Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 352. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 22.12.93 N 18-58 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О СОСТАВЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ"

Дата документа22.12.1993
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Инструкция
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 1993 г. N 18-58

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О СОСТАВЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

 
    Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства постановляет:
    утвердить и ввести в действие с момента опубликования в установленном порядке представленную Главградостроительством Госстроя России "Инструкцию о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации".
 

Председатель
Е.В.БАСИН

 
 

Утверждена
Постановлением Госстроя России
от 22 декабря 1993 г. N 18-58

 

Введена в действие
Государственным комитетом
Российской Федерации
по вопросам архитектуры
и строительства (Постановление
от 22.12.93 N 18-58)

 

ИНСТРУКЦИЯ
О СОСТАВЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

 

РДС 30-201-93

 
    Настоящая Инструкция разработана и внесена на утверждение Главным управлением градостроительства и территориального развития Госстроя России. Утверждена Госстроем России (Постановлением от 22 декабря 1993 г. N 18-58).
    С введением "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации" утрачивает силу "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов, утвержденная Приказом Госгражданстроя от 29 декабря 1982 г. N 379.
 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящая Инструкция определяет основные требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, порядку разработки, рассмотрения, согласования и утверждения градостроительной документации.
    Требования Инструкции обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
    1.2. При разработке градостроительной документации, предусмотренной настоящей Инструкцией, необходимо руководствоваться градостроительным законодательством Российской Федерации, другим законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также решениями органов местного самоуправления.
    1.3. Основными видами градостроительной документации являются:
    генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; региональные схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил экономических и крупных географических регионов, природно - климатических зон, лечебно - оздоровительных и рекреационных территорий, национально - государственных и административно - территориальных образований (далее - региональные схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил); территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования; схемы и проекты районной планировки национально - государственных и административно - территориальных образований, иных территориальных объектов (далее - схемы и проекты районной планировки); генеральные планы городов, поселков, сельских поселений (далее - генеральные планы городов, других поселений); генеральные планы территорий, подведомственных сельским органам местного самоуправления (далее - генеральные планы территорий сельских органов местного самоуправления); генеральные планы историко - культурных, лечебно - оздоровительных и других территорий (далее - генеральные планы функциональных территорий);
    проекты городской, поселковой черты и черты сельского поселения (далее - проекты городской, поселковой черты);
    проекты детальной планировки жилых, промышленных, рекреационных, исторических и других функциональных зон, отдельных городских узлов, улиц, магистралей (далее - проекты детальной планировки);
    проекты застройки кварталов, микрорайонов, градостроительных, архитектурных, ландшафтных комплексов, парков, ансамблей и иных планировочных элементов городов и других поселений (далее - проекты застройки).
    Примечания. 1. Перечисленные в п. 1.3 проектные работы, кроме проектов застройки, именуются в отдельных случаях "планировочная градостроительная документация".
    2. Разработка специальных и отраслевых схем и проектов осуществляется в соответствии с требованиями специальных инструкций или отраслевых нормативных положений, утвержденных органами федеральной исполнительной власти.
    Для исторических городов и других поселений разрабатываются проекты реконструкции в соответствии с Примерным положением о порядке проектирования, планирования, финансирования и осуществления комплексной реконструкции районов исторической застройки, утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 31 марта 1989 г. N 54.
    3. Карты - схемы расположения памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, опорные историко - архитектурные планы городов и других поселений, проекты зон охраны памятников являются составной частью соответствующих видов градостроительной документации и должны выполняться, как правило, до ее разработки или одновременно.
    1.4. По заданию заказчика могут выполняться другие виды градостроительной документации.
    1.5. В составе градостроительной документации выделяются основные графические материалы и технико - экономические показатели.
    1.6. Заказчиками градостроительной документации, выполняемой за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местного бюджета, являются соответствующие органы исполнительной власти или уполномоченные ими органы архитектуры и градостроительства, а также при наличии особых условий, требований и по согласованию с органами исполнительной власти - организации, учреждения, предприятия и другие юридические лица, имеющие (аккумулирующие) средства для финансирования градостроительной документации.
    Юридические лица и граждане являются заказчиками проектов застройки территорий, строительство на которых осуществляется за счет их собственных средств.
    1.7. Заказчик выдает разработчику градостроительной документации задание на проектирование и вступает в договорные отношения с ним. Основные требования к договору приведены в приложении 1.
    К договору на разработку градостроительной документации прилагается архитектурно - планировочное задание, выдаваемое соответствующими органами архитектуры и градостроительства.
    Заказчик обеспечивает в установленные договором сроки подготовку необходимых исходных данных для проектирования. Ответственность за достоверность исходных данных несут заказчик и организация, предприятие, другое юридическое лицо, представившее эти данные на основании договора с заказчиком.
    Изменение заказчиком задания или исходных данных влечет соответствующее внесение изменений в договорные отношения с разработчиком.
    Заказчик может заказать разработчику сбор исходных данных для проектирования. Условия подготовки исходных данных и финансирование этих работ оговариваются в договоре.
    Общие требования к заданиям на разработку градостроительной документации и перечень исходных данных приведены в приложениях 3 - 10.
    Примечание. Заказчик может поручить подготовку задания органам архитектуры и градостроительства.
    В случае необходимости задание на разработку градостроительной документации должно предусматривать проведение предпроектных, в том числе научно - исследовательских, работ.
    1.8. Разработчиками градостроительной документации могут быть предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица и граждане, получившие соответствующие лицензии на право ее разработки.
    1.9. В определенных случаях возможна конкурсная разработка градостроительной документации.
    1.10. Градостроительная документация, разрабатываемая в том числе на конкурсной основе, после ее утверждения передается в соответствующие органы архитектуры и градостроительства.
    1.11. При разработке градостроительной документации различных уровней должны соблюдаться принципы непротиворечивости и взаимной согласованности проектных решений. Допускается обоснованное отклонение от последовательности разработки от общего к частному в определенных условиях или параллельная разработка стадий, если соблюдаются условия перспективного развития территории и поселения, государственные и общественные интересы.
    1.12. В период разработки градостроительной документации все вопросы, влияющие на принятие проектного решения, подлежат согласованию с разработчиком градостроительной документации.
    1.13. В составе градостроительной документации выделяется обязательная (утверждаемая) часть, подлежащая исполнению всеми участниками градостроительной деятельности на соответствующей территории.
    Внесение изменений в обязательную (утверждаемую) часть градостроительной документации допускается только по решению органа, ее утвердившего.
    1.14. Для территорий, городов и других поселений, обладающих курортными и лечебными ресурсами, градостроительная документация разрабатывается с учетом материалов по медицинскому зонированию, оценке курортно - рекреационных ресурсов, а также с учетом установленных округов санитарной охраны курортов и лечебных источников.
    1.15. Для исторических городов, других поселений и иных функциональных территорий, располагающих памятниками природы и культуры, градостроительная документация разрабатывается с учетом материалов историко - архитектурных исследований, утвержденных историко - архитектурных опорных планов и проектов зон охраны памятников.
    1.16. Мероприятия по защите населения от опасных природных и техногенных процессов, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям выполняются с учетом требований строительных норм и правил СНиП 2.01.51-90. Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны.
    1.17. Общие требования к оформлению градостроительной документации приведены в приложении 2.
 

