Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 823. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 1996 г. N 1410

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1997-2000 ГОДАХ"

 

(в ред. - Постановления Правительства РФ от 09.12.98 N 1468)

 
    В целях обеспечения потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других потребителей в статистической информации о социально-экономическом развитии страны Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" (далее именуется - Программа).
    2. Определить:
    государственным заказчиком - координатором Программы Государственный комитет Российской Федерации по статистике;
    государственными заказчиками Программы (по направлениям):
    Министерство экономики Российской Федерации - по вопросам обеспечения методических требований к статистической информации, используемой федеральными органами исполнительной власти для аналитических работ и разработки социально-экономических прогнозов и программ;
    Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям - по вопросам приемки и экспертизы выполненных работ в части, касающейся сферы науки, технологий и инноваций, а также обеспечения выполнения мероприятий по совершенствованию статистики науки и инноваций.
    3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 1997 году за счет средств федерального бюджета.
    4. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета выделение средств для осуществления мероприятий Программы.
    5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах средств их бюджетов разработать и утвердить в 1997-1998 годах региональные программы реформирования статистики до 2000 года.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

 
 

Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 ноября 1996 г. N 1410

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

 

"РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1997-2000 ГОДАХ"

 

(в ред. - Постановления Правительства РФ от 09.12.98 N 1468)

 

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1997-2000 ГОДАХ"

 

Наименование "Реформирование Программы в 1997-2000 годах" - федеральная целевая программа статистики
Дата принятия решения о разработке Программы - поручение Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1995 г. N АЧ-П5-38487
Государственные заказчики Пр®граммы - Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям
Основные разработчики Программы - Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям с участием других федеральных органов исполнительной власти
Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели - целью Программы является завершение системного реформирования статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики и хозяйствующих субъектов. Для достижения этой цели будут реализованы задачи по формированию системы показателей, адекватно отражающей перемены в обществе и реформируемой экономике, внедрению государственных статистических стандартов, выработаны прогрессивные технологические подходы к формированию государственных статистических информационных ресурсов
Срок реализации Программы - 1997-2000 годы
Исполнители основных мероприятий Программы - Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям, Министерство финансов Российской Федерации, Государственная налоговая служба Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, а также другие федеральные органы исполнительной власти, научные организации
Объемы и источники финансирования Программы - объем финансирования Программы в 1997-2000 годах составит 459,9 млрд. рублей,
 в том числе в 1997 году - 35,3 <*> млрд. рублей (в ценах по состоянию на 1 апреля 1996 г.). Программа финансируется за счет целевых ассигнований из федерального бюджета
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - реализация Программы позволит на основе внедрения современных методологий в сфере статистики и информационных технологий обеспечить потребности в статистической информации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средств массовой информации, международных организаций, населения, научной общественности, коммерческих структур. Во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти с использованием данных маркетинговых исследований рынка информационных услуг будет построена система показателей и методология статистического анализа общественно-экономического развития страны. Будут внедрены в практику работы органов государственной статистики система мониторингов социально-трудовой сферы и современные комбинированные методы статистических наблюдений, создана современная система автоматизированной обработки статистической информации, заложены основы формирования интегрированных государственных информационных ресурсов, завершится унификация исчисления основных статистических показателей в соответствии с методологией, принятой в мировой практике, получат дальнейшее развитие Единый государственный регистр предприятий и организаций и автоматизированная система классификации технико-экономической и социальной информации, обеспечивающая межведомственную и международную сопоставимость статистических данных, будет модернизирована техническая и программно-технологическая база органов государственной статистики
Система организации контроля за исполнением Программы - контроль за реализацией Программы осуществляют Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям

 
    


    <*> Размеры затрат подлежат уточнению после утверждения федерального бюджета на 1997 год.
 

