Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 690. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 19.05.98 N 1236 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Дата документа19.05.1998
Статус документаДействует
МеткиПриказ

    

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 19 мая 1998 г. N 1236

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
    В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.94 N 174 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования" приказываю:
    1. Утвердить прилагаемые Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, доработанные по замечаниям и предложениям педагогической общественности и одобренные Федеральным экспертным советом по общему образованию Минобразования России.
    2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести до подведомственных образовательных учреждений общего образования Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования.
    3. Управлению общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.) на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования в срок до 01.10.98 обеспечить разработку примерных образовательных программ основного общего образования.
    4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра В.А. Болотова.
 

Министр
А.Н.ТИХОНОВ

 
 
    ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение

ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательная область

Филология
(русский язык как государственный, русский язык как родной, литература, иностранные языки)

Русский язык как государственный <*>

    


    <*> В образовательный компонент "русский язык как государственный" входит русский язык, литература для образовательных учреждений общего образования Российской Федерации с русским (неродным) и с родным (нерусским) языком обучения.
 
    Введение
    Общие сведения о русском языке. Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык - первоэлемент художественной литературы. Русский язык в кругу других языков.
    Нормы русского литературного языка. Наука о русском языке и ее разделы.
    Система языка
    Фонетика. Орфоэпия
    Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные. Редукция гласных. Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные по звонкости - глухости. Сонорные согласные. Шипящие и "ц". Твердые и мягкие согласные. Парные и непарные согласные по твердости - мягкости.
    Слог. Ударение. Свободное и подвижное ударение в русском языке.
    Интонация. Основные типы русских интонационных конструкций.
    Важнейшие орфоэпические правила.
    Орфоэпические словари. Словари ударений.
    Лексика и фразеология
    Слово как единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Тематические группы слов.
    Исконно русские и заимствованные слова. Старые и новые слова в лексике русского языка. Стилистическая и социальная дифференциация слов в русском языке.
    Фразеологизмы, их семантика, функции и употребление.
    Национально маркированная лексика и фразеология.
    Основные типы толковых словарей русского языка.
    Состав слова. Словообразование
    Основа слова и окончание. Корень и аффиксы. Простые и сложные слова. Однокоренные слова. Основные способы словообразования в русском языке.
    Этимологические словари русского языка.
    Грамматика
    Морфология. Части речи как лексико - грамматические разряды. Самостоятельные части речи: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы.
    Место причастий и деепричастий в системе частей речи.
    Категория одушевленности и неодушевленности.
    Род и число существительных, прилагательных, местоимений.
    Формы, значение и употребление падежей.
    Видовременная система русского языка. Образование, семантика и употребление глаголов совершенного и несовершенного видов. Глаголы движения.
    Наклонение глагола.
    Служебные части речи: предлог, союз, частицы.
    Междометия. Звукоподражательные слова.
    Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
    Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по характеру главного слова.
    Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Второстепенные члены предложения.
    Простое предложение. Односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов.
    Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
    Обращение, вводные слова и конструкции.
    Сложное предложение. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Структура и смысловые отношения между их частями.
    Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
    Бессоюзное сложное предложение.
    Основные способы выражения определительных отношений в простом и сложном предложении. Способы выражения обстоятельственных отношений (места, времени, причины, цели, условий) в простом и сложном предложении.
    Способы передачи чужой речи.
    Письмо. Орфография. Пунктуация
    1) Графика.
    Алфавит. Названия букв. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Строчные и прописные буквы. Двойное значение букв.
    2) Орфография.
    Орфограмма. Орфографическое правило.
    Правописание гласных и согласных после шипящих. Правописание разделительных "ь" и "ъ", "ы" и "и" после "ц". Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание аффиксов.
    Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Правила переноса слов.
    Орфографические словари.
    3) Пунктуация.
    Знаки препинания в простом предложении; в предложении с однородными членами, обращениями, вводными словами и вставными конструкциями; в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. Знаки препинания в прямой и косвенной речи, при цитировании.
    Речь
    Виды речевой деятельности: говорение и аудирование, письмо и чтение.
    Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь.
    Текст как речевое произведение. Средства межфразовой связи в тексте. Его целостность по отношению к структуре.
    Русский речевой этикет. Русские нормы речевого поведения в сопоставлении с родными.
    Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Различение типов речи по цели, объекту речи и способам связи предложений.
    Сферы общения и функциональные стили речи. Особенности разговорного, научного, официально - делового и публицистического стилей. Язык художественной литературы.
    Стили и жанры.
    Культура русского народа в русском языке
    Этнокультуроведческая лексика и фразеология, отражающая жизнь, быт, искусство, обряды, обычаи и традиции русского народа.
    Сведения по теории и истории литературы
    Русская литература как национальное достояние русского народа. Роль русской литературы XIX - XX веков в развитии национальной художественной культуры народов России и мировой художественной культуры.
    Художественная литература как словесное искусство.
    Устное народное творчество и литература.
    Жанры устного народного творчества.
    Стихотворная и прозаическая речь.
    Литературные направления, роды и жанры.
    Образность - отличительная черта художественного произведения. Основные средства художественной изобразительности (метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, антитеза и др.).
    Литературное произведение как художественное отражение объективной действительности. Автор и читатель.
    Краткие биографические сведения о писателе.
    Содержание и структура литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, система образов).
    Нравственная и историко - культурная проблематика литературы (борьба добра и зла, человек и Бог, выбор жизненного пути, преемственность поколений, человек и общество, человек и природа, честь, долг, совесть и др.).
    "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе.
    Литература и другие виды искусства.
    Литературоведение и литературная критика.
    Произведения, предназначенные для чтения и изучения в 5 - 9-х классах
    Мифы древних славян, например: "Миф о Сварожиче", "Миф о Перуне", "Миф о Яриле" (по книге А.А. Афанасьева "Древо жизни").
    Из русского фольклора
    Русские народные сказки, например: "Финист - Ясный Сокол", "Иван - крестьянский сын и Чудо - юдо", "Иван - царевич и серый волк", "Василиса Прекрасная".
    Загадки, пословицы, поговорки (по выбору).
    Русские былины, например: "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Вольга и Микула Селянинович", "Садко".
    Русский народные песни: исторические и лирические (по выбору).
    Героический эпос народов России. "Калевала", "Олонхо", "Нарты", "Гэсэр", "Джангар", "Урал - батыр", "Алпамыш", "Меге Баян - тоолыи" (фрагменты по выбору).
    Из древнерусской литературы
    "Повесть временных лет" ("Житие Бориса и Глеба").
    "Слово о полку Игореве" (фрагменты).
    Из литературы XVIII века
    М.В. Ломоносов. "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года" (отрывки).
    Г.Р. Державин. "Памятник".
    Д.И. Фонвизин. "Недоросль" (сцены).
    Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза".
    Из литературы XIX века
    И.А. Крылов. Басни, например: "Квартет", "Ларчик", "Лисица и виноград", "Листы и корни", "Лжец", "Волк на псарне", "Осел и Соловей", "Мартышка и очки".
    В.А. Жуковский. Баллады, например: "Светлана", "Кубок". Стихотворения (по выбору).
    А.С. Грибоедов. "Горе от ума" (сцены).
    А.С. Пушкин. Стихотворения, например: "Песнь о Вещем Олеге", "Анчар", "Во глубине сибирских руд...", "К Чаадаеву", "Я помню чудное мгновенье...", "Узник", "...Вновь я посетил...", "19 октября", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Не пой, красавица, при мне...", "И.И.

Ведется подготовка документа. Ожидайте