2. Генеральная схема расселения,
природопользования и территориальной организации
производительных сил Российской Федерации

 
    2.1. Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации (генеральная схема расселения) является долгосрочным документом, имеющим проблемно - целевой характер.
    2.2. Основной задачей генеральной схемы расселения является определение основных направлений совершенствования расселения на территории России в увязке с комплексным прогнозом развития и размещения производительных сил Российской Федерации, экологическим состоянием окружающей среды, федеральными и межрегиональными инженерно - транспортными инфраструктурами с учетом сложившихся взаимосвязей поселений и территорий в целях обеспечения условий целостного градостроительного развития страны, формирования безопасной и здоровой среды обитания, выработки предложений по устойчивому развитию систем поселений, сохранению природного и историко - культурного наследия.
    2.3. В генеральной схеме расселения определяется государственная политика в области расселения и организации территорий Российской Федерации, зонирование территорий, даются обоснования особенностей территориальной организации и расселения в границах важнейших межрегиональных объектов и территорий федерального значения и особого регулирования градостроительной деятельности, определяются основные принципы проведения политики в области расселения и организации территории на региональном уровне.
    2.4. Первоочередные меры по реализации генеральной схемы расселения разрабатываются на основе приоритетов стратегии социально - экономического развития Российской Федерации с учетом интересов Федерации и ее субъектов, реализация которых требует государственной поддержки, включая вопросы расселения мигрантов, военнослужащих, обустройство приграничных территорий, разработку проектов нормативных правовых актов, проведение специальных и фундаментальных научных исследований и проектных работ в области расселения и градостроительства.
    2.5. Генеральная схема расселения является основой для разработки схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил отдельных регионов - территорий субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования; схем и проектов районной планировки; отраслевых схем и проектов инженерно - транспортной инфраструктуры; иной документации межрегионального и регионального значения.
    2.6. Положения генеральной схемы расселения являются основой для всех видов градостроительной деятельности на территории Российской Федерации.
    Разработка федеральных, межрегиональных, региональных и местных целевых программ и программ социально - экономического развития, размещение и проектирование новых, расширение и реконструкция крупных федеральных народно - хозяйственных комплексов, проектирование и строительство новых городов, курортов, других важнейших территориальных объектов должны осуществляться с учетом основных положений генеральной схемы расселения.
    2.7. Состав, содержание и утверждаемая часть генеральной схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации определяются заданием на проектирование.
    2.8. Основные положения генеральной схемы расселения представляются в Правительство Российской Федерации для учета при подготовке региональной политики и разработке проектов федеральных целевых и социально - экономических программ.
 