1. Содержание проблемы реформирования статистики и обоснование необходимости ее решения

 
    Мероприятия федеральной целевой программы "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" (далее именуется - Программа) являются продолжением первого этапа реформирования российской статистики, завершившегося в 1996 году в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
    Первый этап реформирования статистики был реализован на принципах максимальной концентрации ресурсов по наиболее важным фундаментальным направлениям. В результате определился состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития российской экономики. Созданы основы Единого государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.
    Сформированы основные социальные показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения и другие, укрупненные экономические счета, макроэкономические показатели в области цен, финансов и денежного обращения, промышленного производства, потребительского рынка, которые стали важными рычагами управления экономическим развитием государства.
    Одновременно в таких областях, как здравоохранение, социальное страхование, народное образование, получила развитие отраслевая статистика.
    Развитие экономических реформ, расширение спроса на информацию со стороны органов государственной власти для принятия ими управленческих решений, а также появление спроса на информацию со стороны предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым системное реформирование организации статистического наблюдения. С выдвижением на первый план потребностей общества в актуальной информации реформирование статистики превратилось в средство реализации качественно новых задач, предполагающих достаточность статистических данных для управления государством и обеспечения информационных потребностей всех членов общества.
    В ходе реформирования статистики в 1997-2000 годах необходимо:
    на базе современной системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности завершить создание модели государственной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений;
    усилить интегрирующие функции органов государственной статистики в общем процессе информационного отображения общественно-экономических явлений в стране;
    сформировать единую методологическую основу для отраслевых систем статистической информации;
    повысить роль региональной статистики с помощью перераспределения функций между федеральным и региональным уровнями статистической информационной системы;
    обеспечить высокую оперативность и максимальную достоверность статистических данных;
    повысить программно-технологический и технический уровень системы, обеспечить необходимые условия труда работников органов государственной статистики.
 

2. Основные цель и задачи Программы

 
    Основной целью Программы является завершение системного реформирования статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики и хозяйствующих субъектов.
    Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
    совершенствование статистической информационной базы в целях максимального отражения общественных и социально-экономических явлений на основе развития системы статистических показателей, формирования и ведения баз статистических данных федерального и регионального уровней, внедрение государственных статистических стандартов;
    переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа; укрепление материально-технической базы органов государственной статистики, развитие ее с ориентацией на ресурсосбережение в условиях снижения информационной нагрузки на источники статистической информации; повышение квалификации работников органов государственной статистики в соответствии с требованиями ее реформирования.
 

3. Система программных мероприятий

 
    Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач по взаимосвязанному, скоординированному и последовательному совершенствованию всех стадий организации государственного статистического наблюдения, включая разработку и совершенствование системы статистических показателей, совершенствование методов сбора отчетной информации, удешевление стоимости проведения статистических работ.
    Для реализации основных подходов, положенных в основу программных мероприятий, следует перейти от отраслевых принципов, сформировавшихся в дореформенной административной системе управления и основывающихся на обособленном и несвязанном сборе показателей по труду, продукции, фондам, финансам, к интегрированному, когда основные индикаторы экономической деятельности юридических лиц будут собираться в комплексе при соблюдении требований методологического единства.
    Такое изменение позволит:
    создать систему формирования информационных ресурсов в соответствии с потребностями органов государственной власти, других пользователей статистических данных;
    разработать систему показателей и методов организации статистического наблюдения за юридическими лицами как хозяйствующими субъектами независимо от сферы их деятельности;
    развить функции Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъектов, инструмента, предназначенного для определения совокупности единиц статистического наблюдения, организации самого наблюдения и обработки отдельных статистических данных;
    обеспечить сопоставимость статистических данных в межведомственном, межрегиональном и межгосударственном обмене на основе развития и внедрения системы взаимоувязанных классификаторов технико-экономической и социальной информации;
    использовать банковскую, финансовую, налоговую, таможенную и другие виды экономической статистики при формировании комплексной информационной статистической базы;
    активизировать обмен статистической информацией с органами государственной власти, их территориальными структурами.
    Предполагается перестроить методы сбора информации, реализовав комбинированный подход, в соответствии с которым крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследованы с использованием сплошного метода учета, малые предприятия - выборочным способом. Среди перспективных направлений получения статистической информации предстоит использовать переписи (населения и домашних хозяйств, предприятий оптовой и розничной торговли, сельского хозяйства по программе Всемирной сельскохозяйственной переписи и др.), выборочные методы, включая зональную выборку, социологические и конъюнктурные опросы, дистанционное зондирование.
    Предусмотренные Программой изменения потребуют разработки принципиально нового подхода к применению вычислительной техники, при котором интегрированная статистическая база данных станет эффективным инструментом статистического анализа. Предусматривается переход к сетевой технологии обработки информации, применению современных электронно-издательских систем, современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций, а также повышение квалификации (а в ряде случаев и переобучение) специалистов органов государственной статистики.
 

