Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 753. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

СОГЛАШЕНИЕ
от 12 ноября 1992 года

 

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ УНИЧТОЖЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

 
    Правительство Российской Федерации и Правительство Французской Республики, именуемые далее Сторонами,
    стремясь развивать сотрудничество в соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области безопасного уничтожения ядерного оружия в России и использования в мирных целях высвобождаемых оружейных и ядерных материалов,
    согласились о нижеследующем:
 

Статья 1

 
    В соответствии с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением, Стороны будут сотрудничать в области использования в мирных целях ядерных материалов, высвобождаемых в результате уничтожения ядерного оружия.
 

Статья 2

 
    Настоящее Соглашение и любые мероприятия, осуществляемые во исполнение настоящего Соглашения, регулируются положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области безопасного уничтожения ядерного оружия в России и использования в мирных целях высвобождаемых оружейных ядерных материалов, подписанного в Париже 12 ноября 1992 года.
 

Статья 3

 
    1. Каждая Сторона может поручить осуществление настоящего Соглашения любому подчиненному ведомству или государственному учреждению.
    2. Она письменно уведомит об этом другую Сторону.
    3. В соответствии с положениями настоящего Соглашения назначенные таким образом ведомства или государственные учреждения могут заключать межведомственные соглашения для определения условий выполнения настоящего Соглашения.
 

Статья 4

 
    1. В рамках настоящего Соглашения Стороны осуществляют совместную программу исследований, ниже именуемую Программой, рассчитанную на четыре года, как это определено в Приложении к настоящему Соглашению, которое является его составной частью.
    2. Программа ежегодно рассматривается и корректируется Координационным комитетом, определенным в статье 6, о чем составляется Протокол, в котором определяются обязательства Сторон на соответствующий год.
    3. По взаимному согласию Сторон Программа может быть продлена.
 

Статья 5

 
    1. Сотрудничество, как оно определено Программой, может осуществляться в форме:
    - посещений исследовательских и промышленных установок;
    - обмена научной и технической информацией и знаниями в области, охватываемой настоящим соглашением;
    - совместно проводимых исследований;
    - обмена и командирования экспертами, исследователями и инженерами, а также их командирования;
    - определения основных параметров установки по производству смешанного уран-плутониевого топлива (МОХ);
    - других действий, определенных по согласию Сторон.
    2. В течение шестидесяти дней после вступления в силу настоящего Соглашения каждая из Сторон сообщит другой Стороне о своих учреждениях и организациях, принимающих участие в Программе.
    3. Сотрудничество может также осуществляться в форме финансирования одной из Сторон участия другой Стороны в совместных исследованиях.
    4. По просьбе одной из Сторон другая Сторона может поручить проведение дополнительных работ в области, охватываемой настоящим Соглашением, но не предусмотренных Программой, условия проведения которых в каждом случае определяются отдельными контрактами.
 

Статья 6

 
    1. В рамках настоящего Соглашения Сторон создают Координационный комитет, в задачу которого входит:
    - разработка и принятие ежегодного Протокола, упомянутого в статье 4;
    - контроль за выполнением Программы;
    - оценка результатов работ по окончании их осуществления.
    2. В состав Координационного комитета входят от каждой Сторон сопредседатель, координатор и компетентные представители по каждой теме сотрудничества. Он собирается не реже одного раза в год.
    3. Каждая из Сторон в течение двух месяцев с даты вступления в силу настоящего Соглашения письменно уведомляет другую Сторону о назначении членов Координационного комитета. О всех последующих изменениях Стороны письменно уведомляют друг друга за один месяц до такого изменения.
 

Статья 7

 
    1. Для обеспечения дальнейшего сотрудничества в областях, предусмотренных настоящим Соглашением, каждая из Сторон назначает координатора, упомянутого в статье 6.
    2. Координаторам в частности поручается:
    - внесение Координационному комитету предложений по разработке и корректировке ежегодного Протокола и информирования его об условиях его выполнения;
    - распределение задач между различными организациями, указанными в пункте 2 статьи 5, и надзор за их выполнением;
    - составление и распространение ежегодных отчетов о работах, осуществляемых в рамках Программы, и о достигнутых результатах.
    3. Координаторы собираются по своей инициативе, а также во время заседаний Координационного комитета.
 

