпуску субстанций синтетических лекарственных средств снизился до 20 процентов.
    Медицинская промышленность является наукоемкой отраслью. Продолжительность разработки оригинального лекарственного препарата составляет 8-10 лет при стоимости инновационного цикла около 250 млн. долларов США.
    В области разработки и производства медицинской техники по новым наукоемким технологиям, особенно в группах топической диагностики и жизнеобеспечения, имеется существенное отставание от зарубежных аналогов.
    Медицинская техника, выпускаемая отечественной промышленностью, не позволяет реализовать все современные методики, необходимые для диагностики заболеваний.
    Уровень оснащенности лечебно-профилактических учреждений медицинскими техническими средствами существенно отстает от мирового по количеству имеющихся в эксплуатации приборов и оборудования и по числу моделей, их надежности, качеству, метрологическим показателям.
    Неблагоприятные тенденции, обусловленные нарастающим недофинансированием отрасли, сохраняются в инвестиционной политике, формирующей будущую структуру медицинской промышленности. Имеющиеся объемы капитальных вложений недостаточны для обеспечения расширенного воспроизводства.
    Сложность, многопрофильность и специфичность выпускаемой фармацевтической продукции, медицинской техники и технологического оборудования требуют систематической государственной поддержки и совершенствования механизма внедрения научно-технических достижений.
    Решение вопросов развития медицинской промышленности неразрывно связано с проблемами формирования эффективной системы обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений и населения, поэтому важными проблемами являются оптимизация системы распределения медицинской продукции и создание современной инфраструктуры сбытовой сети.