3.1. Реформирование системы статистических показателей

 
    Центральным звеном Программы является переход к применению научно обоснованной системы показателей, отвечающей условиям рыночной экономики и требованиям эффективного ее функционирования в интересах общества.
    В Программе намечается:
    дополнить существующую систему социально-экономических показателей новыми показателями, отражающими процесс и результаты проводимых реформ (формирование многоукладной экономики, рынков труда и капитала, создание конкурентной рыночной среды и механизма ее регулирования, трансформация отношений собственности и соответственно - системы распределения доходов);
    усовершенствовать систему индикаторов социального развития общества, предусмотрев объективное отражение ими всей совокупности условий жизни различных социальных слоев и групп населения;
    осуществить дальнейшее развитие сводных экономических разработок на макроуровне и в территориальном разрезе путем освоения развернутой системы национальных счетов и регулярного составления межотраслевых балансов;
    обеспечить расширение территориального разреза разработки макроэкономических, отраслевых и социальных показателей и его согласованность с материалами отраслевых и сводных экономических разработок.
    Использование обоснованной системы социально-экономических показателей будет способствовать созданию в стране современных систем организации информации и коренному улучшению организации самой статистики.
    Реформирование системы статистических показателей предусматривается осуществлять в соответствии с мероприятиями, включенными в раздел I Программных мероприятий на 1997-2000 годы, предусматривающими разработку качественно новых показателей, позволяющих повысить практическую значимость и аналитическую ценность статистической информации для органов государственной власти и управления.
    Мероприятия, содержащиеся в указанном разделе, включают три блока наиболее существенных показателей, характеризующих соответственно реформирование хозяйственного механизма, функционирование экономики, результаты социально-экономического развития.
    Системы статистических показателей, которые предполагается создать внутри первого блока, дают возможность проанализировать процесс становления рыночных отношений, условия функционирования экономики и последствия реализации решений органов государственной власти по реформированию хозяйственного механизма. С их внедрением федеральные органы исполнительной власти, крупные производственные, коммерческие, банковские структуры получат комплексную информацию об эффективности функционирования хозяйственного механизма.
    Второй блок содержит мероприятия по реформированию показателей, характеризующих механизм функционирования экономики на территории страны и внешнеэкономические связи с другими государствами, состояние основных секторов внутренней экономики, товарное насыщение потребительского рынка, поддержание рыночного равновесия между производителями и потребителями, финансово-экономическую стабильность работы предприятий и экономики в целом, влияние на экономику внешнеэкономических связей.
    Мероприятия третьего блока нацелены на разработку системы показателей, отражающих конечные результаты развития экономики (эффективность ее функционирования, оценку всех элементов созданного национального богатства, включая население страны и материальные воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы, и уровня жизни населения). В этот блок включены мероприятия, направленные на совершенствование расчетов макроэкономических показателей, содержащихся в системе национальных счетов, и развитие показателей жизненного уровня населения. Особое внимание уделяется показателям эффективности, которые за последние годы в условиях высоких темпов инфляции и спада производства во всех отраслях в силу ряда причин в экономическом анализе отошли на второй план.
    Реформирование системы статистических показателей предполагается проводить одновременно с решением проблемы реализации современных подходов к организации системы статистического учета (введение соответствующих форм государственного статистического наблюдения, внесение изменений в действующие формы, отмена устаревших показателей, организация выборочных обследований, переписей и т. д.).
 