3. Региональная схема расселения, природопользования
и территориальной организации производительных сил

 
    3.1. Региональная схема расселения разрабатывается на территории экономических и крупных географических районов, природно - климатических зон, оздоровительных, курортных и рекреационных территорий, национально - государственных и административно - территориальных образований, а также приграничных регионов.
    3.2. Граница территории, на которую разрабатывается региональная схема расселения, устанавливается в задании на проектирование схемы.
    3.3. Региональная схема расселения должна содержать оценку ресурсного потенциала и комплексный анализ территории, выявление проблем развития, прогноз формирования систем расселения и организации территории в специфических условиях региона, предложения по развитию федеральных, межрегиональных и региональных инженерно - транспортных инфраструктур, сохранению природного и историко - культурного наследия в границах проектируемого региона с учетом интересов административно - территориальных единиц, входящих в границы проектируемого региона.
    3.4. В региональной схеме расселения конкретизируются положения генеральной схемы расселения, определяется государственная политика в области расселения и организации территории данного региона, основные принципы проведения политики в области расселения и организации территории на местном уровне.
    3.5. Первоочередные меры по реализации региональной схемы расселения определяются с учетом специфики приоритетов социально - экономического развития проектируемого региона во взаимосвязи с социально - экономическими проблемами Российской Федерации и смежных регионов. Первоочередные меры включают обоснованный комплекс предложений, которые необходимо учитывать при разработке проектов федеральных и региональных целевых и социально - экономических программ, проектов нормативных правовых актов, а также перечень научных исследований и проектных работ в области расселения и градостроительства, имеющих региональное, межрегиональное и федеральное значение.
    3.6. В составе региональной схемы расселения разрабатываются графические материалы в масштабе 1:1000000 - 1:300000, включающие план современного использования территории, схему комплексной оценки территории и проектный план.
    На проектном плане и плане современного использования территорий показывается система поселений, территории особого режима использования, зонирование территорий, объекты и коммуникации инженерно - транспортной инфраструктуры федерального, межрегионального и регионального значения и другие принципиальные проектные решения, степень детализации которых должна соответствовать долгосрочным задачам с выделением на проектном плане первоочередного этапа реализации.
    3.7. Схемы, обосновывающие или детализирующие предлагаемое функциональное зонирование территории и иные проектные решения, связанные с формированием систем поселений, транспортных и инженерных инфраструктур, защитой территории от опасных природных и техногенных процессов, размещением курортных и рекреационных зон, охраняемых территорий, а также связанные с системой мероприятий в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, в районах экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций, разрабатываются по согласованию с заказчиками в составе региональной схемы расселения с учетом особенностей проектируемого региона.
    3.8. Пояснительная записка к региональной схеме расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил должна содержать требования согласно пп. 3.4 - 3.6 настоящей Инструкции и приложения 3 применительно к задачам проекта.
    3.9. Основные положения региональных схем расселения учитываются на последующих стадиях градостроительного проектирования, при осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулирования деятельности в области расселения и территориальной организации, а также учитываются всеми участниками градостроительной деятельности в границах проектируемого региона.
 

4. Территориальная комплексная схема охраны
природы и природопользования

 
    4.1. Территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования выполняются на территорию зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, а также на особо охраняемые природные территории с особым режимом природопользования на основании решений органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
    Территориальные комплексные схемы природы и природопользования разрабатываются в целях формирования благоприятной среды обитания человека, предупреждения и исключения загрязнения и деградации природной среды, оптимизации ее свойств, обеспечения рационального природопользования.
    4.2. Осуществление природоохранных мероприятий, выработка концепций и определение основных условий устойчивого развития систем поселений, территориально - производственных (агропромышленных, гидротехнических, промышленных) комплексов, рекреационных, природоохранных и других территорий, отдельных поселений, природных комплексов, инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций должны осуществляться на основе рекомендаций территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования.
    4.3. Основной задачей территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования является разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по: обеспечению экологически устойчивого развития территории Российской Федерации, ее отдельных регионов, городов и других поселений; зонированию территорий в целях предотвращения чрезмерной концентрации производства и населения, сохранения ценных природных ландшафтов; формированию инженерно - транспортной инфраструктуры; размещению промышленных, агропромышленных и коммунальных объектов с учетом рационального природопользования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий и установления ограничений в использовании территорий для любых видов хозяйственной деятельности.
    4.4. Состав и содержание территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования в зависимости от конкретных особенностей объекта проектирования определяются заданием на проектирование.
    4.5. Территориальная комплексная схема охраны природы и природопользования должна включать анализ и оценку современного экологического состояния природной среды, расселения населения и территориальной организации производительных сил, состояния инфраструктуры, условий жизнедеятельности, состояния природных и историко - культурных комплексов, других составляющих среды обитания, а также предложения по:
    развитию и формированию функционально - планировочной структуры и зонированию территории с учетом региональных особенностей, наличия проблемных ареалов и ситуаций, крупномасштабных проблем охраны окружающей среды;