Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 322. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РЕШЕНИЕ Коллегии Минздрава РФ "ОБ ИТОГАХ ХОДА РЕФОРМ И ЗАДАЧАХ ПО РАЗВИТИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ В СТРАНЕ НА 2000-2004 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА" (ПРОТОКОЛ от 15.03.2000 N 5)

Дата документа15.03.2000
Статус документаДействует
МеткиРешение · Протокол

    

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

 

ПРОТОКОЛ
от 15 марта 2000 г. N 5

 

ОБ ИТОГАХ ХОДА РЕФОРМ И ЗАДАЧАХ ПО РАЗВИТИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ В СТРАНЕ НА 2000-2004 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

 
    Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что в сложнейших социально - экономических условиях минувшего десятилетия система здравоохранения в целом выполнила возложенные на нее задачи и, сохранив государственный характер, объемы и качество бесплатной медицинской помощи, обеспечила тем самым реализацию конституционного права граждан России на охрану здоровья.
    Планомерное осуществление мероприятий по охране материнства и детства позволило сократить младенческую смертность.
    В основном было обеспечено санитарно - эпидемиологическое благополучие страны, достигнуто снижение заболеваемости по целому ряду инфекционных болезней.
    Последовательно развивалась медицинская наука, которая, несмотря на хроническое недофинансирование, обогатила медицину крупными научными открытиями, созданием новых современных технологий диагностики и лечения болезней.
    Получила дальнейшее развитие система подготовки и переподготовки медицинских кадров.
    Была сохранена верность здравоохранения высоким гуманистическим традициям отечественной медицины.
    Вместе с тем, обстановка в здравоохранении в настоящее время характеризуется наличием комплекса сложно решаемых проблем. Несмотря на некоторую стабилизацию, уровень смертности населения продолжает оставаться довольно высоким (14,7 на 1000 населения) и значительно превышает уровни смертности западных стран. Уровни смертности, превышающие среднероссийский показатель, отмечаются в 33 субъектах Российской Федерации.
    В связи с низкой рождаемостью и высокой смертностью естественная убыль населения в 1999 году составила - 6,3 (в 1998 г. - 4,8). Наиболее высокие уровни естественной убыли населения отмечаются в Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тверской и Тульской областях, где смертность населения превышает рождаемость более чем в три раза.
    При ежегодном последовательном снижении общероссийского показателя младенческой смертности до 16,5 (на 1000 родившихся живыми) в 1999 году, в целом ряде территорий (Амурская, Иркутская, Кемеровская, Томская, Читинская области, Красноярский край, республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Хакасия и др.) этот показатель значительно превышает среднероссийский, что свидетельствует о крайне недостаточном внимании к этой важнейшей проблеме со стороны органов управления здравоохранением.
    Продолжает оставаться напряженной обстановка с заболеваемостью населения острыми кишечными инфекциями, растет заболеваемость вирусными гепатитами В и С.
    Особую тревогу вызывает непрекращающийся рост заболеваемости туберкулезом, болезнями, передающимися половым путем, СПИДом. Значительно возросла заболеваемость населения наркоманиями, не сокращается распространение алкоголизма.
    Основными причинами смертности населения продолжают оставаться заболевания сердечно - сосудистой системы, онкологические болезни, травмы, несчастные случаи и отравления. Обращает на себя внимание рост смертности среди трудоспособного населения. Средняя продолжительность жизни за последнее десятилетие сократилась у мужчин на 7 лет, у женщин на 4 года.
    Эти и другие данные свидетельствуют о том, что уровень здоровья населения страны за последние годы понизился. Усиливаются депопуляционные процессы. Подобное положение в значительной мере обусловлено негативными последствиями экономической депрессии, социально - политических неурядиц, вызвавших падение уровня жизни большинства населения страны, беспрецедентный рост стрессогенных факторов, безудержный рост цен на лекарства и медицинскую технику. Резкое отрицательное влияние оказали разрушение вертикали управления здравоохранением, принижение роли здравоохранения в обществе, постоянный дефицит финансовых средств.
    Влияние вышеперечисленных негативных факторов было бы неизмеримо более сильным, если бы Минздрав России при поддержке Правительства Российской Федерации не принял своевременных оперативных и долгосрочных мер по реформированию здравоохранения, сохранению его государственного характера, научного и практического кадрового потенциала.
    Прежде всего, были осуществлены меры по созданию законодательной базы здравоохранения. Основополагающим документом, оказавшим, по сути, революционное влияние на дальнейшее формирование системы здравоохранения, стали Основы законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации, принятые в 1993 году. Впервые в нашей стране правовые нормы охраны здоровья населения охватили не только систему здравоохранения, но и широкий круг общественных отношений.