3.2. Совершенствование методов статистического наблюдения

 
    Дальнейшее развитие экономических реформ в России ставит перед государственной статистикой новые задачи в области методологии и организации статистического наблюдения. Расширение круга пользователей, появление новых форм хозяйствования, многообразие форм собственности диктуют необходимость существенного изменения разработанных ранее методологий и создания новых с использованием всей совокупности методов, существующих в мировой статистической практике. Организация сбора данных должна охватывать все возможные источники информации и сопровождаться системой обоснованных расчетов.
    Важнейшим направлением реформирования статистики в этой области является разработка и ведение многоцелевого Единого государственного регистра предприятий и организаций. Это означает, что реализуя функции статистического учета, он будет являться основой для организации субрегистров (малых предприятий, предприятий с участием зарубежного капитала и т. д.), проведения выборочных обследований, накопления и представления потребителям интегрированной информации о деятельности предприятий различных отраслей и форм собственности.
    Для получения детальной, комплексной информации о социально-экономической ситуации в стране в условиях сокращения сплошной отчетности большое развитие получат переписи. Их проведение позволит получить в момент переписи обширную статистическую информацию, создать необходимые предпосылки (типизация единиц наблюдения, расчеты устойчивых пропорций и соотношений между статистическими показателями) для успешного проведения статистического наблюдения и дорасчетов в период между переписями.
    В процессе перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики Государственным комитетом Российской Федерации по статистике совместно с федеральными органами исполнительной власти начата разработка системы социально-экономических мониторингов. В частности, предполагается организовать мониторинги экономической и национальной безопасности, охраны окружающей среды, состояния минерально-сырьевой базы и недропользования, социально-экономического потенциала семьи и другие.
    Особо сложной задачей является разработка комбинированных методов статистического наблюдения, основанных на сбалансированном использовании собранной органами государственной статистики информации, ведомственной статистики и научных дорасчетов. Значительных усилий в этой связи требует согласование концепции и подходов к расчетам статистических показателей в различных ведомствах.
    Большое внимание в 1997-2000 годах предполагается уделить разработке методологии новых для органов государственной статистики видов выборочных обследований (многоцелевых, многофазных, распределенных во времени выборок). Это позволит проводить более качественные обследования и получать обширную и надежную информацию по таким важным вопросам, как семейные бюджеты, деятельность предприятий торговли, строительства, общественного питания, теневая экономика и т. д.
 

3.3. Совершенствование методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и регионов на базе математико-статистических методов и системы макроэкономических показателей

 
    В условиях укрепления суверенитета субъектов Российской Федерации, расширения их полномочий в принятии экономических решений возникает необходимость в создании качественно новой системы анализа социально-экономического развития регионов.
    Раздел включает в себя перечень мероприятий, предусматривающих проведение комплекса работ на основе применения системы социально-экономических показателей с использованием экономико-математических методов. В результате должны быть определены современные методы анализа развития и реформирования экономики России, субъектов Российской Федерации, пригодные для оценки на федеральном и региональном уровнях.
    Мероприятия раздела включают вопросы методологии анализа макроэкономической сбалансированности, пропорциональности и сбалансированности производства, его структурной перестройки, товарных рынков и финансовых ресурсов.
    Особое место в перечне занимают мероприятия по разработке методологии комплексного анализа показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию в регионах России. Работы предусматривают определение пороговых значений отдельных экономических показателей, выход за пределы которых может означать возникновение критической ситуации в регионе или на макроуровне. Целями работ, проводимых в данной области, являются:
    обоснование комплексных подходов к определению критических пороговых значений отдельных социально-экономических показателей;
    исследование возможности определения опасных областей состояния социально-экономической сферы на основании теорий и методов многокритериального выбора;
    разработка методологии и компьютерной технологии определения неблагоприятных состояний социально-экономической сферы на региональном и федеральном уровнях.
 

3.4. Создание системы взаимоувязанных общероссийских классификаций, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций ООН, Европейского союза и Содружества Независимых Государств

