Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 876. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОБЩИЕ ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА" (утв. Минморфлотом СССР 20.06.72 N 107)

Дата документа20.06.1972
Статус документаДействует
МеткиПравила

    

Утверждены
Министерством морского флота
20 июня 1972 г. N 107

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА
МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА

 

(Извлечение)

 

I. Общие положения.

 
    1. Настоящие Общие правила издаются Министерством морского флота СССР в соответствии со ст. 5 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и регулируют:
    а) порядок выполнения государственных планов морских перевозок;
    б) основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, а также буксировки плотов леса;
    в) порядок транспортно-экспедиторской обработки грузов в морских портах и портовых пунктах;
    г) взаимоотношения морского флота с другими видами транспорта.
    2. В соответствии со ст. 5 Кодекса торгового мореплавания в развитие настоящих Общих правил Министерство морского флота разрабатывает, утверждает и публикует в Сборнике правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР обязательные для всех министерств, ведомств, организаций и граждан правила, инструкции и положения по вопросам перевозки грузов, пассажиров, багажа, буксировок леса в плотах и других объектов, производства портами транспортно-экспедиторских операций.
    3. В соответствии с настоящими Общими правилами пароходства ММФ осуществляют перевозки и буксировки между портами, подведомственными как Министерству морского флота, так и другим министерствам и ведомствам, и открытыми для производства соответствующих операций.
    Настоящие Общие правила распространяются на перевозки и буксировки, осуществляемые пароходствами ММФ между портами СССР и иностранными портами, а также между иностранными портами, если иное не предусмотрено специальными постановлениями и правилами, действующими в отношении заграничных перевозок, а в надлежащих случаях - договорами, заключенными пароходствами с иностранными фрахтователями.
    4. Настоящие Общие правила распространяются на перевозки в прямом водном и прямом смешанном железнодорожно-водном сообщениях во всем, что не предусмотрено особыми положениями об этих перевозках.
    5. Перевозка войск, вооружения и воинского снаряжения, а также перевозка почты осуществляется на основании настоящих Общих правил и специальных правил, утверждаемых Министерством морского флота по согласованию с соответствующими министерствами.
    6. Порты и портовые пункты производят операции по приему, хранению, погрузке, разгрузке и выдаче грузов, а также транспортно-экспедиторские операции и операции, связанные с перевозками пассажиров и багажа.
    Порты и портовые пункты могут открываться для производства всех или некоторых из перечисленных выше операций, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.
    Открытие портов и портовых пунктов для выполнения всех или некоторых операций, в том числе и погрузочно-разгрузочных операций на рейде, а также установление условий выполнения этих операций производятся Министерством морского флота с опубликованием об этом в Сборнике правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР.
    Открытие для операций по приему, хранению, погрузке, разгрузке и выдаче грузов, а также для транспортно-экспедиторских операций портов и портовых пунктов, не подведомственных Министерству морского флота, может производиться последними по представлению соответствующих министерств и ведомств.
    Выполнение операций, для которых порт (портовый пункт) объявлен открытым, является для данного порта (портового пункта) обязательным.
    Открытие портов и портовых пунктов для перевалки грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения производится Министерством морского флота по согласованию с Министерством путей сообщения.
    7. Перевалка и транспортно-экспедиторская обработка внешнеторговых грузов в портах осуществляются на основании настоящих Общих правил и специальных правил, утверждаемых Министерством морского флота по согласованию с Министерством внешней торговли и Государственным комитетом Совета Министров СССР по внешним экономическим связям.
    8. Причалы, подъездные пути и склады в портах Министерства морского флота являются объектами общего пользования, если они не предоставлены в пользование отдельным организациям в порядке, предусмотренном статьей 68 КТМ.
    Использование в морских портах причалов, складов и складских площадей не по прямому назначению, а также использование складов и складских площадей для длительного хранения запрещается.
 

III. Перевозка грузов

 
    25. По договору перевозки груза перевозчик обязуется перевести вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его правомочному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
    26. Договор перевозки груза оформляется при перевозках грузов:
    а) в заграничном сообщении чартером и коносаментом или только коносаментом;
    б) при перевозках грузов в большом и малом каботаже - коносаментом;
    в) при перевозках в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, прямом водном сообщении, при буксировке плотов, при перевозке в Каспийском бассейне нефтеналивных грузов.
    Коносамент составляется и подписывается перевозчиком на основании погрузочного ордера или экспортного поручения, предъявляемого грузоотправителем.
    Коносамент составляется не менее чем в двух экземплярах, из которых один следует при грузе, а второй выдается грузоотправителю.
    По желанию отправителя при перевозке грузов в заграничном сообщении ему может быть выдан за отдельную плату коносамент в нескольких экземплярах тождественного содержания, причем в каждом из них отмечается число составленных и выданных экземпляров коносамента.
    После выдачи груза по одному из экземпляров коносамента остальные теряют силу.
    Накладная составляется и подписывается грузоотправителем, предъявляется им пароходству одновременно с предъявлением груза, сопровождает груз на всем пути его следования и выдается в пункте назначения вместе с грузом грузополучателю.
    Перевозчик, приняв груз и накладную, выдает грузоотправителю квитанцию.
    27. Одновременно с предъявлением груза к перевозке отправитель должен передать перевозчику все документы, требуемые портовыми, таможенными, санитарными или иными правилами, и отвечает перед пароходством за простой судов и убытки, происшедшие вследствие несвоевременной передачи, неправильности или недостаточности этих документов.
    Перевозчик не обязан проверять правильность и достаточность этих документов.
    28. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком и третьими лицами за последствия, происшедшие вследствие неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в погрузочном ордере, экспортном поручении или накладной.
    29. По требованию перевозчика в каботаже грузы могут перевозиться в опломбированном отправителем помещении судна. Перечень грузов, перевозка которых осуществляется в опломбированных помещениях, а также порядок опломбирования устанавливаются правилами, издаваемыми Министерством морского флота СССР.
    В малом каботаже грузы могут перевозиться в сопровождении проводников отправителя или получателя. Порядок перевозки грузов с проводниками регулируется правилами, утверждаемыми Министерством морского флота.
    30. Грузы в зависимости от их рода и свойств перевозятся с указанием в коносаменте или накладной либо веса и количества мест (тарный и штучные грузы), либо только места (брутто) и других данных, предусмотренных ст. 124 КТМ.
    При сдаче грузоотправителем и приеме морским транспортом груза к перевозке его вес должен быть определен и указан в погрузочном ордере и коносаменте (или накладной).
    Вес груза определяется взвешиванием или подсчетом общего веса сдаваемого груза, исходя их веса, указанного на грузовых местах, или стандартного веса грузовых мест. Вес отдельных грузов может определяться расчетным путем по обмеру или условно.
    Перечень грузов, вес которых может определяться расчетным путем, по обмеру или условно, устанавливается правилами, издаваемыми Министерством морского флота.
    Опасные, негабаритные, тяжеловесные и другие специфические грузы по установленному Министерством морского флота списку принимаются к перевозке по весу, объявленному отправителем.
    31. При погрузке портами Министерства морского флота на своих причалах и своей рабочей силой грузов, требующих перевески, определение веса производится пароходством на весах порта.
    При погрузке грузов в портах клиентуры или на принадлежащих или эксплуатируемых ею причалах определение веса грузов производится грузоотправителями или грузополучателями.
    Определение веса груза расчетным путем, по обмеру или условно производится во всех случаях грузоотправителем. О таком способе определения веса грузоотправитель обязан сделать оговорку в погрузочном ордере (поручении) или накладной.