Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 309. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОБЗОР ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОАП РОССИИ ТАМОЖЕННЫМИ И СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ" (утв. Письмом ГТК РФ от 14.04.2004 N 01-06/13691)

Дата документа14.04.2004
Статус документаДействует
МеткиОбзор · Письмо

    

УТВЕРЖДЕН
Письмом ГТК РФ
от 14 апреля 2004 г.
N 01-06/13691

 

ОБЗОР
ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОАП РОССИИ ТАМОЖЕННЫМИ И СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ

 
    В соответствии с планом работы Управления на первый квартал текущего года отделом взаимодействия с судебными органами проведено обобщение правоприменительной практики таможенных и судебных органов за 2003 год по привлечению лиц к ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела.
    В работе над обобщением использованы статистические сведения и материалы Управления таможенных расследований и дознания, Управления контроля соблюдения законодательства в таможенном деле, а также аналитические материалы 9 оперативных таможен и 62 таможен.
    В ходе проведенного анализа отмечено увеличение в истекшем году на 8,05% количества возбужденных дел об административных правонарушениях по сравнению с 2002 годом. С января по декабрь прошедшего года таможенными органами было возбуждено 110529 дел об административных правонарушениях в области таможенного дела. Из числа возбужденных прекращено по различным основаниям на стадии производства, расследования или рассмотрения 20%, или каждое пятое дело.
    Однако в некоторых таможнях уровень прекращения дел был еще выше. В Сибирской оперативной таможне он составлял 83%, в Уральской - 80%, в Северо-Западной - 69%, в Южной - 59%, в Восточно-Сибирской - 49%, в Кингисеппской - 69%, в Ульяновской - 45%, во Внуковской и Таганрогской - 43%, в Пермской - 42%.
    О необходимости повышения качества производства и расследования дел об административных правонарушениях в области таможенного дела свидетельствуют также следующие цифры. По результатам пересмотра отменено 1816 постановлений таможен. По фактам нарушений законности при привлечении лиц к административной ответственности органами прокуратуры внесено в таможенные органы 551 представление.
    В то же время в Северо-Осетинской, Горно-Алтайской, Новоуренгойской, Балтийской, Миллеровской, Сахалинской, ряде других таможен уровень прекращения дел был ниже среднего в несколько раз и составлял от 3 до 9%, что свидетельствует о высоком качестве производства и расследования дел в указанных таможнях. Особо следует отметить при этом Белгородскую таможню, где при 2471 возбужденном деле об административных правонарушениях было прекращено всего 4% дел.
    Из переданных в суды дел решения приняты по 12686 делам. Наказания наложены по 10836 делам, или в 85,5% случаев, в том числе наказание в виде штрафа применено по 3582 делам (в 28,3% случаев), в виде конфискации предметов и орудий совершения административных правонарушений - по 7238 делам (в 57% случаев).
    Прекращено производством в судах 1834 дела (в 14,5% случаев от принятых в судах решений), в том числе по ст. 24.5 КоАП РФ из-за наличия обстоятельств, исключающих производство по делу, - в 64,4% случаев (по 1180 делам), по малозначительности, с объявлением правонарушителю устного замечания - в 35,5% случаев (по 650 делам).
    Основаниями для прекращения дел служили нередко факты отсутствия события или состава правонарушения; пропуск срока давности привлечения лица к административной ответственности; отсутствие полного, объективного и всестороннего выяснения обстоятельств дела; признание правонарушения малозначительным при ошибочном понимании критериев этого понятия; неправильное применение положений закона и связанные с этим нарушения процессуального и материального права; ненадлежащее исполнение должностными лицами таможен и судьями своих служебных обязанностей.
    Со стороны должностных лиц таможен причины этого крылись в преждевременном возбуждении дел об административных правонарушениях без осуществления необходимых проверочных мероприятий; в неправильном определении субъекта ответственности; в нарушении прав лиц, привлекаемых к ответственности, на защиту; в привлечении законными представителями юридических лиц не руководителей предприятий и других лиц, признанных законом или учредительными документами органами этих юридических лиц, а иных работников; в оформлении процессуальных действий в виде изъятия вещей и документов без указания сведений об идентификационных признаках и количестве изъятых товаров; в неправильном выборе единиц измерения предмета правонарушения; в передаче дел на рассмотрение в судебные органы ненадлежащими должностными лицами.
    К нарушениям законности, допускаемым исключительно в судебных органах, относились факты прекращения дел об административных правонарушениях при наличии в деле достаточных доказательств события и субъекта правонарушения, а также прекращение дел в отношении юридических лиц при наличии постановления о возбуждении уголовного дела по тому же факту противоправных действий в отношении физических лиц; нарушение установленных законом предельных сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях; наложение наказаний ниже низшего предела или дополнительного наказания без основного; вынесение судебных постановлений на основании объяснений правонарушителя, без учета других доказательств по делу; принятие решений без указания в судебных актах судьбы изъятых товаров; прекращение дел производством с одновременным применением конфискации и, наоборот, наложение на правонарушителя наказания с возвращением ему предмета административного правонарушения; необоснованное возвращение в таможни материалов дел для устранения недостатков; неправомерное применение положений закона о крайней необходимости; зачисление в местный бюджет штрафов, наложенных в виде наказания за правонарушение в таможенном деле; направление на исполнение таможенному органу решений о конфискации предметов и орудий административного правонарушения.