 
    Актуальность и приоритетность данного направления работ обусловлены необходимостью обеспечения адекватного описания реформируемой экономики и достижения сопоставимости статистической, внешнеторговой, финансовой, банковской и других видов экономической информации, сбор и автоматизированная обработка которой осуществляются в стандартизированном виде в сферах государственного управления национальной экономикой.
    Возможность интеграции государственных информационных ресурсов позволит решать задачи, связанные с анализом состояния и динамики развития национальной экономики, развитием демографической и социальной статистики, созданием статистических регистров, реестров в системах налогообложения, лицензирования, квотирования, государственной регистрации и учета хозяйствующих субъектов, формирования каталогов выпускаемой продукции.
    Важным этапом работы является создание второй версии общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, гармонизированного с международными классификациями ООН и Европейского союза (ISIC, NACE, CPC, CPA, SITC, HS, CN), и внедрение его в практику.
    Особое значение для сбора и анализа данных имеет создание и ведение системы социально-экономических классификаций, взаимоувязанных с классификацией видов деятельности юридических и физических лиц.
    Развитие кредитно-денежной системы, а также потребности разработки финансовых счетов в рамках системы национальных счетов обуславливают включение в Программу работ по созданию классификаций финансовой, бюджетной и банковской деятельности.
    Решение перечисленных задач в рамках системы взаимосвязанных классификаций приведет к сокращению их числа, совмещению структур построения, упрощению таблиц соответствия. Результатом должно стать создание информационно совместимых баз данных социально-экономической информации.
 

3.5. Реализация современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности

 
    Модернизация статистической информационной базы невозможна без внедрения современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности. Первоочередной задачей является создание системы информационных ресурсов Государственного комитета Российской Федерации по статистике и применение новейших информационных технологий путем:
    создания интегрированных баз статистических данных федерального и регионального уровней на основе единого фонда нормативно-справочной информации и каталога статистических показателей;
    разработки программного обеспечения интегрированных баз статистических данных федерального и регионального уровней с применением промышленных систем управления базами данных и новейших средств телекоммуникаций, высокопроизводительных локальных вычислительных сетей с мощными серверами баз данных, подключенных к средствам связи и имеющих разнообразные средства визуализации статистических данных, их накопления и распространения.
    Создание единой системы нормативно-справочной информации для электронной обработки данных и формирования интегрированных информационных ресурсов Государственного комитета Российской Федерации по статистике - важный этап реализации поставленной задачи. Основой построения единого фонда нормативно-справочной информации станет развитие автоматизированного банка классификаторов и Единого государственного регистра предприятий и организаций, ведение которых должно осуществляться в режиме распределенного информационного фонда федерального и регионального уровней. Новым элементом такой системы явится формирование и внедрение единого классификатора статистических показателей, обеспечивающего интеграцию статистических информационных ресурсов.
    Действующая техническая база данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике не позволяет реализовать современные методы формирования информационных ресурсов и информационных технологий вследствие ее технического и морального износа. Особого внимания требуют вопросы технического и программно-технологического оснащения подведомственных Государственному комитету Российской Федерации по статистике организаций. В 89 территориальных органах государственной статистики электронная обработка данных до настоящего времени осуществляется машинами ЕС ЭВМ. Действующие локально-вычислительные сети маломощны и созданы на базе ПЭВМ класса АТ-386. Лишь половина районных (городских) отделов статистики имеют ПЭВМ. Необходимо также обеспечить развитие локально-вычислительной сети центрального аппарата Государственного комитета Российской Федерации по статистике, доведя мощность сети до 400 ПЭВМ (класса Пентиум со средствами мультимедиа) на основе серверного узла высокой производительности, способного вести центральную статистическую базу данных большой емкости. Одновременно необходимо осуществить техническое и программно-технологическое переоснащение Вычислительного центра Государственного комитета Российской Федерации по статистике, решающего регламентные задачи по электронной обработке данных по Российской Федерации в целом и обеспечивающего ведение Единого государственного регистра предприятий и организаций, автоматизированного банка классификаторов, фонда нормативно-справочной информации. Должны быть решены вопросы переоснащения научно-исследовательских, проектных организаций и учебных заведений Государственного комитета Российской Федерации по статистике.
    Органы государственной статистики необходимо укомплектовать современным лицензионным программным обеспечением.
    Реализация распределенной системы статистических информационных ресурсов требует существенного развития средств телекоммуникаций. Необходимо обеспечить комплексное решение задач сбора и телеобработки статистических данных, увязав в единый информационно-телекоммуникационный комплекс ресурсы районного, регионального и федерального уровней. Используемые в настоящее время средства связи (ИСКРА, сеть ТФ-ОП, сети АТ-50) характеризуются низким качеством передачи, небольшой скоростью и высокой стоимостью услуг. Требуется перейти к практическому использованию перспективных систем коммутации информации, способных передавать информацию со скоростью не менее 64 кбит в секунду.
    Основным результатом технического и программно-технологического перевооружения статистики явится переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации. При этом должна быть обеспечена реализация ресурсосберегающей технологии электронной обработки данных.
    Внедрение новой сквозной технологии электронной обработки статистической информации и создание в системе Государственного комитета Российской Федерации по статистике интегрированных баз данных дадут возможность развития информационно-телекоммуникационного обслуживания пользователей статистической информации - органов государственной власти и общественности.
    Эффективность реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности во многом определяется мерами по реализации Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". Предусматривается разработать документы по обеспечению режима конфиденциальности статистической информации, по организации защиты статистических информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Наряду с этим требуется разработать нормативные акты, регламентирующие информационное взаимодействие органов государственной статистики с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и другими пользователями.
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным Законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ
 