Статья 8

 
    Каждая из Сторон в принципе берет на себя расходы, связанные с работами и исследованиями, проводимыми ею в соответствии с Программой. По решению Координационного комитета одна из Сторон может финансировать некоторые работы другой Стороны или компенсировать ей соответствующие расходы.
 

Статья 9

 
    Мероприятия по сотрудничеству, предусмотренные настоящим Соглашением, будут приводиться в зависимости от наличия бюджетных ассигнований, выделяемых каждой Стороной.
 

Статья 10

 
    В течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Соглашения заключаются межведомственные соглашения, предусмотренные в статье 3 настоящего Соглашения, с целью определения форм сотрудничества, осуществляемого в рамках настоящего Соглашения и касающихся, в частности:
    - защиты, предоставляемой информации конфиденциального характера;
    - промышленной и интеллектуальной собственности и авторских прав;
    - ответственности за ядерную и радиационную безопасность;
    - статуса персонала и ответственности организаций, участвующих в сотрудничестве.
 

Статья 11

 
    По истечении срока действия Программы, Стороны в течение шести месяцев примут решение, путем заключения отдельного соглашения, относительно форм и условий использования результатов Программы.
 

Статья 12

 
    1. Настоящее Соглашение заключается сроком на четыре года и может быть в любой момент денонсировано одной из Сторон после предварительного письменного уведомления за шесть месяцев.
    2. По истечении четырех лет при согласии Сторон Соглашение может продлеваться на шестимесячные сроки.
    3. Настоящее Соглашение может быть изменено по согласованию Сторон.
 

Статья 13

 
    Каждая сторона в той части, в какой это ее касается, уведомляет другую Сторону о выполнении процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения, оно вступит в силу с даты вручения последнего уведомления.
    В подтверждение чего нижеподписавшиеся, надлежащим образом уполномоченные с этой целью их Правительствами, подписали настоящее Соглашение.
 
    Совершено в г. Париже 12 ноября 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
 

За Правительство
Российской Федерации
А.КОЗЫРЕВ

 

За Правительство
Французской Республики
Р.ДЮМА

 
 

