Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 817. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

19 июля 1998 года N 114-ФЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ

 

Принят
Государственной Думой
3 июля 1998 года

 

Одобрен
Советом Федерации
9 июля 1998 года
 

    Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.
 

Статья 1. Основные понятия

 
    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
    военно-техническое сотрудничество - деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения;
    продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области;
    к продукции военного назначения относятся:
    вооружение и военная техника - комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);
    системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
    взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства:
    инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;
    специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
    объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
    системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;
    коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;
    специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;
    техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
    научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения; стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
    результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;
    научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;
    специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения;
    обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
    создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;
    подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств:
    передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;
    проведение и (или) участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) продукции военного назначения, средств и способов защиты от оружия массового поражения и обычных вооружений;
    предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;
    передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;
    проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах Российской Федерации;
    показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
    услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества;
    создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;
    исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно-измерительной аппаратуры;
    ремонт вооружения и военной техники;
    консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;
    иная деятельность в области военно-технического сотрудничества, не противоречащая законодательству Российской Федерации;
    вывоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения за пределы территории Российской Федерации;
    ввоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения на территорию Российской Федерации;
    военно-техническая помощь - предоставление на безвозмездной или иной льготной основе иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации требующей оплаты за счет средств федерального бюджета продукции военного назначения;
    субъекты военно-технического сотрудничества - российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
    организации - производители продукции военного назначения - российские юридические лица, имеющие производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения, и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности;
    организации - разработчики продукции военного назначения - российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-технические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности;
    иностранные субъекты военно-технического сотрудничества иностранные юридические и физические лица, имеющие право на осуществление военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством своих государств.
 

Статья 2. Правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества

 
    Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
    Все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством Российской Федерации с иностранными государствами, находятся в исключительном ведении органов государственной власти Российской Федерации.
 

Статья 3. Цели военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами

 
    Основными целями военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являются:
    укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;
    поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;
    развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;
    получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;
    обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и имущество.
 

Статья 4. Принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами

 
    1. Основными принципами государственной политики при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами являются:
    приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;
    государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества;
    соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении химического, биологического и других видов оружия массового поражения;
    соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения;
    защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения;
    государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества;
    недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;
    сохранение и поддержание политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;
    соблюдение взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами на приемлемых для Российской Федерации условиях;
    обеспечение равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для субъектов военно-технического сотрудничества;
    подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве.
    2. Государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества обеспечивается:
    осуществлением исключительных полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;
    введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения;
    регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами Российской Федерации;
    проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения;
    обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации.
 

Статья 5. Методы осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества

 
    Основными методами осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества являются:
    методы, которые отвечают принципам государственной монополии в области военно-технического сотрудничества и основу которых составляют лицензирование разработки, производства продукции военного назначения, определение порядка ввоза и вывоза, продажи и (или) закупки продукции военного назначения, разрешительный порядок деятельности в области военно-технического сотрудничества, правовое и организационное регулирование этой деятельности;
    система экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в целях обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности Российской Федерации, защиты ее внутреннего рынка, сохранения и упрочения ее политических и стратегических позиций, соблюдения международных обязательств по сокращению и ликвидации вооружения, а также по нераспространению оружия массового поражения;
    определение порядка предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
    лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения;
    недопущение в Российской Федерации монополии одного субъекта военно-технического сотрудничества;
    недопущение участия в военно-техническом сотрудничестве российских организаций, не получивших права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
    недопущение конкуренции на внешнем рынке нескольких российских субъектов военно-технического сотрудничества посредством разделения сфер их деятельности;
    таможенное регулирование ввоза и вывоза продукции военного назначения, в том числе экспортно-импортных операций в области военно-технического сотрудничества;
    координация органами государственной власти Российской Федерации деятельности в области военно-технического сотрудничества и осуществление надлежащего контроля за этой деятельностью.
 

Статья 6. Ограничения на осуществление военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами

 
    1. Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
    Вывоз продукции военного назначения, не включенной в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента Российской Федерации.
    2. Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации утверждает список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
    Передача конкретных видов продукции военного назначения в отдельные государства, включенные в указанный список, может быть ограничена решениями Президента Российской Федерации.
    Вывоз продукции военного назначения в государства, не включенные в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента Российской Федерации.
    3. Решениями Президента Российской Федерации запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.
    4. Запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами.
 

Статья 7. Государственный контроль за осуществлением военно-технического сотрудничества

 
    1. Государственный контроль за деятельностью в области военно-технического сотрудничества осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона.
    2. Государственный контроль осуществляется за:
    соответствием деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, и субъектов военно-технического сотрудничества законодательству Российской Федерации, целям и принципам государственной политики Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества:
    эффективностью системы государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества;
    соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;
    эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
    эффективностью использования федеральной собственности субъектами военно-технического сотрудничества;
    ценообразованием на экспортируемую продукцию военного назначения с учетом экономических интересов Российской Федерации; поступлением, движением и использованием доходов, получаемых от экспорта продукции военного назначения;
    исполнением нормативных правовых актов в области военно-технического сотрудничества.
 