 

3.6. Совершенствование системы распространения статистических данных и работы с общественностью по использованию статистической информации

 
    Изменения, происходящие в социально-экономической сфере, требуют совершенствования тематики, повышения качества и изменения технологии распространения данных.
    Переход на международные стандарты в области методологии и электронной обработки статистических данных обеспечит соблюдение международных норм и правил в области программ и качества статистических публикаций, в том числе позволит применить цветную графику и картографию, а также перейти на технические носители при распространении статистических данных.
    Для повышения эффективности функционирования системы распространения статистических данных важно постоянно изучать спрос на информационные ресурсы, а это требует проведения маркетинговых исследований.
 

3.7. Совершенствование системы непрерывного профессионального образования кадров в области статистики и информационных технологий

 
    В настоящее время перед статистикой стоит задача проведения анализа социально-экономического развития страны, что позволит определить спрос на разрабатываемые статистические показатели, сделать систему показателей более динамичной, учитывающей реальные процессы в период экономических реформ. При переходе на новые условия хозяйствования возникает необходимость создания новых методологий сбора и обработки информации, а также интерпретации полученных результатов. В практику статистической деятельности входит использование математических и экономических методов, обеспечение объективности данных и корректности их анализа. При создании и совершенствовании системы показателей и методологии их исчисления учитывается опыт ведущих зарубежных стран. Для решения поставленных перед современной статистикой задач необходимо разработать систему подготовки и переподготовки кадров в этой области.
    Настоящий раздел включает в себя мероприятия по совершенствованию системы непрерывного профессионального образования в области статистики и информационных технологий. Одним из важнейших направлений является разработка государственного образовательного стандарта высшего, среднего специального и начального профессионального образования по специальности "Статистика", на основе которого и должна осуществляться подготовка и переподготовка кадров.
    Программа совершенствования системы непрерывного профессионального образования кадров включает:
    совершенствование и внедрение типовых учебных планов и программ для высших и средних специальных учебных заведений экономического и статистического профиля, институтов и факультетов повышения квалификации, учебных центров, в которых должны быть отражены основные методологические принципы, принятые в международной статистике, а также роль статистики и принципы ее функционирования в условиях рыночной экономики;
    подготовку и издание учебно-методической литературы в области статистики и учета для всех уровней учебных заведений;
    подготовку и переподготовку кадров в области статистики и учета в соответствии с требованиями Программы;
    переподготовку преподавателей учебных заведений всех уровней в соответствии с требованиями Программы;
    организацию учебных курсов для пользователей статистических данных.
 

3.8. Международное сотрудничество в области реализации Программы

 
    На Государственный комитет Российской Федерации по статистике возложены функции головной организации по систематизации, публикации и представлению статистической информации в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
    Государственный комитет Российской Федерации по статистике, исходя из членства Российской Федерации в Организации Объединенных Наций и ее специализированных организациях, совместно с Министерством экономики Российской Федерации обеспечивает участие в работе сессий статистических органов ООН и в проектах, осуществляемых этими органами; участие в разработке международных методологических рекомендаций, стандартов, классификаций, номенклатур и конвенций по статистике; предоставление статистических данных по запросам статистических органов ООН и других международных организаций.
    Основными целями международного сотрудничества в этой области являются:
    обмен опытом с национальными статистическими службами развитых стран в сфере методологии и практики;
    получение технической помощи со стороны международных организаций ООН, которые разрабатывают международные статистические нормы и стандарты, и подготовка кадров, необходимых для реализации Программы, включая стажировку специалистов за рубежом.
 