Приложение

 
    1. Российская и Французская Стороны решили участвовать в общей и скоординированной российско-французской программе исследований; эта программа касается использования военных российских ядерных материалов в ядерной электроэнергетике России.
    Эти исследования будут касаться исключительно использования урана и плутония военного происхождения; большая часть исследований общей программы будет касаться использования военного плутония и соответственно различных этапов цикла смешанного топлива МОХ, производимого из военного плутония и для применения облученного в реакторах на быстрых нейтронах (БН-350, БН-600, БН-800) и в тепловых реакторах (ВВЭР-1000).
    2. Программа исследований рассчитана на 4 года (1992-1995 годы) и разработана таким образом, чтобы дать руководящим инстанциям элементы технической оценки, которые позволят принять решение об осуществлении использования (в виде топлива МОХ) плутония в промышленном масштабе в РФ.
    Эта программа исследований касается шести нижеперечисленных тем:
    1) Тема N 1: "Стратегические подходы"
    Составить подробный список различных возможных стратегий, позволяющих утилизировать ядерные материалы военного происхождения, топливо, и совместно оценить интерес, который они представляют, с учетом таких аспектов, как окружающая среда, безопасность, экономика и нераспространение.
    Обе Стороны договорились на данном этапе, что использование плутония в реакторах на быстрых нейтронах (БН) и в реакторах типа ВВЭР-1000, является лучшим решением для рационального использования военного плутония, и при этом обращают особое внимание на экономические критерии и вопросы технической осуществимости.
    2) Тема N 2 и 2-bis: "Расчеты реакторов":
    По соглашению обеих Сторон обменяться данными, необходимыми для расчетов активных зон с топливом МОХ и, в частности, данными по топливу и активными зонами реакторов ВВЭР-1000, БН-350, БН-600 и БН-800, чтобы установить сотрудничество по методам расчетов и по расчетам использования плутония в этих реакторах, основываясь на военном плутонии, теоретические характеристики которого будут выработаны совместно.
    Обе Стороны условились об осуществлении общей программы и характеристиках "теоретического военного" плутония, которые будут использоваться в этих расчетах (5% по Pu-240).
    Общей программой для реакторов ВВЭР-1000 (тема N 2) и БН-600 (тема N 2-bis) является следующее:
    Тема N 2 (ВВЭР-1000)
    а) по используемым в настоящее время сборки топлива на основе (UO2), исследования должны будут установить максимально допустимый с точки зрения безопасности процент МОХ в активной зоне вместо сборок UO2 (первый этап);
    б) при исследовании изменений активной зоны реактора (либо сборки топлива, либо системы управления и защиты), будет установлен максимально допустимый с точки зрения безопасности процент МОХ в активной зоне вместо сборок UO2 (второй этап).
    Тема N 2-bis (БН-600):
    Исследование оптимальной стратегии преобразования активной зоны реактора БН-600 для топлива МОХ с использованием военного плутония:
    а) преобразование нынешней обогащенной активной зоны на UO2 в МОХ;
    б) замена радиальных и осевых экранов из UO2 инертными отражателями.
    Обе Стороны будут опираться на уже проведенные опыты:
    - переход от UO2 к МОХ в реакторе ФЕНИКС;
    - опыт КОЖЕМА по экономической оценке топлива МОХ;
    - опыт России в экспериментальных и расчетных работах по топливу МОХ.
    Осуществление конкретных работ по теме N 2 и 2-bis должно проводиться по рабочим программам, которые будут разработаны в будущем группой специалистов обеих Сторон. Программа совместных исследований должна предусматривать взаимный обмен необходимыми данными (базовые данные по расчетным и экспериментальным данным).
    Программы соответствующих работ должны быть составлены специалистами обеих Сторон в ходе их следующей встречи. Они должны быть впоследствии одобрены руководством обеих Сторон с подтверждением принципа финансирования и передачи данных.
    3) Тема N 3: "Химия плутония"
    По соглашению обеих Сторон обменяться данными о химических методах, позволяющих преобразовывать металлический плутоний или его сплав в окись плутония (PuO2), с тем чтобы можно было установить сотрудничество в области химических методов и определения соответствующих пилотных установок.
    4) Тема N 4: "Производство топлива МОХ"
    По соглашению обеих Сторон обменяться данными о применявшихся методах, концепции и конструкции завода по производству топлива МОХ как для реакторов БН, так и для тепловых реакторов, с целью установления французско-российского сотрудничества по этой теме.
    Посещение строительства цеха 300 в Челябинске позволило, кроме того, французским экспертам ознакомиться с принципами, применяемыми Российской Стороной. Эксперты договорились о продолжении обменов и о выработке рабочей программы, которая будет состоять на первом этапе из:
    - экспертизы Французской Стороны цеха 300, строящегося в Челябинске в целях определения возможного содействия Французской Стороны нуждам Российской Стороны;
    - посещения Российской Стороной установок КОЖЕМА по производству смешанного топлива в Кадараше;
    - посещения Российской Стороной установок КАЭ по исследованию и разработкам производства смешанного топлива МОХ в Кадараше;
    - посещения Французской Стороной российских установок по исследованию и разработкам в области производства смешанного топлива МОХ.
    5) Тема N 5: "Переработка смешанного топлива"
    По соглашению Сторон обменяться данными по используемым методам и полученным результатом по переработке облученного топлива МОХ-РТН и МОХ-РБН.
    6) Тема N 6: "Оптимальный реактор"
    Сотрудничать над теоретическим определением наилучших ядерных реакторов для гражданской электроэнергетики для использования военных ядерных материалов с учетом четырех критериев: окружающая среда, безопасность, экономика, нераспространение.
    Обе Стороны договорились изучать различные возможные концепции ядерных реакторов с целью уничтожения военного плутония. В это исследование войдет раздел о концепции активной зоны и раздел о топливных сборок.