Статья 8. Военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения

 
    В целях предотвращения нанесения ущерба обороноспособности Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения, предназначенной для передачи иностранным заказчикам.
    В ходе военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за разработкой, производством и поставками продукции военного назначения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
 

Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества

 
    Президент Российской Федерации:
    осуществляет руководство государственной политикой в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
    определяет в ежегодном послании Федеральному Собранию основные направления деятельности в области военно-технического сотрудничества;
    принимает решение об установлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, а также решения о приостановлении, прекращении и возобновлении этого сотрудничества;
    устанавливает ограничения в области военно-технического сотрудничества;
    определяет федеральные органы исполнительной власти по координации, контролю в области военно-технического сотрудничества и решению других задач государственного регулирования в этой области, а также создает в случае необходимости консультативные органы по вопросам военно-технического сотрудничества;
    определяет порядок осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, исключающий нанесение ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации, а также неоправданное вмешательство государственных органов во внешнеторговую деятельность российских субъектов военно-технического сотрудничества, ограничивающее для них возможность конкуренции с иностранными производителями продукции военного назначения;
    принимает решение о создании в установленном порядке специализированных федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, являющихся государственными посредниками при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
    устанавливает порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
    определяет порядок лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, экспорт и импорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям. Указанный порядок лицензирования предусматривает рассмотрение заявок и принятие решения по ним в срок не более одного месяца;
    принимает решение по вопросу оказания военно-технической помощи иностранным государствам;
    принимает решения по вопросам сотрудничества с иностранными государствами в области разработок продукции военного назначения;
    принимает решение о передаче иностранным заказчикам лицензий на производство продукции военного назначения;
    принимает иные решения в пределах своих полномочий.
 

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества

 
    Правительство Российской Федерации:
    обеспечивает реализацию государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты по вопросам, связанным с разработкой, производством, ввозом и вывозом продукции военного назначения;
    заключает международные договоры по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
    создает двусторонние и многосторонние межправительственные комиссии по военно-техническому сотрудничеству;
    выходит с законодательной инициативой установления налоговых, таможенных и иных льгот, а также принятия иных мер по государственному стимулированию деятельности российских юридических лиц в области военно-технического сотрудничества;
    осуществляет государственное регулирование внутреннего и внешнего ценообразования на продукцию военного назначения;
    определяет порядок расчетов между производителями и разработчиками продукции военного назначения при поставках ее на экспорт;
    определяет порядок возмещения возможного ущерба (выплаты компенсаций) субъектам военно-технического сотрудничества в случае принятия в установленном порядке решения о приостановлении или прекращении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами;
    определяет государственного заказчика в области военно-технического сотрудничества;
    осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области военно-технического сотрудничества

 
    Федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляют реализацию решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества и реализацию положений международных договоров в области военно-технического сотрудничества.
 

Статья 12. Право на участие в осуществлении военно-технического сотрудничества

 
    1. Организациями, участвующими в осуществлении военно-технического сотрудничества, являются государственные посредники - специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, образованные по решению Президента Российской Федерации, а также российские организации - разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
    2. Право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения имеют организации разработчики и производители продукции военного назначения при условии закрепления не менее 51 процента их акций (долей) в федеральной собственности и размещения остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц. Продажа и иные способы отчуждения акций (долей) этих организаций, а также передача их в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным физическим лицам, иностранным юридическим лицам, а равно российским физическим лицам и российским юридическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными лицами, не допускаются.
    3. Порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения определяется Президентом Российской Федерации с учетом возможностей реализации ими целей и принципов военно-технического сотрудничества.
 

Статья 13. Основы финансовой политики при осуществлении военно-технического сотрудничества

 
    1. Финансирование деятельности в области военно-технического сотрудничества осуществляется на основе следующих положений:
    недопущение нанесения Российской Федерации экономического ущерба и снижения расходов федерального бюджета на национальную оборону;
    обязательность и пропорциональность распределения прибыли между всеми организациями, участвующими в осуществлении военно-технического сотрудничества, с учетом их вклада в разработку, производство и реализацию продукции военного назначения;
    соблюдение государственной политики ценообразования на продукцию военного назначения, ограничивающей возможность установления экспортной цены на продукцию военного назначения ниже, чем цена для российского потребителя;
    рациональное использование доходов, получаемых от военно-технического сотрудничества, путем направления их на покрытие расходов на разработку, производство продукции военного назначения, модернизацию и совершенствование вооружения и военной техники, а также социальную защиту работников организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения.
    2. Финансирование деятельности в области военно-технического сотрудничества осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет внебюджетного финансирования.
    3. Финансирование расчетов в области военно-технического сотрудничества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и не должно ущемлять интересы разработчиков и производителей продукции военного назначения.
 

Статья 14. О международных договорах Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества

 
    1. Президент Российской Федерации принимает решения о проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества по представлению Правительства Российской Федерации.
    Решения о подписании международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества принимаются Правительством Российской Федерации.
    2. Международные договоры Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества подлежат ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    3. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами осуществляется также на основании международных договоров, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.
    4. Международные договоры межведомственного характера по вопросам военно-технического сотрудничества заключаются в целях реализации международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, если возможность заключения таких договоров предусмотрена международными договорами Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.
    Решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров межведомственного характера по вопросам военно-технического сотрудничества принимаются Правительством Российской Федерации.
 

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве

 
    Лица, нарушившие законодательство Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

Статья 16. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

 
    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
 

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

 
    Москва, Кремль
    19 июля 1998 года
    N 114-ФЗ