Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 337. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р 51074-97" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 17.07.97 N 255)

Дата документа17.07.1997
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Стандарт · Гост
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Food products. Information for consumer. General requirements

 

ГОСТ Р 51074-97

 

Предисловие

 

    1. Разработан Рабочей группой, образованной распоряжением Госстандарта России от 27 марта 1997 г. N 21, Всероссийским научно - исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦСМВ) с участием членов Технических комитетов по стандартизации продукции АПК: ТК 2, ТК 3, ТК 91, ТК 93, ТК 116, ТК 149, ТК 152, ТК 176, ТК 186, ТК 226, ТК 238, ТК 300.
    2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 17 июля 1997 г. N 255.
    3. Введен впервые.
 

Дата введения 01.01.98

 

1. Область применения

 
    Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и импортного производства, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
    Настоящий стандарт предназначен для использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации (идентификации) пищевых продуктов.
    В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Законом Российской Федерации "О стандартизации" требования настоящего стандарта являются обязательными.
    Требования межгосударственных и российских стандартов на маркировку конкретных видов продуктов применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.
 

2. Определения

 
    В настоящем стандарте применяют следующие определения:
    2.1. ПОТРЕБИТЕЛЬ - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий пищевые продукты исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
    2.2. ИЗГОТОВИТЕЛЬ - организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие пищевые продукты для реализации потребителям.
    2.3. ПРОДАВЕЦ - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие пищевые продукты потребителям по договору купли - продажи.
    2.4. ПИЩЕВОЙ ПРОДУКТ - продукт животного, растительного, минерального или биосинтетического происхождения, предназначенный для употребления в пищу человеком как в свежем, так и в переработанном виде.
    К пищевым продуктам относят напитки, жевательную резинку и любые вещества, применяемые при изготовлении, подготовке и переработке пищевых продуктов, но не относят косметическую продукцию, табачные изделия и вещества, используемые только в качестве лечебных средств.
    2.5. ПИЩЕВАЯ ДОБАВКА - химическое или природное вещество, не применяемое в чистом виде как пищевой продукт, или типичный ингредиент пищи, которое преднамеренно вводится в пищевой продукт при его обработке, переработке, производстве, хранении или транспортировании (независимо от его питательной ценности) как дополнительный компонент, оказывающий прямое или косвенное воздействие на характеристики пищевого продукта.
    2.6. ИНГРЕДИЕНТ - вещество животного, растительного, микробиологического или минерального происхождения, а также природные или синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке или производстве пищевого продукта и присутствующие в готовом продукте в исходном или измененном виде.
    2.7. ЭТИКЕТКА - любая красочная или описательная характеристика продукта и его изготовителя, напечатанная в виде трафарета, штампа, рельефа на единице упаковки, а также листе - вкладыше или ярлыке, прилагаемых или прикрепленных к каждой единице товара.
    2.8. ТОВАРНЫЙ ЗНАК - обозначение, позволяющее отличать пищевые продукты одних юридических или физических лиц от однородных пищевых продуктов других юридических или физических лиц.
    2.9. ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ - дата, проставляемая изготовителем и фиксирующая начало соответствия пищевого продукта установленным требованиям.
    2.10. ДАТА УПАКОВКИ - дата размещения пищевого продукта в упаковку (тару), в которой он будет предложен к продаже.
    2.11. СРОК ХРАНЕНИЯ - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативной или технической документации и / или договоре купли - продажи.
    По истечении срока хранения пищевой продукт пригоден для потребления. Однако его потребительские характеристики (потребительская стоимость) могут быть снижены.
    2.12. СРОК ГОДНОСТИ - период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.
    Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием условий хранения. Изготовитель, устанавливая срок годности, обязан гарантировать при соблюдении условий хранения соответствие продукта требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.
    По истечении срока годности пищевые продукты считают непригодными для использования по назначению. Они могут быть использованы не для пищевых целей или подвергнуты утилизации.
    Для пищевых продуктов, подлежащих длительному хранению, в том числе специальному, сроки годности, условия и сроки хранения устанавливают в договоре на поставку.
    2.13. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - дата, до которой пищевой продукт может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских характеристик.
    Срок реализации устанавливают на пищевые продукты с учетом некоторого разумного периода хранения продуктов в домашних условиях.
    2.14. Определения для конкретных видов и наименований продуктов в соответствии с приложениями А и Б.
 

3. Общие требования к информации для потребителя

 
    3.1. Изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
    3.2. Информация для потребителя должна быть представлена непосредственно с пищевым продуктом текстом и / или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе - вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
    3.3. Текст на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе - вкладыше и надписи в маркировке наносят на русском языке, а дополнительно по требованию заказчика - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Текст и надписи могут быть продублированы на иностранных языках.
    3.4. Информация, приводимая в тексте на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке или листе - вкладыше, должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или органолептическим показателям.
    3.5 Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие данные:
    - НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКТА
    Наименование должно конкретно и достоверно характеризовать продукт, позволять отличать данный продукт от других. Наименование должно состоять, как правило, из нескольких слов и включать названия группы, подгруппы, вида продукта, приведенных в любой последовательности, соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте. При необходимости должны быть указаны отличительные качества продукта ("концентрированный", "восстановленный", "сублимированный", "пастеризованный", "стерилизованный", "охлажденный", "замороженный" и другие), которые должны быть включены в основное наименование или расположены на этикетке в непосредственной близости от наименования.
    Наименования пищевых продуктов должны соответствовать применяемым в государственных стандартах Российской Федерации, межгосударственных стандартах, а также включенным в приложения А и Б. Пищевые продукты, не являющиеся традиционными для России (джин, виски, лечо и другие), поступающие по импорту, должны иметь наименования, соответствующие международным, зарубежным региональным и национальным стандартам и регламентам. Информация об этом должна содержаться в контрактах. С учетом используемого сырья, технологии их изготовления, состава, включая применяемые пищевые добавки, особенностей органолептических характеристик они могут относиться изготовителем к определенной группе пищевых продуктов и сопровождаться соответствующей информацией для потребителя.
    В остальных случаях рекомендуется использовать наименования, понятные потребителю.
    Не допускается:
    - в наименованиях аналогов пищевых продуктов указывать, что они являются продуктами типа другого известного продукта (например: вино типа Ркацители, Кинзмараули или Хванчкара, минеральная вода типа Боржоми, Нарзана и т.п.);
    - давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы пищевого продукта (промышленно вырабатываемым аналогам натуральных продуктов давать наименования, близкие к наименованиям натуральных продуктов, например, белковой икре - "Икра зернистая черная", палочкам, вырабатываемым из рыбы или другого сырья, - "Крабовые палочки").
    Использование в наименовании продукта таких терминов, как "экологически чистый", "свежий", "изготовленный по-домашнему", "выращенный с использованием только органических удобрений", "выращенный без применения пестицидов", "выращенный без применения минеральных удобрений", "витаминизированный", "без консервантов", "здоровье", "лечебный", "диетический" и других, имеющих рекламный характер, допускается только при указании нормативного документа, позволяющего осуществить идентификацию указанных свойств продукта или дающего четкое определение термина, и / или при подтверждении компетентными органами.