4. Ресурсное обеспечение Программы

 
    Финансирование мероприятий Программы производится за счет средств федерального бюджета. Для исполнения Программы в 1997-2000 годах требуется освоить 459,9 млрд. рублей.
 

(млрд. рублей, в ценах по состоянию
на 1 апреля 1996 г.)

Мероприятия Программы Финансовые затраты на реализацию Программы - всего В том числе 1997 год
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию системы государственной статистики 193 10,3 <*>
Прочие текущие расходы 61  
в том числе:   
развитие информационных ресурсов Государственного комитета Российской Федерации по статистике 24  
внедрение новейших телекоммуникационных технологий; 1,3  
обучение и подготовка кадров 33,3  
международное сотрудничество 2,4  
Развитие технических и телекоммуникационных средств программно-технологического обеспечения, средств защиты информационных ресурсов 205,9 25 <*>
ИТОГО 459,9 35,3 <*>

 
    


    <*> Размеры затрат подлежат уточнению после утверждения федерального бюджета на 1997 год.
 
    Объемы валютного обеспечения в части командировочных расходов по реализации мероприятий Программы предусматриваются Государственному комитету Российской Федерации по статистике ежегодно в прогнозе централизованных расходов в иностранной валюте на цели неторгового характера.
 

5. Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом выполнения Программы

 
    Генеральными подрядчиками работ определены Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям, на которые возложена координация работ по реформированию статистики. К участию в Программе привлекаются также Министерство финансов Российской Федерации, Государственная налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, а также научные организации.
    Механизм реализации Программы включает в себя:
    организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения предусмотренных Программой работ;
    методологические мероприятия, позволяющие завершить переход российской статистики на принятую в международной практике систему учета и статистики;
    технические мероприятия, обеспечивающие модернизацию технической и программно-технологической базы органов государственной статистики, создание информационных систем федерального и регионального уровней на основе внедрения новейших технологий с соблюдением требований защиты информации.
    Текущее управление реализацией Программы осуществляют государственные заказчики - Государственный комитет Российской Федерации по статистике (координатор), Министерство экономики Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям.
    Государственные заказчики Программы с учетом выделяемых на ее реализацию бюджетных средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
    При необходимости государственные заказчики вносят в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
    Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в реализации Программы, ежегодно разрабатывают планы выполнения соответствующих мероприятий Программы.
    Координатор Программы обеспечивает заключение договоров с другими федеральными органами исполнительной власти, участвующими в реализации Программы, несет ответственность за рациональное использование выделяемых бюджетных средств, размещение на конкурсной основе и исполнение заказов на приобретение вычислительной техники, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти издает нормативные акты, направленные на выполнение соответствующих программных мероприятий, в установленные сроки информирует Министерство экономики Российской Федерации о ходе реализации Программы.
    Контроль за выполнением Программы осуществляют Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Министерство экономики Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям. Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров, контрактов, соглашений и включает:
    периодическую отчетность исполнителей о реализации программных мероприятий;
    контроль за целевым и эффективным использованием исполнителями выделяемых средств;
    контроль за соблюдением сроков выполнения договоров, контрактов, соглашений;
    контроль за сроками и качеством выполнения программных мероприятий.
    Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным государственными заказчиками.
 

6. Оценка эффективности и результаты реализации Программы

 
    Реализация Программы обеспечит:
    переход от трансформации отдельных приоритетных направлений статистики к взаимосвязанному, скоординированному и последовательному совершенствованию организации государственного статистического наблюдения;
    переход к новым прогрессивным информационным технологиям, основанным на использовании современных средств сбора, накопления, электронной обработки и распространения официальной статистической информации, необходимой для удовлетворения социальных потребностей общества и принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях;
    максимальное удовлетворение спроса на статистическую информацию; сопоставимость статистических данных на основе системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов;
    активизацию обмена экономико-статистической информацией при взаимодействии с международными организациями;
    повышение эффективности работы органов государственного управления и статистики;
    разработку и внедрение типовых комплексных проектных решений на основе новых информационных технологий.