Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 363. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ). СГА 104 "АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ" (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016 N 4ПК)

Дата документа30.11.2016
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Стандарт · Порядок

    

УТВЕРЖДЕН
постановлением
Коллегии Счетной палаты
Российской Федерации
от 30 ноября 2016 г. N 4ПК

    

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ)

СГА 104 "АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ"

1. Общие положения

 
    1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 "Аудит эффективности" (далее - Стандарт) предназначен для методологического обеспечения реализации полномочий Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по проведению аудита эффективности в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон о Счетной палате) и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
    1.2. Стандарт подготовлен с учетом международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов аудита ISSAI 100 "Основополагающие принципы аудита государственного сектора", ISSAI 300 "Основополагающие принципы аудита эффективности", ISSAI 3000 "Руководство по проведению аудита эффективности", ISSAI 3100 "Руководство по проведению аудита эффективности - основные принципы".
    1.3. Целью Стандарта является определение общих требований, характеристик, правил и процедур, которые должны выполняться в Счетной палате при организации и проведении аудита эффективности.
    1.4. Задачами Стандарта являются:
    определение содержания аудита эффективности;
    установление правил и процедур организации и проведения аудита эффективности;
    определение особенностей аудита эффективности.
    1.5. Стандарт предназначен для использования инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты при организации и проведении аудита эффективности в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о Счетной палате, а также в случаях:
    организации и осуществления контроля за эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 Закона о Счетной палате);
    определения эффективности порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты (далее - федеральные и иные ресурсы), в том числе для целей стратегического планирования (пункт 3 статьи 5 Закона о Счетной палате);
    оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета (пункт 6 статьи 5 Закона о Счетной палате);
    оценки эффективности вложений федеральных и иных ресурсов в рамках аудита государственных и международных инвестиционных проектов (часть 10 статьи 14 Закона о Счетной палате);
    определения эффективности использования средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в рамках последующего контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (часть 1 статьи 20 Закона о Счетной палате);
    определения эффективности порядка использования государственных займов и кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц (пункт 3 статьи 21 Закона о Счетной палате), порядка предоставления и реализации государственных гарантий (пункт 4 статьи 21 Закона о Счетной палате), порядка размещения средств федерального бюджета в банках и иных кредитных организациях (пункт 5 статьи 21 Закона о Счетной палате), порядка предоставления средств федерального бюджета иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам (пункт 6 статьи 21 Закона о Счетной палате), порядка предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета (пункт 8 статьи 21 Закона о Счетной палате).
    1.6. Проведение контрольных мероприятий, программами которых предусмотрены цели и вопросы, касающиеся определения или оценки эффективности использования федеральных и иных ресурсов, осуществляется в части указанных целей и вопросов по методологии аудита эффективности, установленной Стандартом.
    1.7. В случае установления фактов неэффективного использования федеральных и иных ресурсов в ходе проводимого контрольного мероприятия, в программе которого не предусмотрены цели и вопросы по определению или оценке эффективности использования федеральных и иных ресурсов и отсутствуют критерии оценки эффективности, инспекторам и иным сотрудникам аппарата Счетной палаты в целях обоснования указанных фактов необходимо получить исчерпывающие доказательства <1>, в том числе с использованием критериев оценки эффективности, с последующим их отражением в акте по результатам контрольного мероприятия и отчете о результатах контрольного мероприятия.
    


    <1> В соответствии с абзацем четвертым пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2009 г. N 17) "... конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата".
 

2. Содержание и организация аудита эффективности

2.1. Содержание аудита эффективности

 
    2.1.1. Аудит эффективности представляет собой вид внешнего государственного аудита (контроля) и применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных задач социально-экономического развития Российской Федерации и осуществления возложенных на Счетную палату функций.
    2.1.2. Аудит эффективности осуществляется в форме последующего аудита (контроля) посредством проведения контрольных мероприятий, целью которых является определение или оценка эффективности использования федеральных и иных ресурсов.
    2.1.3. Основными задачами аудита эффективности являются:
    определение или оценка эффективности использования федеральных и иных ресурсов;
    повышение эффективности использования федеральных и иных ресурсов на основе подготовленных по результатам аудита эффективности рекомендаций и их внедрения в деятельность объектов аудита (контроля);
    информирование пользователей информации о результатах аудита эффективности о том, насколько результаты использования федеральных и иных ресурсов обеспечивают удовлетворение общественных потребностей, а также в какой степени достигаются цели и решаются задачи социально-экономического развития Российской Федерации.
    2.1.4. Предметом аудита эффективности является использование федеральных (средства федерального бюджета, средства бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральная собственность) и иных (средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, средства бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в части средств, переданных из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средства, полученные государственными учреждениями от приносящей доход деятельности, и другие) ресурсов.
    Предметом аудита эффективности является также деятельность объектов аудита (контроля) по использованию федеральных и иных ресурсов.
    В процессе аудита эффективности в пределах полномочий Счетной палаты проверяются:
    организация и процессы использования федеральных и иных ресурсов;
    результаты использования федеральных и иных ресурсов.
    2.1.5. Объектами аудита (контроля) при проведении аудита эффективности являются федеральные государственные органы (в том числе их аппараты), органы государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании, хозяйственные товарищества и общества с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, государственные органы субъектов Российской Федерации (в том числе их аппараты), органы местного самоуправления, иные организации, на которые распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, установленные частями 1 - 2, 4 статьи 15 Закона о Счетной палате (далее - объекты аудита эффективности).
    2.1.6. Проведение аудита эффективности включает три этапа, которые осуществляются с учетом положений Стандарта и Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - СГА 101).
    На подготовительном этапе аудита эффективности осуществляется предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности для определения целей и вопросов программы проведения контрольного мероприятия, а также для выбора и (или) разработки критериев оценки эффективности использования федеральных и иных ресурсов.